Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 февраля 2017 г. N 134
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Доминант" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтных работ по облицовке чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 08.02.2017 поступила жалоба ООО "Доминант" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300027017000004.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал директор заказчика Керинков Евгений Михайлович (Распоряжение Администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края N 086-в от 20.09.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в аукционной документации установлено в качестве единого требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Однако в аукционной документации не установлено какие именно документы и (или) сведения участники закупки должны представлять в составе вторых частей заявок в подтверждение соответствия указанному требованию. По мнению подателя жалобы, заказчик, не установив в документации о закупке требования о предоставлении выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, являющимся предметом закупки (Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов, Гидроизоляция строительных конструкций, Устройство и демонтаж системы отопления, предусмотренные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624), нарушил требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, в нарушение требований Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит информацию об установленных единых требованиях в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе.
Во-вторых, по мнению подателя жалобы, установление в аукционной документации дополнительных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, противоречит положениям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку из аукционной документации не следует, что объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
В-третьих, податель жалобы обращает внимание на то, что в аукционной документации не установлены надлежащим образом требования к материалам, сведения о которых подлежат указанию в первой части заявки на участие в аукционе. Перечня материалов, сведения о которых должен представить участник закупки в первой части своей заявки, а также показателей, позволяющих определить соответствие таких материалов установленным заказчиком требованиям, документация об аукционе не содержит.
В-четвертых, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.
В-пятых, в пункте 15 Информационной карты аукционной документации содержится требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им работ условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. Вместе с тем, в аукционной документации не установлено какие именно документы должны представляться в составе вторых частей заявок на участие в закупке в подтверждение соответствия вышеуказанному требованию, что нарушает подпункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В-шестых, согласно пункту 4.3 проекта контракта заказчик возвращает исполнителю денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, в случае направления исполнителем соответствующего требования. Податель жалобы отмечает, что Законом о контрактной системе не предоставлено право заказчику при определении срока и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, возлагать на исполнителя по контракту обязанность по направлению в адрес заказчика требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях, а также в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика не согласился, так как, по его мнению, аукционная документация соответствует законодательству о контрактной системе, в связи с чем ходатайствовал о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по облицовке чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края (извещение о проведении электронного аукциона от 30.01.2017 N0319300027017000004).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 3 Части 3 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации предметом электронного аукциона является выполнение ремонтных работ по облицовке чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. Требования к предмету электронного аукциона, условия исполнения контракта указаны в Приложении N 2 (техническое задание) к информационной карте электронного аукциона (далее - Техническое задание).
Согласно Техническому заданию (пункт 8 "Требования к выполнению работ") работы подлежат выполнению строго в соответствии с разработанной и утвержденной рабочей документацией Шифр N 03-16 (приложение N1, 2 к Техническому заданию), техническим заданием и локальными сметными расчетами N06-2016; N07-2016; N08-2016; N09-2016; N10-2016.
Таким образом, описание объекта закупки содержится в Техническом задании, Рабочей документации Шифр N 03-16 (приложение N 1, 2 к Техническому заданию), локальных сметных расчетах N06-2016; N07-2016; N08-2016; N09-2016; N10-2016 (приложения N 3-7 к Техническому заданию).
Анализ Технического задания показал, что в нем по нескольким позициям товаров (материалов) содержатся наименования товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, в том числе имеются следующие указания: керамический переливной канал голубой (RAL 2307015) 22,5*25*15*15 см, неглазурованная противоскользящая плитка, добор после "рукохвата" (RAL 5002), клей "Керакрет", белый, 25 кг, затирка для швов "Ультроколорплюс" N 100, белый, 5 кг, латекс "Керакрет", 25 л, очиститель "Керанет", 1 кг, прожектор LED FloodLight 30 White 35 Вт, прокладка трубопроводов отопления при коллекторной системе из многослойных металл-полимерных труб диаметром 20 мм (монтаж "теплого пола" труба отопительная д. 17*2,0 мм "Rehau"), насос для циркуляции теплоносителя "Wilo" 25-60.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, заказчик может исключить возможность применения исполнителем эквивалентных товаров, материалов.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Согласно части 3 статьи 52 ГРК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заказчик не имеет возможность внести какие-либо изменения в проектно-сметную документацию без согласования с проектировщиком.
