Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 февраля 2017 г. N 11-37/17
В связи с поступившей от ФГБУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" информацией (вх. N 1916-ЭП/17 от 26.01.2017) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителя ФГБУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" (далее - заказчик),
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - ООО "Фармимпульс" - на поставку лекарственного препарата энплейт (МНН: ромиплостим) (контракт N 35-ЕП от 24.01.2017) (далее - закупка, контракт).
Адрес проверяемой организации: ул. Аккуратова, д. 2, Санкт-Петербург, 197341.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Контракт N 35-ЕП на поставку лекарственного препарата энплейт (МНН: ромиплостим) заключен 24.01.2017 на основании с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Цена контракта - 693 856,35 руб.
1. Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В ч. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с ч. 8 ст. 21 Закона о контрактной системе особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и совместных аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных п. 7 ч. 2 ст. 83, ч. 1 ст. 93 и ст. 111 Закона о контрактной системе, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Так, п. 10 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 553, установлено, что в случае осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона о контрактной системе внесение изменений в план-график закупок осуществляется в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 и п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Анализ плана-графика на 2017 год показал отсутствие рассматриваемой закупки.
Представитель заказчика подтвердил, что сведения о закупке плане-графике отсутствуют.
Следовательно, контракт не мог быть заключен.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 8, 11 ст. 21 Закона о контрактной системе, выразившееся в осуществлении закупки, не предусмотренной планом-графиком.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе выбрать способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестре контрактов, предусмотренном ст. 103 Закона о контрактной системе. При этом должно быть обеспечено предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивание персональных данных".
Таким образом, Закон о контактной системе прямо предусматривает случаи закупки лекарственных средств у единственного поставщика.
Решение консилиума врачей заказчика в материалах дела имеется.
Объект закупки - лекарственный препарат.
Следовательно, заказчик неправомерно осуществил закупку лекарственных средств у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
При этом заключение контракта на основании п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе также неправомерно в связи с тем, что цена контракта превышает 200 тыс. руб.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 1, 5 ст. 24 (п. 9, п. 28 ч. 1 ст. 93) Закона о контрактной системе.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 8, 11 ст. 21, ч. 1, 5 ст. 24 (п. 9, п. 28 ч. 1 ст. 93) Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 февраля 2017 г. N 11-37/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2017