Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 декабря 2014 г. N 777-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Частное охранное предприятие "СПРУТ" (далее - Заявитель, Участник закупки, Общество) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг в первом полугодии 2015 года (извещение N 0369100025814000051) (далее-Конкурс), в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры" (далее - Заказчик, ФГБОУ ВПО "УралГУФК"), действующих на основании доверенностей от 15.12.2014 NN 01-1196, 01-1197, в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.12.2014 поступила жалоба ООО "Частное охранное предприятие "СПРУТ" на действия Заказчика при проведении Конкурса, объявленного Заказчиком путем опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 26.11.2014 извещения о проведении Конкурса (с изменениями от 11.12.2014).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4000000,00 рублей.
По состоянию на 16.12.2014 контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен, определение подрядчика находится на стадии подачи заявок на участие в Конкурсе.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:
1) По показателю "Опыт работы" критерия оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участника закупки_" Заказчик указал, что в качестве подтверждения опыта участникам закупки необходимо представить контракты (договоры) сопоставимого характера, исполненных участником закупки в полном объеме в течение 2013, 2014 годов.
Вместе с тем, в конкурсной документации отсутствует информация о том, что Заказчик понимает под контрактами сопоставимого характера.
2) В пункте 16 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено требование к сроку действия банковской гарантии до 30.01.2016 при условии, что контракт заключается на 6 месяцев и такое требование к сроку действия контракта является избыточным.
3) Пунктом 6 Технического задания конкурсной документации установлено, что исполнитель обязан обеспечить усиление постов во время проведения массовых мероприятий путем выставления дополнительного сотрудника на пост по требованию Заказчика.
Однако, по мнению Заявителя, без предварительной объективной оценки стоимости контракта участник закупки должен обладать информацией о количестве проводимых мероприятий и их периодичности.
4) Согласно пункту 11 Технического задания конкурсной документации нахождение на посту одного сотрудника не допускается, а в Инструкции по организации работы сотрудниками охраны указано, что сотрудник обязан безотлучно находится на посту, нести дежурство не отвлекаясь, периодически, согласно графику, обходить территорию, а при нападении немедленно нажать "тревожную кнопку", по возможности отразить нападение и сообщить о нападении в ОВД или руководству охранного предприятия.
Указанные пункты конкурсной документации, в соответствии с доводами жалобы, содержат противоречивую информацию относительно требований Заказчика к условиям оказания услуг.
5) В пунктах 6.1-6.3 проекта контракта Заказчиком установлена ответственность сторон не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
6) Пункт 1 "Инструкции по организации работы сотрудниками охраны" определяет, что сотрудник обязан прибыть на объект в установленное время и в установленной форме одежды, осмотреть и проверить объект (пост), принимаемый под охрану (с начальником объекта, сменяемым охранником, иногда самостоятельно), тогда как в конкурсной документации отсутствуют сведения при каких условиях сотрудник должен осмотреть объект самостоятельно.
Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснили, что действия Заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, в конкурсную документацию внесены изменения и исправлены положения конкурсной документации, указанные Заявителем в 1-4,6 пунктах жалобы.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Частное охранное предприятие "СПРУТ" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 6.1, 6.7 проекта контракта ответственность подрядчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, установлена не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и пунктами 6-8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила 1), поскольку размер пени определяется по формуле и может быть более 1/300 ставки рефинансирования.
Вместе с тем, Заказчик, установив в пункте 6.1 проекта контракта конкретный размер пени 1/300 ставки рефинансирования, фактически лишил себя возможности взыскания пени в размере, превышающем 1/300 ставки рефинансирования, при вычислении пени по формуле.
2. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчик в пунктах 6.3, 6.5 проекта контракта установил ответственность Заказчика и Исполнителя за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 2,5 % и 5 % соответственно без учета того фактора, что цена контракта может быть снижена при проведении Конкурса и составлять менее 3 миллионов рублей и в этом случае размеры штрафов должны быть установлены в соответствии с пунктами 4,5 Правил 1 в проекте контракта (условия контракта в силу частей 1,2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении изменять нельзя) следующим образом:
для исполнителя:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
для Заказчика:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Таким образом, в соответствии с пунктами 1 и 2 мотивировочной части решения антимонопольного органа доводы жалобы в рассматриваемой части являются обоснованными, поскольку Заказчиком не исполнены требования законодательства о контрактной системе и Правил 1 по установлению в контракте обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
3. В нарушение пунктов 3-5,7,9 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не установлены следующие единые требования к участникам закупки:
1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
4) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
4. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не определен перечень требований законодательства Российской Федерации, которым должны соответствовать участники закупки в соответствии с объектом закупки.
