Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 февраля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту бетона верхней головы Павловского шлюза: ремонт бетона устоев верхней головы со стороны верхнего бьефа, ремонт здания механизмов верхней головы Федерального бюджетного учреждения "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" (извещение N 0356100002316000108),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя, Заказчиком при формировании конкурсной документации нарушены требования Закона о закупках в части установления требований к используемым при выполнении работ товаров (состав Эмако, суперпластификатор RHEOBULD, полиуретановая смола MeycoMR355 F3 Thix), а также в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии, которую необходимо представить в качестве обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении открытого конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100002316000108, Заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение работ по капитальному ремонту бетона верхней головы Павловского шлюза: ремонт бетона устоев верхней головы со стороны верхнего бьефа, ремонт здания механизмов верхней головы Федерального бюджетного учреждения "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении открытого конурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.12.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 103 208 330,00 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона) (п.5 ч.2 ст.51 Закона о закупках).
В пп. 6.1 п. 6.1.6 Информационной карты конкурсной документации установлено, что участник конкурса должен представить в составе заявки на участие в конкурсе, в том числе, заявку на участие в конкурсе - по Форме 2 Часть III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ", содержащая информацию об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в конкурсе.
В приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком обозначена ведомость объемов работ и материалов, в которой содержатся, в том числе, следующие позиции: "Нанесение на поверхность арматуры и закладных деталей состава "ЭМАКО Nanocrete AP или аналога", "Эмако 90 или эквивалент", "Суперпластификатор RHEOBULD или эквивалент", "Полиуретановая смола Meyco MR 355 A3 Thix или эквивалент".
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в первой поименованной выше позиции Приложения N1 Заказчиком обозначен вид работ, а не товар, как указывает в жалобе Заявитель, остальные спорные позиции, согласно требованиям конкурсной документации, не требуется указывать в заявке.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что данные позиции взяты Заказчиком из проекта.
Комиссия также отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств в подтверждение того, что наименования спорных позиций являются товарными знаками.
Таким образом, с учетом изложенного Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках.
Согласно ч. 2 ст. 54 Закона о закупках, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о закупках, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о закупках установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе, срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 11.1 проекта контракта, в целях обеспечения исполнения своих обязательств по договору Генподрядчик до подписания договора предоставляет Заказчику обеспечение исполнения договора в виде банковской гарантии, выданной банком, или путем внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика. Способ обеспечения исполнения договора определяется Генподрядчиком, с которым заключается договор, самостоятельно. Размер обеспечения исполнения договора составляет 10 % начальной (максимальной) цены договора, что составляет ________________ рублей. В случае, если цена настоящего договора на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении от ___ N__________, то договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, что составляет __________ рублей. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора, указанный в части 13 договора, на 3 (три) месяца.
Комиссия отмечает, что установленное Заказчиком требование к сроку действия банковской гарантии не соответствует требованиям Закона о закупках.
Таким образом, действия Заказчика, установившего неправомерное требование к сроку действия банковской гарантии, нарушают ч. 3 ст. 96 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 10.02.2017 г., на участие в закупке подано пять заявок, все заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
Комиссия отмечает, что доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Кроме того, подача жалобы в предпоследний день окончания срока подачи заявок (07.02.2017 г.), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту бетона верхней головы Павловского шлюза: ремонт бетона устоев верхней головы со стороны верхнего бьефа, ремонт здания механизмов верхней головы Федерального бюджетного учреждения "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" (извещение N 0356100002316000108) обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований ч. 3 ст. 96 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о закупках.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 февраля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2017