Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 февраля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ЗАО "Уралмостострой" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в Пермском крае на 2017-2019 гг., лот 4 (изв. N 0156200009916000727),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении электронного аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009916000727, Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в Пермском крае на 2017-2019 гг., лот 4.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.12.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 349 452 375,04 руб.;
4) дата проведения Аукциона - 27.02.2017 г.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 п. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2, п.3 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в п. 4 "Требования к используемым при выполнении работ товарам" Раздела 4 Главы V "Техническое задание".
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках, первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работ при выполнении которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено Заказчиком в аукционной документации п.1 Раздела 8 аукционной документации.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в п. 4 Технического задания.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться).
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Так, например, в п. 1 Требований к используемым при выполнении работ товарам установлены, в том числе, следующие требования к щебню: содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - до 25% по массе; потеря массы при испытании щебня на дробимость в сухом состоянии - свыше 13% до 15%; потеря массы при распаде - не более 5% и т.д.
Аналогичным образом установлена часть требований к остальным товарам, используемым при выполнении работ.
Комиссия, проанализировав установленные Заказчиком, Уполномоченным органом требования к используемым при выполнении работ материалам, установила, что ряд показателей (например, "потеря массы при испытании щебня", "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы") не являются показателями наивысшего порядка, то есть являются второстепенными и зависимыми, поскольку могут быть определены через иные показатели более высокого порядка (к примеру, "марка по дробимости", "фракция", "группа щебня", указанные в ГОСТ 8267-93).
Указание таких характеристик в аукционной документации, равно как и установление требования об указании таких характеристик в составе заявки, в рассматриваемом случае Комиссия считает отступлением от требований п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, поскольку в целях недопущения ограничения количества участников закупки при описании объекта закупки должны применяться наиболее общие показатели товара, содержательно определяющие потребности Заказчика.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что Заказчик, Уполномоченный орган, установившие в документации об аукционе не соответствующие Закону о закупках требования к используемым при выполнении работ товарам и к составу заявки, нарушили п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, что указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
03.02.2017 г. в аукционную документацию Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения.
Согласно аукционной документации (в ред. от 03.02.2017 г.), первая часть заявки должна содержать согласие участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, требования об указании в заявке показателей используемых при выполнении работ товаров исключены.
Таким образом, с учетом п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссией принято решение не выдавать предписание, поскольку выявленное нарушение Закона о закупках не повлияло на результат закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Уралмостострой" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в Пермском крае на 2017-2019 гг., лот 4 (изв. N 0156200009916000727) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках.
4. Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение Закона о закупках не повлияло на результат.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 февраля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2017