Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 февраля 2017 г. N 139
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПЕТРОКОМ-М" (далее - ООО "ПЕТРОКОМ-М", податель жалобы) на действия государственного заказчика - Государственной инспекции труда в Красноярском крае (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по содержанию имущества (уборка служебных кабинетов и помещений, оказание услуг электрика, услуг столяра-плотника, сантехника)" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 08.02.2017 поступила жалоба ООО "ПЕТРОКОМ-М" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119100007917000017.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Яшников Р.С. (доверенность N 11 от 10.02.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем объединения в одной закупке технологически и функционально несвязанных услуг: услуг по уборке кабинетов и помещений, услуг электрика, услуг столяра-плотника, услуг сантехника, что может привести к ограничению конкуренции.
Во-вторых, в пункте 1.1.2 приложения N 1 к государственному контракту (техническое задание) имеется ссылка на утративший силу ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений".
В-третьих, в пункте 3.3 Приложения N 1 к государственному контракту (техническое задание) содержится требование о том, что персонал исполнителя, оказывающий услуги, должен состоять из граждан, не имеющих судимости и имеющих санитарную книжку или справку медицинского освидетельствования работника. Податель жалобы полагает, что указанное требование приводит к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для участников закупки, работники которых не имеют судимости и имеют санитарную книжку или справку медицинского освидетельствования работника.
В-четвертых, разъяснение положений документации об электронном аукционе от 03.02.2017 N РД1, размещенное заказчиком в единой информационной системе, вводит в заблуждение участников закупки. Так пунктом 13.4 инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в аукционной документации, предусмотрено, что "Знаки и слова "/" ";" "или" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а означает, что участнику необходимо выбрать одно из перечисляемых свойств (классов, типов, разновидностей, составов и т.д.) товара (материала)". В Приложении N 4 к государственному контракту содержатся характеристики расходных материалов, применяемых при оказании услуг, при чем показатели данных расходных материалов перечислены заказчиком через ";". При этом в разъяснении положений документации об электронном аукционе заказчик в противоречие инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указал, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе участникам следует указать все показатели расходных материалов. Кроме того, заказчик в данном разъяснении положений документации об электронном аукционе не дал пояснения по товару N 2 Приложения N 4 к государственному контракту относительно требования "без резкого запаха", податель жалобы выразил сомнение, к чему относится данное требование: к эквиваленту или к характеристикам расходного материала.
В-пятых, заказчиком в нарушение пункта 6 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не указан срок подачи заявок участников закупки. Податель жалобы также отметил, что извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 30.01.2017, а дата и время начала подачи заявок установлена на 29.01.2017 в 14:05, то есть раньше даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
До начала заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу от заказчика поступили письменные пояснения, в которых он не согласился с доводами, заявленными в жалобе, и просил признать жалобу необоснованной. В отношении доводов жалобы заказчиком даны следующие пояснения. Оказание услуг по уборке служебных кабинетов и помещений, оказанию услуг электрика, услуг столяра-плотника, сантехника объединены заказчиком в одну закупку в силу того, что здание, в котором располагается заказчик, изношено на 99,8 % и требует регулярного проведения сантехнических, электрических, плотницких работ, производить уборку помещений, чтобы не допустить аварийной ситуации, при этом ставки уборщицы, столяра, сантехника, электрика в штатном расписании заказчика не предусмотрены. Технологическую и функциональную связь указанных услуг заказчик пояснил тем, что после всех работ, производимых столяром, электриком, сантехником, уборщице необходимо производить уборку. Кроме того, заказчик отметил, что проводит указанную закупку несколько лет, ежегодно на участие в такой закупке поступает большое количество заявок. Также подобные закупки проводят из года в год и иные государственные заказчики.
С доводом жалобы о том, что в пункте 1.1.2 приложения N 1 к государственному контракту (техническое задание) имеется ссылка на утративший силу ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений", заказчик согласился. Однако, отметил, что данное обстоятельство не привело к ограничению участников закупки.
