Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 декабря 2014 г. N 792-ж/14
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Теплогазмонтаж", в присутствии:
- представителя Муниципального казенного учреждения "Магнитогорскинвестстрой" города Магнитогорска", действующего на основании доверенности N 93/14 от 19.12.2014;
- представителя Управления муниципального заказа администрации города Магнитогорска, действующего на основании доверенности N 92/14 от 17.12.2014,
- представителя Управления муниципального заказа администрации города Магнитогорска, действующего на основании доверенности от 17.12.2014,
- представителя ООО "Теплогазмонтаж", действующего на основании доверенности от 17.12.2014
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Теплогазмонтаж" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0169300000314002983 на разработку проектной документации по объекту: "Автодорога по ул. Радужная от пр. Карла Маркса до ПК 16 автодороги по ул. Зеленый Лог от пр. К.Маркса до ул. Калмыкова" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.11.2014 Управление муниципального заказа администрации города Магнитогорска объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 869 827, 91 рубль.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 12.12.2014 в 08:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Теплогазмонтаж" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии свидетельства о допуске к работа по инженерным изысканиям, так как в силу градостроительного законодательства лицо, осуществляющее подготовку проектной документации организует выполнение изыскательских работ, что требует от генпроектировщика наличия исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, что подтверждается разъяснениями органов государственной власти по указанному вопросу.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
При формировании документации о закупке заказчик в качестве требования к участнику закупки предусмотрел условие о наличии допуска к работам по инженерным изысканиям, так как техническим заданием предусмотрено задание на выполнение изыскательских работ, что в силу статьи 47 ГрК РФ требует допуска на выполнение указанных работ.
Кроме того, заказчик руководствовался разъяснениями саморегулируемой организации в области проектирования и правоприменительной практикой антимонопольного органа.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания в как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке, пунктом 1.1 проекта контракта объектом закупки является разработка проектной документации по объекту: "Автодорога по ул. Радужная от пр. Карла Маркса до ПК 16 автодороги по ул. Зеленый Лог от пр. К.Маркса до ул. Калмыкова".
В соответствии с градостроительным законодательством заказчик в пункте 24 технического задания в рамках подготовки проектной документации предусмотрел задание на выполнение инженерных изысканий, а именно инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий в объеме, необходимом для корректировки проектных решений с указанием исходных данных, необходимых для выполнения указанных работ.
Согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Как следует из буквального толкования части 5.2 статьи 48 ГрК РФ для подготовки проектной документации, включая необходимость выполнения инженерных изысканий, достаточным и необходимым требованием является наличие у подрядчика свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, без необходимости наличия свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям.
Так, генеральный проектировщик осуществляет организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий, что свидетельствует о праве подрядчика привлекать для выполнения указанных работ субподрядные организации, имеющие соответствующее свидетельство о допуске к выполнению работ по инженерным изысканиям.
С учетом специфики объекта закупки, а также в силу части 5.1 статьи 48, части 4 статьи 55.8 ГрК РФ для выполнения работ по подготовке проектной документации участник закупки должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (пункт 13 Перечня).
Таким образом, установление в извещении о проведении закупки, пунктах 14, 16.2 документации об аукционе требования к участнику закупки, а также соответствующего требования к документам, предоставляемым в составе второй части заявки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (допуск СРО) на работы в составе инженерно-геодезических изысканий и работы в составе инженерно-геологических изысканий, не соответствует требованиям градостроительного законодательства. Указанные выводы также подтверждаются разъяснениями Федерального агентства по строительному и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.11.2012 исх. N 1696-ЮР/005/ГC, а также разъяснениями ФАС России от 23.10.2012 N АК/34368.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об аукционе установлено требование о наличии у участника закупки и предоставлении во второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по инженерным изысканиям, не соответствующее объекту закупки, работы образующие который требуют наличия у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации подготовки проектной документации
При этом, представленное заказчиком письмо саморегулируемой организации от 08.12.2014 исх. 01-00289/14 не подтверждает необходимость наличия свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям у генерального проектировщика, являющегося стороной по договору, а лишь указывает на необходимость наличия указанного свидетельства у исполнителя, который будет выполнять указанные работы.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.
В разделе 3.1 проекта контракта указано, что срок действия контракта устанавливается с момента его подписания и до полного исполнения обязательств сторонами, тогда как в пункте 8.1 проекта контракта указано, что срок его действия - до 05.10.2015, что свидетельствует об установлении в проекте контракта противоречивых условий в части срока действия контракта, в том числе не позволяющего определить срок действия контракта, определенного событием, связанным с полным исполнением сторонами своих обязательств, что не позволяет определить конечный срок действия банковской гарантии в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Таким образом, перечень способов обеспечения исполнения контракта является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в разделе 5.5 проекта контракта заказчик в качестве способа обеспечения исполнения контракта указал залог денежных средств, который не тождественен понятию внесение денежных средств на счет заказчика.
Так, залог в силу статьи 339 ГК РФ представляет собой самостоятельный договор, заключаемый в письменной форме с указанием предмета залога и его оценки, существа, размера и срока исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом с указанием на то, у какой из сторон находится заложенное имущество, тогда как перевод денежных средств не предусматривает оформления каких либо дополнительных правоотношений между заказчиком и участником закупки, кроме заключения государственного контракта.
Кроме того, законодательство о контрактной системе также не предусматривает внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в форме вклада (депозита).
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Теплогазмонтаж" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии В.А.Ливончик
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 декабря 2014 г. N 792-ж/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2014