Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 декабря 2014 г. N 779-ж/14
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ИНФИННИТИ", в присутствии:
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 30.05.2014,
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 24.10.2014,
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 10.11.2014,
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 12.12.2014,
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 12.12.2014
- представителя ООО "ИНФИННИТИ", действующего на основании доверенности от 11.12.2014,
- представителя ООО "ИНФИННИТИ", действующего на основании Протокола N 6 от 20.03.2014,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ИНФИННИТИ" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169200001014000918 на оказание услуг по обновлению и технической поддержке региональной медицинской информационной системы (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 28.10.2014 Министерство здравоохранения Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 375 323, 88 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 13.11.2014 в 10:00.
Состав аукционной комиссии утвержден заместителем Министра здравоохранения Челябинской области от 23.10.2014 исх. N 1620.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ИНФИННИТИ" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчик неправомерно отказался от заключения контракта ввиду того, что банковская гарантия не соответствует требованиям как документации об аукционе, так и законодательству о контрактной системе.
Предоставленная банковская гарантия содержала перечень документов, предусмотренных Постановлением Правительства от 08.11.2013 N 1005, вместе с тем установление дополнительных документов, предоставляемых одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, не предусмотренных Постановлением, не запрещено действующим законодательством.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Заказчик правомерно отказался от заключения контракта с ООО "ИНФИННИТИ", так как перечень документов, предоставляемых одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем, предоставление банковской гарантии с условием о предоставлении дополнительных документов, не соответствует Постановлению и пункту 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
По результатам проведенного аукциона на стадии заключения контракта победителем закупки - ООО "ИНФИННИТИ" в качестве обеспечения исполнения контракта предоставлена банковская гарантия N 0012380 от 25.11.2014 (далее - банковская гарантия), выданная ОАО "Объединенный Кредитный Банк" на сумму 2 812 597,16 рулей, что соответствует 30% размеру обеспечения исполнения контракта, установленному в пункте 14 информационной карты документации об аукционе.
05.12.2014 заказчик составил протокол отказа от заключения контракта ввиду несоответствия банковской гарантии требованиям пункта 2 части 6, пункта 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе ввиду установления в банковской гарантии дополнительных документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, не предусмотренных Правительством РФ (письмо от 05.12.2014 исх. 07/4854).
Комиссия антимонопольного органа, изучив представленные документы, проанализировав нормы действующего законодательства, приходит к выводу о необоснованности действий заказчика в части отклонения банковской гарантии предоставленной заявителем по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из пункта 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Указанные положения Закона о контрактной системе продублированы в пункте 14 информационной карты документации об аукционе "размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению".
Таким образом, в случае, если банковская гарантия, предоставленная в качестве документа об обеспечении исполнения контракта, в качестве условия ее исполнения содержит перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, отличный от установленного Правительством Российской Федерации, то такая банковская гарантия должна быть отклонена заказчиком на стадии заключения контракта.
Перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление).
В соответствии с Постановлением бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
С учетом изложенного, антимонопольный орган соглашается с доводами заказчика в части того, что перечень документов, предоставляемых одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, должен находить отражение в качестве условий банковской гарантии.
Вместе с тем, помимо документов, предоставляемых одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии Постановлением установленна форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы.
Так, в Постановлении согласно указанной форме требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в качестве обязательного условия предусмотрено обязательное предоставление перечня документов, обосновывающих требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В пункте 6 Банковской гарантии указано, что вместе с требованием должны быть предоставлены:
-документы, подтверждающие неисполнение/ненадлежащее исполнение принципалом обязательств по государственному контракту;
- государственный контракт, со всеми приложениями, расчетами сумм, подлежащих выплате по банковской гарантии.
Таким образом, указанные документы, необходимо квалифицировать как перечень документов, обосновывающих требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, которые являются правовым обоснованием для осуществления выплаты банком и предусмотрены установленной в Постановлении формой.
Таким образом, в пункте 6 банковской гарантии указанные документы раскрывают содержание и обоснование самого требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а не представляют собой дополнительные документы, предоставляемые одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, не предусмотренные Постановлением.
Следует отметить, что перечень документов, предоставляемых одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, кроме документа, подтверждающего полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии) являются отлагательными и предоставляются в случае наступления возможного события (ненадлежащее исполнение принципалом обязательств по возврату аванса, ненадлежащее исполнение принципалом обязательств в период действия гарантийного срока).
Таким образом, при отсутствии наступления событий, обуславливающих необходимость предоставления указанных документов, требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в любом случае должно быть подтверждено документами, подтверждающими неисполнение (ненадлежащее) исполнение обязательств по контракту, в том числе для последующего предъявления регрессных требований гаранта (банка) к принципалу (исполнителю).
При этом ни законодательством о контрактной системе, ни Постановлением не предусмотрено запретов либо ограничений в части установления банком документов, обосновывающих требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, что дает банку, как гаранту правоотношений по выдаче банковской гарантии установить перечень таких документов, необходимых для подтверждения неисполнения (ненадлежащего) исполнения обязательств по контракту.
Указанные выводы антимонопольного органа подтверждаются положениями гражданского законодательства, в соответствии с которыми требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия (часть 1 статьи 374 ГК РФ).
Доводы заказчика, касающиеся того, что в пункте 7 банковской гарантии указано на предоставление оригинала банковской гарантии в нарушение Постановления, является несостоятельными.
В пункте 14 информационной карты документации об аукционе "размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению" заказчиком не установлены условия в части формы предоставления банковской гарантии (оригинал/надлежащим образом заверенная копия такой гарантии) в случае необходимости направления такой банковской гарантии банку для уплаты денежной суммы, что дает право исполнителю самостоятельно предусматривать условия банковской гарантии в указанной части.
Кроме того, запреты и ограничения в части условий банковской гарантии установлены в частях 1,2,4 статьи 45 Закона о контрактной системе, что не исключает возможность установления банком других условий банковской гарантии, не противоречащих указанным нормам, в том числе в части требований к форме предоставления банковской гарантии бенифициаром, необходимой для уплаты денежной суммы.
Кроме того, указанные доводы заказчика не нашли отражение в протоколе отказа от заключения контракта, что не может расцениваться антимонопольным органом в качестве обоснования правомерности отказа от заключения контракта.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что заказчик по аналогичному электронному аукциону N 0169200001014000920 на закупку услуги по обновлению и технической поддержке региональной медицинской информационной системы принял от победителя закупки - ООО "КРОК инкорпорейтед", банковскую гарантию N 24482 от 01.12.2014, которая не содержала полного перечня документов, предоставляемых одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а именно: документа, подтверждающего факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока), тогда как банковская гарантия заявителя, содержащая перечень документов, предусмотренных Постановлением, подлежала отклонению.
Кроме того, по банковской гарантии N 0007140 от 22.07.2014, представленной заказчику поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта на закупку леналидомида (изв. 0169200001014000438) заказчик предоставил возможность замены обеспечения исполнения контракта, а именно: банковской гарантии, выданной ОАО "Объединенный Кредитный Банк", аналогичной по содержанию банковской гарантии, заявителя, на перевод денежных средств (платежное поручение от 11.08.2014) по истечении 13-го срока для подписания контракта поставщиком, тогда как в рассматриваемой ситуации заказчик не предоставил возможность обществу заменить направленную им банковскую гарантии при аналогичных обстоятельствах.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ИНФИННИТИ" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии В.А. Ливончик
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 декабря 2014 г. N 779-ж/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2014