Заказчик пояснил, что требование о том, что персонал исполнителя, оказывающий услуги, должен состоять из граждан, не имеющих судимости, установлено им ввиду того, что в здании, в котором располагается заказчик, проходит большое количество посетителей, в том числе школьники, студенты, инвалиды, пожилые люди, дети с родителями, а требование о наличии у персонала исполнителя услуг санитарных книжек или справок медицинского освидетельствования работника заказчиком установлено на основании пункта 6.4 ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия".
На четвертый довод жалобы заказчиком даны пояснения о том, что в Приложении N 4 к государственному контракту им изложены наиболее важные для него характеристики расходных материалов, применяемых при оказании услуг, или их эквиваленты, а также указаны значения показателей.
В отношении довода о нарушениях заказчиком требований Закона о контрактной системе при размещении извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе, заказчик пояснил, что разместил такое извещение 29.01.2017 в 14:05, при этом извещение было доступно для просмотра только Федеральному казначейству. 30.01.2017 в 6:27 извещение перешло на этап подачи заявок, дата и время окончания подачи заявок указано 09.02.2017 в 10:00, то есть более 10 дней.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на Оказание услуг по содержанию имущества (уборка служебных кабинетов и помещений, оказание услуг электрика, услуг столяра-плотника, сантехника).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставкой, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 4 раздела X "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации (далее - Информационная карта) полная характеристика, описание объекта закупки отражены в проекте государственного контракта и техническом задании документации об электронном аукционе, качественные и иные характеристики и показатели, определяющие соответствие объекта закупки потребностям заказчика находятся в Государственном контракте и техническом задании документации об электронном аукционе.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что описание объекта закупки выполнено заказчиком в разделе XII "Проект государственного контракта" аукционной документации (далее - Государственный контракт), а именно, в Приложениях NN 1, 3, 4 к государственному контракту (далее - Описание объекта закупки).
В Приложении N 1 к государственному контракту заказчиком изложено Техническое задание, в Приложении N 3 к государственному контракту - Расходные материалы, используемые исполнителем при оказании услуг по содержанию имущества, в Приложении N 4 к государственному контракту - Характеристики расходных материалов, применяемых при оказании услуг.
В Приложении N 1 к государственному контракту заказчиком указано, что в состав услуг по содержанию имущества входят услуги по уборке служебных кабинетов и помещений и оказание услуг электрика, столяра - плотника, сантехника.
В пункте 1.1 Приложения N 1 к государственному контракту заказчиком указан состав работ по уборке служебных кабинетов и помещений: ежедневная комплексная уборка (по рабочим дням с 8.30 до 17.30 часов) (мытье полов в кабинетах (не менее двух раз в неделю); мытье коридора 1-го и 4-го этажа, лестницы с 1 этажа по 5 этаж (не менее четырех раз в неделю); мытье окон снаружи и изнутри - два раза в год; мытье пола у входа и холла 1 этажа (один раз в неделю по четвергам); вынос мусора не менее два раза в неделю (понедельник, среда) в контейнер;); влажная уборка напольного покрытия; удаление пыли с плинтусов (поэтапно, в течение недели); удаление пыли и локальных загрязнений с открытых поверхностей столов, шкафов, тумбочек, твердых элементов стульев, кресел, оргтехники, компьютеров, настольных ламп и прочих поверхностей высотой не более 2 м; удаление пыли с подоконников; удаление локальных загрязнений со стен; удаление локальных загрязнений с розеток и выключателей; удаление локальных пятен с зеркальных и стеклянных элементов стен; уборка дверных блоков помещений (протирка панелей дверей, наличников, удаление локальных загрязнений со стеклянных элементов, полировка металлических элементов); удаление пыли с тканевой обивки мебели; вынос мусора из корзин (не менее 4-х раз в неделю); смена полиэтиленовых пакетов в мусорных корзинах (по мере необходимости); вынос мусора в мусорный контейнер Заказчика, уборка мусора около мусорного контейнера; уборка и дезинфекция туалета (мытье полов, протирка зеркал, кафеля, раковин, унитазов, кабин, подоконников, писсуаров и др. с обработкой их специализированными моющими средствами для сантехники) (не менее 4-х раз в неделю); заправка раздатчиков жидким мылом, туалетной бумагой, освежителем воздуха, мылом, салфетками и др. (ежедневная - при отсутствии).
