Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 февраля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Пару груп" (далее - Заявитель) на действия МУ "УКС Пермского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания школы в п. Сылва (извещение N 0156300051316000039),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который сформировал требования аукционной документации с нарушениями Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300051316000039 Заказчиком проводился электронный аукцион на реконструкцию здания школы в п. Сылва.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.11.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 101 684 821,00 руб.;
4) дата проведения Аукциона - 10.02.2017 г.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч.4 ст.6 Закона о закупках).
В соответствии с ч.23 ст.34 Закона о закупках в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства (ч.24 ст.34 Закона о закупках).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, составляет 100 млн руб. - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Как указано выше, начальная максимальная цена контракта - 101 684 821,00 руб.
Согласно положениям проекта контракта:
5.12. Подрядчик обязан привлечь с учетом ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 50% (Пятьдесят) процентов от цены настоящего Контракта.
5.13. В течение 10 (десяти) дней со дня заключения договора (договоров) субподряда с организацией (организациями) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставить Заказчику следующие документы и(или) их копии:
- договора (ов) субподряда;
- декларацию, подтверждающую принадлежность субподрядной организации к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В течение 10 (десяти) дней со дня подписания акта (ов) выполненных работ по настоящему (им) договору (ам) субподряда предоставить Заказчику копию(и) данного (ых) акта (ов).
5.14. Условия, указанные в п.п. 5.10.; 5.11. и 10.12. настоящего Контракта не применяются в случае, если Контракт заключается с Подрядчиком, являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированный некоммерческой организацией. При этом Подрядчик в течение 10 (десяти) дней со дня заключения настоящего контракта должен продекларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, в случае, если такая декларация не была предоставлена в составе заявки на участие в аукционе.
5.15. Подрядчик обязан в письменном виде предоставить информацию Заказчику о лицах, с которыми он заключил договора субподряда, в течение 10 (десяти) календарных дней с даты заключения соответствующего договора, в случае если цена которого или общая цена которых составляет более чем десяти процентов цены Контракта.
Согласно п.10.7 проекта контракта в случае просрочки предоставления Подрядчиком информации установленной пунктом 5.13 настоящего Контракта, Заказчик взыскивает с Подрядчика пеню в размере одной трехсотой действующей на дату оплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены договора, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Довод Заявителя подтверждения не нашел.
Не нашел подтверждения и довод о том, что Заказчик установил требования к определенному товару без возможности поставки эквивалентного товара, поскольку в соответствии с разъяснениями Заказчика от 25.01.2017 г. в составе первой части заявки на участие в закупке достаточно приложить согласие на выполнение работ на условиях аукционной документации. Кроме того, доказательства того, что в документации содержатся товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке, в жалобе отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о закупках, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о закупках установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе, срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п.14 проекта контракта настоящий контракт, вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.05.2019 г., и, как следствие, участники закупки имеют возможность установить срок действия банковской гарантии.
С учетом изложенного нарушений требований Закона о закупках в данной части антимонопольный орган не усматривает.
При этом Комиссия отмечает, что понятия "срок исполнения контракта" и "срок действия контракта" не являются тождественными.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 3, ч.4 ст.65 Закона о закупках).
В соответствии с документацией о закупке, срок окончания подачи заявок - 31.01.2017 г., срок подачи запроса о разъяснении положений документации - с 21.11.2016 г. по 28.01.2017 г., что соответствует приведенным нормам Закона о закупках.
Содержащиеся в п.2 Раздела 6 документации о закупке дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации, Закону о закупках не противоречат.
В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона (ч.26 ст.34 Закона о закупках).
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.35 Закона о закупках Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет: не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта; не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
Таким образом, Постановление Правительства РФ лишь рекомендует органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд включать в контракт условие о банковском сопровождении контракта при цене контракта не менее 200 млн. рублей.
С учетом данного обстоятельства, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В ч. 5 ст. 34 Закона о закупках установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о закупках, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, частями 5,8 ст. 34 Закона о закупках установлено, что Заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемый за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила).
При этом, п.4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В п.5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, законодателем установлены дифференцированные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
Поскольку содержащиеся в проекте контракта положения (п.10.3, п.10.6), соответствуют приведенным выше нормам, Заказчиком нарушений в данной части не допущено.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о закупках, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе (с учетом информации, содержащейся в извещении) установлены в ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении закупки указано следующее: Срок исполнения контракта: год 2019 месяц Январь Срок исполнения отдельных этапов контракта: Начало выполнения работ с 01.05.2017 г. Окончание выполнения работ 20.03.2018 г. Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): Работы выполняются в один этап.
В соответствии с п.4.1 контракта сроки выполнения работ: начало выполнения работ с 01.05.2017 г., окончание выполнения работ 01.07.2018 г.
Аналогичное условие содержится в Главе 5 Техническое задание (Спецификация) документации о закупке.
Поскольку приведенные выше условия вводят участников закупки в заблуждение, не коррелируют между собой, Заказчиком нарушено положение, закрепленное в ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что с учетом мнения, выраженного в письме Министерства экономического развития РФ от 15.02.2016 г. N Д28и-416, содержащееся в п.8.6 проекта контракта положение (в приведенной формулировке), не может быть признано соответствующим положениям. Закрепленным в ч.5 ст.34 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Пару груп" не направлялись. Более того, подача жалобы посредством электронной почты 31.01.2017 г. (в день до окончания подачи заявок на участие в закупке), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пару груп" на действия МУ "УКС Пермского муниципального района" при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания школы в п. Сылва (извещение N 0156300051316000039) обоснованной в части установления срока окончания выполнения работ, в части установления положения, содержащегося в п.8.6 проекта контракта.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.5 ст.34 Закона о закупках.
4. В целях устранения выявленных нарушений, выдать Заказчику предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 февраля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2017