Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 февраля 2017 г. N 124
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская Компания "Восточный Альянс" (далее - ООО "МК "Восточный Альянс") на действия аукционной комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, выступающего организатором совместной закупки - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона N ЭА N 9624/16 "На право поставки изделий медицинского назначения для нужд медицинских организаций и учреждений Красноярского края на 2017-2018 г.г." (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 01.02.2017 поступила жалоба ООО "МК "Восточный Альянс" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000116008685.
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, уполномоченного органа, выступающего организатором совместной закупки - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Быков Илья Владимирович (доверенность б/н от 31.01.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа и аукционной комиссии Железцов Евгений Вячеславович (доверенность N 2 от 10.01.2017, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.01.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что от оператора электронной площадки податель жалобы получил уведомление о принятии аукционной комиссией решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по причине отсутствия конкретного показателя характеристики "время образования устойчивой формы" по позициям NN 1, 2, 3 описания объекта закупки, что противоречит требованиям аукционной документации (Приложение N 5 к Информационной карте (Инструкция по заполнению заявки)).
Податель жалобы считает указанное решение незаконным, поскольку характеристика "время образования устойчивой формы" в силу специфики товара, являющегося объектом закупки, не может являться точной, а является интервальным значением в силу положений ГОСТ 31626-2012 и письма производителя товара, предложенного подателем жалобы к поставке в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
От аукционной комиссии поступили письменные пояснения, в которых она не согласилась с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией, исходя из положений Инструкции по заполнению заявки, было принято обоснованное и законное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с чем аукционная комиссия ходатайствовала о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у государственных заказчиков уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд медицинских организаций и учреждений Красноярского края на 2017-2018 г.г. (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 09.01.2017 N0119200000116008685).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что пунктом 5.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации, а также инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, являющейся Приложением N5 к указанному разделу рассматриваемой документации, предусмотрены аналогичные вышеизложенным требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено следующее:
"Значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", указаны в диапазоне и т.д. За исключением:
Если значение параметра сопровождается формулировкой "значение параметра не требует конкретизации". Формулировка "значение параметра не требует конкретизации" позволяет участнику закупки указать как конкретное значение параметра, так и указать не конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в описании объекта закупки минимальных значений и не должны быть больше указанных в описании объекта закупки максимальных значении.
Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", "не уже", "знак "", "не меньше", "не ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией. (Например: в описании объекта закупки установлено требование "длина не менее 100 мм" участнику необходимо указать значение 100 мм или любое значение превышающее установленное документацией).
Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами "не более", "не больше", "до", "не выше", "не превышает", знак "", "не лучше", "не больше", "не позже") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или меньшие значений, установленных настоящей документацией. (Например: в описании объекта закупки установлено требование "длина не более 100 мм" участнику необходимо указать значение 100 мм или любое значение меньше установленного документацией)".
Согласно пунктам 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы в Приложении N2 (далее - Описание объекта закупки), в котором установлены следующие требования к товару:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
1 |
2 |
3 |
1 |
Бинт гипсовый медицинский |
Бинт медицинский марлевый гипсовый, ширина 10 см; длина 3 м; поверхностная плотность бинтов не менее 300 г/м |
2 |
Бинт гипсовый медицинский |
Бинт медицинский марлевый гипсовый, ширина 15 см; длина 3 м; поверхностная плотность бинтов не менее 300 г/м |
3 |
Бинт гипсовый медицинский |
Бинт медицинский марлевый гипсовый, ширина 20 см; длина 3 м; поверхностная плотность бинтов не менее 300 г/м |
Проанализировав совокупность требований Описания объекта закупки, Комиссия установила, что в указанном разделе отсутствует требование к участникам закупки о необходимости обеспечить соответствие функциональных, технических и качественных характеристик предлагаемых ими к поставке товаров требованиям ГОСТ 31626-2012 "Бинты гипсовые медицинские. Общие технические требования. Методы испытаний". Указанное требование также отсутствует и в иных положениях аукционной документации. Следовательно, у участников закупки при формулировании своего предложения в первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, в отношении характеристик товаров, являющихся объектом закупки, отсутствовала обязанность руководствоваться требованиями ГОСТ 31626-2012 "Бинты гипсовые медицинские. Общие технические требования. Методы испытаний", наряду с положениями аукционной документации.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание положения Описания объекта закупки и условия Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия пришла к выводу о том, что во исполнение требований пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участнику закупки в составе первой части заявки надлежало представить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе конкретный показатель характеристики "время образования устойчивой формы", соответствующий значениям, установленным такой документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого товара.
Комиссия отмечает, что, исходя из условий Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в составе первой части заявки участнику закупки предоставлена возможность указать как конкретное значение параметра, так и указать не конкретное значение какого-либо параметра предлагаемого к поставке товара только в том случае, если в Описании объекта закупки значение такого параметра сопровождается формулировкой "значение параметра не требует конкретизации". Характеристика "время образования устойчивой формы" товаров, предусмотренных позициями N 1 - 3 Описания объекта закупки, не была сопровождена формулировкой "значение параметра не требует конкретизации", что исключает возможность участников закупки указать не конкретное значение такой характеристики предлагаемого к поставке товара, согласно положениям аукционной документации.