Комиссия отмечает, что заказчик проводит электронный аукцион на выполнение работ в соответствии с разработанной проектной организацией Рабочей документацией, в которой определен технологический перечень применяемых и совместно взаимосвязанных материалов, неприменение или замена которых не допустима. В указанной Рабочей документации отсутствует согласие проектной организации на возможность отступления заказчика от Рабочей документации при выполнении работ по ремонту чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы о том, что указывая в Техническом задании товарные знаки без оговорки об эквивалентности, заказчик нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, признается Комиссией необоснованным.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 15 части 3 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из смысла статьи 33 Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности заказчика при формировании документации о закупке на выполнение работ или оказание услуг, для выполнения или оказания которых используются товары, выделять такие товары в отдельный перечень (отдельный документ). При этом, являясь описанием объекта закупки, содержание Технического задания предоставляет участникам закупки возможность определить потребность заказчика в работах, являющихся объектом закупки, и в материалах, которые необходимо использовать при выполнении таких работ, путем установления в отношении таких материалов неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей их характеристик.
Следует отметить, что заказчик проводит аукцион на выполнение работ в соответствии с разработанной проектной организацией Рабочей документацией, соответственно, включает рабочую документацию в состав документации об электронном аукционе, описав таким образом объект закупки.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы о том, что заказчиком не установлены надлежащим образом требования к материалам, сведения о которых надлежит указывать в первой части заявки на участие в аукционе, не находит своего подтверждения в ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлены в Приложении N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N 99).
Руководствуясь требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов, заказчик в пункте 14 части 3 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установил к участникам закупки в качестве дополнительного требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Указанные действия заказчика обусловлены тем, что объектом закупки являются работы строительные, включенные в код 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (составляет 11 607 062,04 рублей).
Комиссией приняты во внимание пояснения представителя заказчика о том, что являющиеся объектом закупки работы по существу являются капитальным ремонтом объекта капитального строительства в понятии, предусмотренном ГрК РФ, а именно: замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2 статьи 1 ГрК РФ). Также в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика отметил, что являющиеся объектом закупки работы финансируются по статье расходов заказчика, предусмотренных на оплату работ по капитальному ремонту.
Наличие проектной документации на работы, являющиеся объектом закупки, ссылка на которую (проектную документацию) имеется в Техническом задании, свидетельствует о том, что такие работы являются капитальным ремонтом объекта капитального строительства, с учетом содержания части 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
Следовательно, действия заказчика по установлению в аукционной документации к участникам закупки вышеуказанного дополнительного требования не противоречит требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в свою очередь, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
Вместе с этим, Комиссией было установлено, что в пункте 15 части 3 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации в качестве подтверждения соответствия участников закупки вышеуказанному дополнительному требованию заказчик установил требование о предоставлении следующих документов в составе второй части заявки:
"копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
Комиссия отмечает, что на момент опубликования в единой информационной системе извещения и документации о проведении электронного аукциона (30.01.2017) пункт 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 (редакция от 14.11.2016, вступившая в силу 24.11.2016) предусматривает следующий комплект документов, которые подтверждают соответствие участника закупки установленному заказчиком дополнительному требованию о наличии опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, установление заказчиком в аукционной документации требования о предоставлении в составе второй части заявки в качестве подтверждения о соответствии дополнительному требованию, предусмотренному Постановлением N99, указанного выше комплекта документов, который не соответствует надлежащему комплекту документов, предусмотренному Постановлением N 99 на момент опубликования в единой информационной системе извещения и документации о проведении электронного аукциона (30.01.2017), совершено с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчику при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства надлежит устанавливать в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Согласно Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ) группа работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (пункт 33 Приказа Минрегионразвития РФ), относится к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Комиссией было установлено, что заказчиком в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе не было установлено к участникам закупки в качестве единого требования о необходимости наличия допуска СРО к работам по организации строительства, предусмотренного частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ и Приказом Минрегионразвития РФ, а также о необходимости предоставления такого документа в составе заявки на участие в электронном аукционе на основании пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Следовательно, в рассматриваемой части довод подателя жалобы о необходимости установления требований к участникам закупки о предоставлении допуска СРО к работам, являющимся предметом закупки, является обоснованным.
