Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 декабря 2014 г. N 801-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СССР", в присутствии:
- представителя Управления строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района, действующего на основании служебного удостоверения,
- представителя ООО "СССР", действующего на основании Решения учредителя N 1 от 16.09.2011,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СССР" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0169300024814000451 на строительство наружного газопровода. Газоснабжение жилых домов в с. Бродокалмак Красноармейского муниципального района Челябинской области. Восточная часть села (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.11.2014 Отдел муниципального заказа администрации Красноармейского муниципального района объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 727 237, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.12.2014 в 10:00.
Состав единой комиссии утвержден Распоряжением Главы Красноармейского муниципального района от 09.07.2014 исх. N 435-р.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СССР" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчик разместил разъяснение документации об аукционе в нарушение регламентированных законом сроков, размещения такого разъяснения, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом, в разъяснении документации об аукционе заказчик ответил на вопросы заявителя не в полном объеме, что не позволило заявителю принять участие в аукционе.
Представитель заказчика с доводами жалобы согласился, представил письменные пояснения по доводам жалобы, а также пояснил, что ответ на запрос не был размещен в единой информационной системе в регламентированные законом сроки ввиду того, что ответственный сотрудник находился на больничном.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что целью разъяснения документации об аукционе является возможность подачи заявки участником закупки с учетом полученных разъяснений документации об аукционе, что обуславливает необходимость размещения такого разъяснения в единой информационной системе, руководствуясь как двухдневным сроком, так и с учетом окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, разъяснения положений документации об аукционе должны быть размещены в срок, указанный в части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, но не позднее даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок в целях обеспечения возможности подачи участниками закупок заявок на участие в аукционе с учетом полученных разъяснений заказчика.
Как следует из содержания жалобы и не отрицается представителем заказчика, 11.12.2014 в адрес заказчика поступил запрос о разъяснении документации об аукционе от заявителя по жалобе, однако разъяснение на запрос опубликовано заказчиком 15.12.2014 в 10:29 (по местному времени), тогда как срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10:00 (по местному времени), что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик представил разъяснения положений документации об электронном аукционе, в котором отражены ответы на вопросы заявителя не в полном объеме, то есть не в соответствии с предметом запроса.
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должен содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Как следует из пунктов 3-5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе должны содержаться дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона, дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, информация, содержащаяся в извещении, должна согласовываться и не противоречить сведениям, изложенным в документации о закупке, что обеспечивает равный доступ участником закупок к участию в аукционе и обеспечивает принцип открытости и прозрачности при проведении закупки.
Вместе с тем, в нарушение пункта 6 статьи 42, пунктов 3-5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении сроки подачи заявок, а также сроки рассмотрения первых частей заявок и дата проведения аукциона не соответствуют срокам, указанным в информационной карте документации об аукционе, а именно: в извещении о проведении аукциона - срок окончания подачи заявок - 15.12.2014, в пункте 7 информационной карты - 11.12.2014; срок окончания рассмотрения первых частей заявок - 16.12.2014, в пункте 10 информационной карты - 12.12.2014; дата проведения аукциона - 19.12.2014, в пункте 11 информационной карты - 15.12.2014, что свидетельствует о несогласованности условий документации об аукционе в части процедуры подачи, рассмотрения заявок и проведения аукциона.
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.
Указание в разделе 9.1 проекта контракта, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее по 30 июня 2015 года, фактически содержит два срока действия контракта, обусловленных как конкретной датой, так и событием, которое должно неизбежно наступить, что не позволяет определить фактический срок действия контракта
Таким образом, из проекта контракта невозможно определить срок действия контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, порядок расчета пени определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление), фактически позволяющей рассчитать размер пени в зависимости от цены контракта и стоимости фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, которые в свою очередь не могут быть определены на стадии формирования документации о закупке, что свидетельствует о неправомерности указания фиксированного размера пени в проекте контракта.
Вместе с тем, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 6.2 проекта контракта установлен фиксированный размер пени без указания расчета по формуле, установленной в соответствии с Постановлением в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 6.4, 6.5 проекта контракта установлен размер штрафа в отношении подрядчика - 10% от цены контракта, в отношении заказчика - 2,5 % от цены контракта, не соответствующий порядку расчет штрафных санкций, установленному в Постановлении, в соответствии с которым при начальной (максимальной) цене контракта, превышающей 3 млн. рублей, штраф, взыскиваемый с подрядчика и заказчика, устанавливается в размере 5 % и 2 % от цены контракта, предложенной победителем закупки (единственным участником закупки) соответственно.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СССР" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 65, пункта 6 статьи 42, пунктов 3-5 части 1 статьи 64, частей 7,8 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 декабря 2014 г. N 801-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2014