5. Согласно части 1 статьи 50, пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает, что при осуществлении закупок устанавливается требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При установлении таких требований к участникам закупки Заказчик должен исходить из того, что в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, и участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Кроме того, частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определено, что при проведении торгов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, что корреспондируется с положением части 1 статьи 27, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 Информационной карты конкурсной документации и извещением о проведении объектом закупки является оказание охранных услуг в первом полугодии 2015 года.
Пунктом 6 Информационной карты конкурсной документации установлены следующие требования к участникам закупки: для частных охранных предприятий - наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, ФГУП "Охрана" МВД России - наличие Положения о филиале ФГУП "Охрана" МВД России, для казачьих обществ (казачьи дружины) - наличие выписки из реестра казачьих обществ РФ.
В пункте 13 Технического задания конкурсной документации также установлено, что Исполнитель собственными силами или с привлечением третьего лица, имеющего право на оказание услуг по обеспечению защиты объекта от угроз террористической и экстремистской направленности, обеспечить обследование объекта на наличие взрывоопасных предметов, а при обнаружении взрывоопасных предметов - удалить их с объекта и произвести ликвидацию.
При этом в силу пункта 50 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о ЛОВД) организация, оказывающая такие услуги, должна иметь лицензию на право применения взрывчатых материалов промышленного назначения (взрывные работы при уничтожении взрывоопасных устройств на земной поверхности).
5.1. В нарушение части 1 статьи 50, пункту 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 6 Информационной карты конкурсной документации не определен вид услуг в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о ЧД и ОД в РФ), на которые участникам закупки должна быть выдана лицензия на осуществление охранной деятельности.
5.2. В соответствии с пунктом 50 части 1 статьи 12 Закона о ЛОВД деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании применения взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2008 N 279 (далее - Положение), определено, что к взрывчатым материалам относятся взрывчатые вещества и изделия на их основе, средства инициирования, применяемые при проведении взрывных работ или используемые при производстве других взрывчатых материалов.
Из содержания пункта 50 части 1 статьи 12 Закона о ЛОВД и Положения следует, что юридическое лицо обязано иметь лицензию на рассматриваемый вид деятельности только при производстве взрывных работ взрывчатыми материалами промышленного назначения.
Сведения о том, что участники закупки будут в ходе исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, осуществлять такую деятельность, в конкурсной документации отсутствуют, следовательно, требование Заказчика о наличии у исполнителя лицензии на применение взрывчатых материалов промышленного назначения либо привлечение организации, имеющей право на выполнение таких работ, неправомерно, и может привести к ограничению количества участников закупки, что является нарушением части 1 статьи 50, пункту 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
5.3. Взрывоопасный предмет - устройство или вещество, способное при определенных условиях (наличии источника инициирования, возбуждения и т.п.) практически мгновенное выделять большое количество энергии, обладающей разрушающей и поражающей силой.
К взрывоопасным предметам относятся: боеприпасы артиллерийские и ракеты всех калибров и типов; ручные и противотанковые гранаты; авиабомбы и кассетные боеприпасы всех калибров; инженерные боеприпасы всех типов; авиационные боеприпасы, "зависшие" при боевом применении; самодельные взрывные устройства, а также фугасы (управляемые и неуправляемые).
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Закона о ЛОВД разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, относится к лицензируемым видам деятельности.
Лицензирование деятельности по утилизации боеприпасов в соответствии с Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 N 925, осуществляется Федеральной службой по оборонному заказу.
Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств (далее - ТН ВЭД СНГ) предусмотрена группа 93 "Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности".
Указанная группа в соответствии с Пояснениями к единой ТН ВЭД СНГ включает в себя, в том числе товарную позицию 9306, в которую включены такие боеприпасы, как снаряды (осколочные, шрапнелевые, бронебойные, осветительные, сигнальные, трассирующие, зажигательные, дымовые и т.д.), патроны всех видов, пули, дробинки и т.д., а также все виды оружия.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 50, пункту 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной систем Заказчиком в конкурсной документации не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, вид работ - утилизация боеприпасов, при условии, что при оказании услуг необходимо будет удалять взрывоопасные предметы с территории охраняемых объектов.
6. Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Поскольку статья 17 Закона о защите конкуренции содержит нормы права, регулирующие отношения, связанные с осуществлением закупок, являются частью законодательства о контрактной системе и подлежат соблюдению Заказчиком.
Техническим заданием конкурсной документации установлено, что Исполнитель не только должен оказать охранные услуги, но и осуществлять действия, направленные на обеспечение защиты объекта от угроз террористической и экстремистской направленности, предотвращение и профилактику совершения террористических и экстремистских актов на объекте, обеспечивать обследование объекта на наличие взрывоопасных предметов, при обнаружении удалять их с объекта и производить ликвидацию.