Вместе с этим, отсутствие установления заказчиком иных видов работ, на которые требуется, по мнению подателя жалобы, допуски СРО (пункт 2.4 "Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов"; пункт 12.9 "Гидроизоляция строительных конструкций"; пункт 15.2 "Устройство и демонтаж системы отопления" Приказа Минрегионразвития РФ) не является нарушением требований Закона о контрактной системе, поскольку:
- условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства;
- наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства позволит участникам закупки привлечь для исполнения работ, предусмотренных пунктами 2.4, 12.9, 15.2 Приказа Минрегионразвития РФ, субподрядчиков, обладающих свидетельствами о допуске СРО к выполнению таких работ, в случае наличия необходимости;
- согласно пояснениям представителя заказчика работы по установке и разборке внутренних трубчатых инвентарных лесов при высоте помещений до 6 м, по устройству гидроизоляции полимерцементным составом (гидроизоляция "босоножной" зоны и стена на 30 см выше уровня пола), по прокладке трубопроводов отопления при коллекторной системе из многослойных металл-полимерных труб диаметром 20 мм составляют незначительный объем в общем объеме работ, предусмотренных Техническим заданием, и характер таких работ не оказывает влияние на безопасность объекта капитального строительства. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
В отношении довода подателя жалобы о том, что в нарушение требований Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит информацию об установленных единых требованиях в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия отмечает следующее.
Анализ извещения о проведении электронного аукциона показал Комиссии, что в разделе "Преимущества и требования к участникам" такого извещения было установлено следующее: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)", следовательно, единое требование, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, так же было предъявлено к участникам закупки. При этом, поскольку в извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то указанные документы не были конкретизированы заказчиком в положениях аукционной документации, что позволяло участникам закупки представить в качестве документа, подтверждающего свое соответствие единому требованию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, любой документ по своему усмотрению.
Вместе с этим, поскольку, исходя из объекта закупки, заказчику надлежало установить к участникам закупки в качестве единого требование о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, то в извещении о проведении электронного аукциона на основании пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе подлежало установлению требование к участникам закупки о наличии такого документа. Следовательно, действия заказчика в рассматриваемой части не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в свою очередь, довод подателя жалобы в рассматриваемой части признается Комиссией обоснованным.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик, в том числе указывает условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что в разделе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" такого извещения заказчиком был установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турции, в соответствии с Постановлением N 1457.
При этом на основании пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 15 части 3 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком было установлено к участникам закупки требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе документов (их копий), подтверждающих соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им работ условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Комиссией была принята во внимание следующая правовая позиция, изложенная в письме Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики":
"Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется".
На основании вышеизложенных обстоятельств, действия заказчика по не установлению в аукционной документации конкретного документа, который участники закупки должны предоставить в составе заявки на участие в электронном аукционе в качестве документа, подтверждающего соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им работ условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Следовательно, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
В отношении довода подателя жалобы о том, что содержание пункта 4.3 проекта контракта противоречит требованиям части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, Комиссия сообщает следующее.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 4.3 проекта контракта предусмотрено следующее: "Денежные средства возвращаются Подрядчику при условии полного исполнения последним своих обязательств по Контракту в течение 10 (десяти) банковских дней после получения Заказчиком письменного требования Подрядчика о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в письменном требовании".
Из буквального толкования указанного условия проекта контракта следует, что наличие указанного письменного требования связано с необходимостью уточнения банковского счета подрядчика, на который заказчику в предусмотренный контрактом срок необходимо вернуть денежные средства, внесенные подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется подрядчиком).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное положение проекта контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" обоснованной в части установления требований к участникам закупки и к составу заявки на участие в электронном аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 63 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Доминант" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 февраля 2017 г. N 134
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2017