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N2), Комиссия установила, что указанным участником закупки были предложены к поставке по позициям NN 1 - 3 Описания объекта закупки бинты гипсовые медицинские, время образования устойчивой формы которых составляет в диапазоне от 5 мин до 10 мин, что с учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не позволяет определить конкретное значение времени образования устойчивой формы товара, предложенного к поставке подателем жалобы, и его соответствие потребностям заказчиков, изложенным в Описании объекта закупки.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первой части заявки подателя жалобы (заявка N2), протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.01.2017, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией с учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе и Описания объекта закупки было принято обоснованное решение о признании первой части заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям аукционной документации по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку подателем жалобы была представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и не соответствующая требованиям аукционной документации (Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе) в части необходимости предоставления конкретного показателя времени образования устойчивой формы бинтов гипсовых медицинских, предложенных к поставке.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку рассмотрение первой части заявки подателя жалобы было произведено аукционной комиссией в соответствии с условиями аукционной документации. Следовательно, доводы подателя жалобы о наличии в действиях аукционной комиссии нарушений требований Закона о контрактной системе при проведении рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе признаются Комиссией необоснованными.
Вместе с этим, в результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией было установлено следующее нарушение требований Закона о контрактной системе в действиях уполномоченного органа, государственных заказчиков, для нужд которых проводится электронный аукцион.
В Описание объекта закупки в качестве одной из характеристик бинтов гипсовых медицинских была включена техническая характеристика "время образования устойчивой формы", в отношении которой были установлены минимальные и максимальные значения, позволяющие определить потребность заказчиков, а также указанная характеристика не была сопровождена формулировкой "значение параметра не требует конкретизации", наличие которой в силу положений Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе позволило бы участникам закупки указать не конкретное значение такой характеристики предлагаемого к поставке товара, согласно положениям аукционной документации, наряду с указанием конкретных показателей иных характеристик такого товара.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа Описание объекта закупки, сформированное государственными заказчиками, основано на действующем ГОСТ 31626-2012 "Бинты гипсовые медицинские. Общие технические требования. Методы испытаний", следовательно, при формировании Описания объекта закупки подлежала использованию терминология указанного государственного стандарта, требования которого в силу области его применения являются обязательными для предприятий и организаций, разрабатывающих и выпускающих гипсовые бинты медицинские, а также при проведении технических и сертификационных испытаний.
Пунктом 3.10 ГОСТ 31626-2012 "Бинты гипсовые медицинские. Общие технические требования. Методы испытаний" определено, что время образования устойчивой формы модельного образца гипсовой повязки - интервал времени с момента окончания формирования модельного образца гипсовой повязки прямоугольной формы до обретения им устойчивой формы.
На основании анализа предложений хозяйствующих субъектов, имеющихся на момент рассмотрения жалобы по существу на рынке товаров, являющихся объектом закупки, а также учитывая содержание письма производителя бинтов гипсовых медицинских, предложенных к поставке подателем жалобы (б/н от 30.01.2017), Комиссия установила, что в силу специфики товара, являющегося объектом закупки, на товарном рынке одновременно присутствуют предложения к поставке партий бинтов гипсовых медицинских, которые имеют конкретный показатель времени образования устойчивой формы, а также предложения к поставке партий бинтов гипсовых медицинских, показатель времени образования устойчивой формы которых является интервальным значением с указанием минимального и максимального значения времени начала и окончания образования устойчивой формы.
Отсутствие формулировки "значение параметра не требует конкретизации" в отношении характеристики "время образования устойчивой формы" бинтов гипсовых медицинских в Описании объекта закупки, наличие которой в силу положений Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе позволило бы участникам закупки, имеющим намерение предложить к поставке бинты гипсовые медицинские, показатель времени образования устойчивой формы которых является интервальным значением, указать не конкретное значение такой характеристики предлагаемого к поставке товара, влечет за собой в случае подачи таким участником закупки заявки на участие в электронном аукционе с предложением поставки такого товара создание для аукционной комиссии основания для отказа в допуске к участию в электронном аукционе такому участнику, поскольку в составе заявки отсутствует конкретное значение характеристики "время образования устойчивой формы" бинтов гипсовых медицинских, наличие которого предусмотрено Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, действия государственных заказчиков, уполномоченного органа, связанные с установлением в Описании объекта закупки технической характеристики "время образования устойчивой формы" бинтов гипсовых медицинских без сопровождения формулировкой "значение параметра не требует конкретизации", не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку в рассматриваемой части Описание объекта закупки не носит объективный характер при наличии на рынке предложений к поставке бинтов гипсовых медицинских, которые имеют конкретный показатель времени образования устойчивой формы, а также предложений к поставке партий бинтов гипсовых медицинских, показатель времени образования устойчивой формы которых является интервальным значением с указанием минимального и максимального значения времени начала и окончания образования устойчивой формы.
Анализ первых частей заявок NN 2 и 8 на участие в электронном аукционе показал Комиссии, что указанными участниками закупки были осуществлены предложения к поставке бинтов гипсовых медицинских, показатель времени образования устойчивой формы которых является интервальным значением с указанием минимального и максимального значения времени начала и окончания образования устойчивой формы, при этом указанные значения не меньше указанных в Описании объекта закупки минимальных значений и не больше указанных в Описании объекта закупки максимальных значении такой характеристики.
Поскольку установленное в Описании объекта закупки требование технической характеристики "время образования устойчивой формы" бинтов гипсовых медицинских без сопровождения формулировкой "значение параметра не требует конкретизации" не является правомерным, в случае наличия в составе первых частей заявок NN 2 и 8 участников закупки конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе не требующего конкретизации показателя характеристики "время образования устойчивой формы", соответствующего значениям, установленным такой документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого товара, такие заявки участников закупки должны быть признаны соответствующими требованиям аукционной документации и такие участники закупки должны быть допущены к участию в электронном аукционе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская Компания "Восточный Альянс" необоснованной.
2. Признать заказчиков, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. С целью устранения допущенного заказчиками, уполномоченным органом нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений прав и законных интересов участников закупки путем повторного рассмотрения первых частей заявок NN 2 и 8.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Медицинская Компания "Восточный Альянс" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 февраля 2017 г. N 124
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2017