В статьей 1.1 Закона о ЧД и ОД в РФ под частной охранной организацией понимается организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Охранная деятельность в силу статьи 3 Закона о ЧД и ОД в РФ включает в себя следующие виды услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о ЧД и ОД в РФ;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о ЧД и ОД в РФ;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона о ЧД и ОД в РФ, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел (часть 1 статьи 11 Закона о ЧД и ОД в РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона о ЧД и ОД в РФ частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Следовательно, включение в один лот охранных услуг и услуг по обеспечению безопасности от угроз террористической и экстремистской направленности является нарушением части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку исключает возможность участия в Конкурсе частных охранных организаций, имеющих право оказывать охранные услуги, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих право на разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, вид работ - утилизация боеприпасов.
7. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В Техническом задании конкурсной документации Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие требования к участникам закупки о наличии трудовых и других ресурсов:
1). Претендент вносит в служебные обязанности сотрудников охранного предприятия (осуществляющих охрану УралГУФК) исполнение требований ФЗ "О гражданской обороне" в части касающейся обеспечения общественного порядка при возникновении ЧС.
2). Охранники должны быть надлежаще экипированные фирменной спецодеждой (летней, зимней), спецсредствами, радиосвязью (применяемые средства радиосвязи должны быть сертифицированы).
3). Для охранного предприятия обязательно наличие собственного или арендованного помещения для круглосуточного нахождения оперативного дежурного. Наличие круглосуточной оперативной связи с ответственными дежурными охранного предприятия. Наличие группы "быстрого реагирования" из работников охранного предприятия в составе не менее 3-х человек с возможностью экстренного прибытия.
4). Работники группы быстрого реагирования охранного предприятия должны быть оснащены стандартным набором специальных средств. Обязательно наличие специального автотранспорта.
8. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют сроки и порядок приемки оказанных услуг, сроки и порядок оформления результатов приемки оказанных услуг.
9. В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в пунктах 6.8.3, 6.8.4 проекта контракта неправомерно установлено требование о том, что денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта передаются Заказчику в залог, поскольку указанный способ обеспечения исполнения контракта законодательством о контрактной системе не предусмотрен.
10. В силу части 1 статьи 34, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт по результатам конкурса заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Вместе с тем, разработанный Заказчиком проект контракта не содержит требования к условиям банковской гарантии, документам, представляемых участником закупки во исполнение антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе, право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта, тогда как указанные условия заключения и исполнения контракта содержатся в пунктах 32, 37 Информационной карты конкурсной документации, пункте 11.2 конкурсной документации.
Отсутствие в проекте контракта указанных условий исполнения контракта может привести к заключению контракта не на условиях конкурсной документации.
11. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В пункте 3 Правил приведены определения следующих понятий:
1) значимость критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;
2) коэффициент значимости критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, деленный на 100.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил определено, что для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание охранных услуг.
Заказчиком в 16 Информационной карты конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1. Стоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Критерий "Цена контракта", величина значимости - 60 %.
2. Нестоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", величина значимости - 40 %.
11.1. В рамках данного критерия оценки Заказчиком предусмотрены следующие показатели:
Показатель 1 - опыт участника открытого конкурса по оказанию охранных услуг.
Значимость показателя 1: от 0 до 30 баллов.
Коэффициент значимости показателя 1 составляет 0,3.
Максимальное количество баллов по показателю 1 - 30 баллов.
Минимальное количество баллов по показателю 1 - 0 баллов.
В рамках показателя 1 оценивается наличие у участника открытого конкурса опыта работы по участию в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий федерального и регионального уровня, согласованного с Управлением ОООП ВОИВС РФ и ОМС ГУ МВД России субъектов РФ с 2012 года по 2014 год.
Подтверждающим документом по показателю 1 является копия договоров согласованных с Управлением ОООП ВОИВС РФ и ОМС ГУ МВД России субъектов РФ (опыт исчисляется в целых годах на день окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе).
Вместе с тем содержание показателя 1 не соответствует критерию оценки и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе, поскольку оценка заявок по данному критерию должна осуществляться в зависимости от опыта работы участника, связанного с предметом контракта, то есть с оказание охранных услуг, а не обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий федерального и регионального уровня.
Кроме того, невозможно установить порядок представления участниками закупки сведений о согласовании представляемых по указанному показателю договоров (контрактов) с Управлением ОООП ВОИВС РФ и ОМС ГУ МВД России субъектов РФ.
Следует отметить, что сами договоры (контракты) (факт их заключения) не свидетельствуют о наличии опыта работы, поскольку могут быть расторгнуты в процессе исполнения по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения обязательств одной из сторон без исполнения обязательств или в случае ненадлежащего исполнения обязательств сторонами.
Следовательно, содержание показателя 1 критерия "Квалификация участника закупки_" носит субъективный характер и не позволит оценить опыт работы участников закупки по качественному оказанию услуг в сфере охраны.
