Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 ноября 2014 г. N 728-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ВИП медикал" (далее - заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая Больница N 4" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку ультразвуковой системы (аппарат УЗИ) в 2014 году для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая Больница N 4" (изв. N 0369300123214000266) (далее - аукцион), в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая Больница N 4", действующих на основании доверенностей от 28.11.2014 года, в отсутствие представителя ООО "ВИП медикал" (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "ВИП медикал" N 24 от 28.11.2014 года),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 21.11.2014 поступила жалоба ООО "ВИП медикал" на действия заказчика при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 13.11.2014 года извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2200000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 21.11.2014 в 14 часов 00 минут.
По состоянию на 28.11.2014 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что документация об аукционе сформирована заказчиком с нарушением законодательства о контрактной системе.
В жалобе ООО "ВИП медикал" указано, что при изучении аукционной документации заявителем выявлено, что Техническое задание документации об аукционе подходит лишь под один прибор: аппарат ультразвуковой диагностический "Sonix" в варианте исполнения "Sonix ОР" производства "Ультрасоникс Медикал Корпорейшн", который имеет аналоги на рынке по техническим характеристикам и цене.
Позиция заказчика по доводам заявителя содержится в письменных пояснениях, представленных на заседание Комиссии.
Так, согласно письменным пояснениям заказчика, при составлении аукционной документации заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе, в том числе положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой заказчик установил функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара.
Так, заказчик уточняет, что при подготовке аукционной документации определено, что требованиям заказчика соответствуют следующие аппараты УЗИ: "Sonix ОР", "Sonix TABLET", "Voluson E6 General Electric", "ALOKA PROSOUND б6".
Кроме того, представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что аппарат "Sonix ОР" является самым дешевым из представленных ультразвуковых диагностических аппаратов.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ВИП медикал" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основой для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указывает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Техническое задание документации об аукционе содержит характеристики приобретаемого товара и требования заказчика к такому товару.
На заседание Комиссии заказчиком представлена таблица, содержащая сравнительные технические характеристики ультразвуковых систем различных производителей, а именно: "Sonix ОР", "Sonix TABLET", "Voluson E6 General Electric", "ALOKA PROSOUND".
Согласно доводам заказчика, все указанные ультразвуковые системы соответствуют требованиям, изложенным в документации об аукционе.
Заявителем в качестве приложения к жалобе представлены характеристики только ультразвуковой системы "Sonix ОР", которая, по мнению заявителя, является единственной подходящей под требования заказчика.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, среди документов, представленных заявителем в обоснование своей позиции, Комиссия не усматривает документальных подтверждений установления требований к товару, не позволяющих произвести поставку иной ультразвуковой системы, кроме "Sonix ОР".
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки и документации о закупке указывается информация об установленных к участникам закупки требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3.1 проекта контракта установлено, что цена контракта включает в себя монтаж и наладку медицинского оборудования, обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание медицинского оборудования, и техническое обслуживание оборудования в течение гарантийного срока.
Между тем, согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежат лицензированию, однако заказчик не установил требование о наличии такой лицензии в качестве требования, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение частей 1, 5, 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не конкретизированы требования к участникам закупки и не установлен исчерпывающий перечень документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в извещении установлены иные дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в то время как такие требования устанавливаются Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
2. В нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 14 информационной карты документации об аукционе не установлен перечень требований законодательства Российской Федерации, которым должен соответствовать участник закупки.
Кроме того, в пункте 14 Информационной карты аукционной документации содержатся требования к товару, несмотря на то, что указанный пункт информационной карты раскрывает требования к участникам аукциона.
3. В нарушение части 3 статьи 64, пункта 9 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлено требование об отсутствии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов.
4. Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе участником должны быть представлены копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В пункте 20 Информационной карты документации о закупке, который содержит требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, а также в Техническом задании имеется указание на необходимость наличия следующих документов к приобретаемой ультразвуковой системе: сертификат соответствия Госстандарта России, регистрационное удостоверение Минздрава Российской Федерации.
Пункт 2.1 проекта контракта обязывает поставщика представить заказчику документацию, подтверждающую качество оборудования в соответствии с требованиями действующего законодательства: копии регистрационных удостоверений, сертификаты соответствия, декларации соответствия и прочие документы.
Согласно статье 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", принятие декларации о соответствии и обязательная сертификация являются обязательными формами подтверждения соответствия.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона, сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, а декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" утверждены прилагаемые к указанному постановлению единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Ни в один из указанных перечней приобретаемый заказчиком в рамках рассматриваемого аукциона товар не входит.
Кроме того, согласно статье 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О техническом регулировании", сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Статья 23 указанного Федерального закона предусматривает, что декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действую на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии и сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку сертификат соответствия, равно как и декларация, выдаются на конкретный товар (серия, партия, единица) и являются документами, передающимися вместе с товаром, требовать их представления в составе заявки на участие в аукционе неправомерно. Установление такого требования может привести к ситуации, когда участник закупки предлагает к поставке товар, который соответствует требованиям заказчика и может быть поставлен участником в необходимый заказчику срок, но на момент подачи заявки отсутствует в распоряжении участника закупки, либо когда участник закупки представит в составе заявки сертификат или декларацию на партию, серию или единицу товара, который есть в наличии на момент подачи заявки, а поставит товар, к которому будут прилагаться другие сертификаты или декларации.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком потребовано представление во второй части заявки на участие в аукционе сертификата соответствия, а также в проекте контракта установлено требование о представлении декларации, и сертификата, что могло привести к ограничению количества участников закупки и ограничению доступа к участию в аукционе.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об ООЗГ в РФ), медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно части 3 статьи 38 Закона об ООЗГ, обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение.
Частью 4 статьи 38 Закона об ООЗГ в РФ предусмотрено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила), уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Таким образом, документом, подтверждающим возможность обращения ультразвуковой системы на территории Российской Федерации, проведение технических испытаний, экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), проведение оценки соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также ремонт, утилизацию и уничтожение, в рассматриваемом деле является регистрационное удостоверение, что следует из положений пункта 6 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", частей 3, 4 статьи 38 Закона об ООЗГ.
Следовательно, в составе второй части заявки на участие в аукционе заказчик может истребовать только регистрационное удостоверение в качестве документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Пунктом 3.1 проекта контракта установлено, что цена контракта включает в себя обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание медицинского оборудования.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность подлежит лицензированию, однако заказчик не установил требование о наличии такой лицензии в качестве требования, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в пункте 3.1 проекта контракта заказчик преследовал целью установление условия о включении в цену контракта инструктажа лиц, которые впоследствии будут использовать приобретаемый товар, по вопросам работы ультразвуковой системы, а не имел ввиду обучение как образовательный процесс.
Таким образом, пункт 3.1 проекта контракта в части указанного условия сформулирован некорректно.
6. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках приемки товара и сроках оформления результатов такой приемки.
7. Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик в пункте 6.1 проекта контракта устанавливает, что неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом, размер неустойки равен одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВИП медикал" на действия заказчика необоснованной в связи с недоказанностью.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 1, 5, 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66, частей 7, 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 ноября 2014 г. N 728-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2014