Таким образом, Заказчиком при установлении порядка оценки заявок и показателя 1 критерия "Квалификация участников закупки_" нарушен пункт 10 Правил, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
11.2. Показатель 2 - наличие опыта работы у не менее 20 работников (охранников), состоящих в штате участника открытого конкурса по основному месту работы, по охране зданий, сооружений и иных объектов с массовым пребыванием населения (не менее 1 200 человек единовременно).
В рамках показателя 2 оценивается наличие опыта работы у не менее 20 работников (охранников) участника открытого конкурса по охране объектов с массовым пребыванием населения. Для подтверждения опыта работы сотрудников участник открытого конкурса должен представить в составе заявки копии соответствующих договоров/контрактов на оказание услуг по охране объектов с массовым пребываем населения, заключенных с сотрудниками участника открытого конкурса, или писем от руководителей объектов с массовым пребываем населения, подтверждающих оказание услуг по охране объектов с массовым пребываем населения сотрудниками участника открытого конкурса, с указанием фамилий, имен и отчеств работников (охранников) участника открытого конкурса, информации о максимальном единовременном пребывании людей на охраняемых объектах. Для подтверждения трудовых отношений участник открытого конкурса должен представить копии трудовых договоров или трудовых книжек указанных сотрудников участника открытого конкурса.
Истребуемые у участника закупки документы не в полной мере отвечают содержанию рассматриваемого показателя оценки, поскольку договоров/контрактов на оказание услуг по охране объектов заключаются не с самими сотрудниками, а с организацией, учреждением и т.д.
Кроме того, содержание рассматриваемого показателя предполагает, что участник закупки по указанному показателю должен представить все перечень документов, в противном случае, по порядку оценки, предусмотренному Заказчиком, ему будет присвоено 0 баллов.
Таким образом, Заказчиком при установлении порядка оценки заявок и показателя 2 критерия "Квалификация участников закупки_" нарушен пункт 10 Правил, пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
11.3 Показатель 3 - наличие не менее 30 работников (охранников), состоящих в штате участника открытого конкурса по основному месту работы, прошедших курсы повышения квалификации сотрудников частных охранных организаций по охране и обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности государственных учреждений и других объектов с массовым пребыванием граждан.
В рамках показателя 3 оценивается наличие не менее чем у 30 работников (охранников) участника открытого конкурса свидетельств, подтверждающих успешное прохождение курсов повышения квалификации сотрудников частных охранных организаций по охране и обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности государственных учреждений и других объектов с массовым пребыванием граждан. Для подтверждения участник открытого конкурса должен представить в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии соответствующих свидетельств. Для подтверждения трудовых отношений участник должен представить в составе конкурсной заявки копии трудовых договоров или трудовых книжек.
Приказом МВД России от 13.05.2011 N 367 "О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации" утвержден Устав Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласно которому предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
Получение удостоверения частного охранника сотрудниками ФГУП "Охрана" МВД России Уставом не предусмотрено.
ФГУП "Охрана" МВД России и казачьи общества (казачьи дружины) не относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации к частным охранным организациям, а, следовательно, и не смогут предоставить по показателю 3 критерия "Квалификация участника закупки" свидетельства об успешном прохождении курсов повышения квалификации сотрудников частных охранных организаций по охране и обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности государственных учреждений и других объектов с массовым пребыванием граждан и им в соответствии с порядком оценки заявок комиссия по осуществлению закупок обязана будет присвоить 0 баллов.
Таким образом, Заказчиком при установлении порядка оценки заявок и показателя 3 критерия "Квалификация участников закупки_" нарушен пункт 10 Правил, пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе свидетельствует о создании Заказчиком не равных условий для обеспечения конкуренции между участниками рассматриваемой закупки.
12. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
В соответствии с пунктом 5 Информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки приведено Заказчиком в Техническом задании (Приложение N 3 к конкурсной документации).
Техническое задание конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе 26.11.2014, не содержало пункта 13 (требования к обеспечению защиты объекта от угроз террористической и экстремистской направленности).
Заказчик 11.12.2014 в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, внеся изменения в Техническое задание конкурсной документации путем установления пункта 13 (требования к обеспечению защиты объекта от угроз террористической и экстремистской направленности), изменил объект закупки.
Исходя из изложенного, информации, представленной ООО "Частное охранное предприятие "СПРУТ", ФГБОУ ВПО "УралГУФК", а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "Частное охранное предприятие "СПРУТ" на действия Заказчика обоснованными в части несоответствия положений контракта по ответственность сторон законодательству о контрактной системе, в остальной части необоснованными;
2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,3-5,7,9 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 33, частей 5,7,8,13 статьи 34, части 1 статьи 50, пунктов 1,9 части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49, часть 5 статьи 65, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
5. Выдать заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 декабря 2014 г. N 777-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2014