В пункте 1.2 Приложения N 1 к государственному контракту заказчиком раскрыт состав работ электрика: устранение неисправностей аварийного характера (в т.ч. вызов и оплата аварийных служб); снятие и установка перегоревших ламп, ламп в светильниках, стартеров и дросселей в светильниках, автоматов, выключателей, розеток и их утилизация; снятие и установка неисправных светильников; проверка заземлений оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции проводов; проверка, ремонт и замену рубильников, автоматических выключателей, пускателей, кнопок, автоматов, выключателей, розеток; протяжка соединений; производство подключения оборудования к сетям электроснабжения.
Пункт 1.3 Приложения N 1 к государственному контракту раскрывает состав работ сантехника: устранение неисправностей аварийного порядка в трубопроводах отопления горячей или холодного водоснабжения (установка хомута, сварка свища и др.), канализации (в т.ч. вызов и оплата услуг аварийных служб); проверка запорной арматуры; устранение течи в водопроводных кранах; ликвидация течи приборов отопления: смена радиаторных пробок; устранение течи в водопроводных кранах, в кранах бачков при унитазах; замена и регулировка сантехники (кранов, гибкой проводки к смесителям, кранам, бачкам, замена гофры, манжета, резьбы, сгона, задвижек, смесителей, прокладок, ремкомплекта для смывного бочка и др.); устранение незначительных неисправностей в системах отопления (регулировка трехходовых кранов, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, замена радиаторов при течи, осмотр и очистка грязевиков воздухосборников, вантузов, компенсаторов регулирующих кранов, вентилей, задвижек, очистка от накипи запорной арматуры, и др.); прочистка мест засора канализационных труб и стояков; прочистка засора сантех - приборов (унитазов, раковин) со снятием с места и обратной установкой.
В пункте 1.4 Приложения N 1 к государственному контракту содержится состав работ столяра - плотника: ремонт мебели, дверей, рам, замена разбитых стекол; сборка мебели - не более 10 шт.; ремонт хозяйственного инвентаря; ремонт оконных переплетов, форточек, подоконников, дверных коробок, дверных полотен и т.д.; ремонт и установка дверных замков, ручек и доводчиков; ремонт покрытий полов из линолеума, порогов; проведение других столярных и плотницких работ согласно заявкам Заказчика.
При этом оказание услуг электрика, столяра - плотника, сантехника осуществляется исполнителем по заявке заказчика, оказание услуг по уборке служебных кабинетов и помещений -ежедневно.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Объединение в один лот оказания услуг по уборке служебных кабинетов и помещений, оказания услуг электрика, услуг столяра-плотника, сантехника исключает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в части оказания услуг по уборке служебных кабинетов и помещений или в части оказания услуг электрика, в части оказания услуг столяра-плотника, в части оказания услуг сантехника.
Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид вышепоименованных услуг привлекает к торгам специфический круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных услуг, оказываемых на объекте заказчика, обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в оказании определенных услуг, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.
Размещение закупки укрупненным лотом нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества в электронном аукционе за право заключения государственного контракта и оказания услуг по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Именно по этой причине лишаются возможности участвовать в электронном аукционе, например, участники рынка клининговых услуг, услуг электрика, столяра - плотника, сантехника, что способствует ограничению доступа к участию в электронном аукционе указанных лиц.
Кроме того, для того чтобы осуществить организацию услуг, одному участнику закупки необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы. С учетом того, что такой возможностью обладают не все потенциальные участники закупки.
Комиссия отмечает, что факт поступления на участие в электронном аукционе пяти заявок согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.02.2017 N 0119100007917000017-1 не является доказательством отсутствия ограничения количества участников закупки, так как при выделении услуг по уборке служебных кабинетов и помещений, услуг электрика, услуг столяра-плотника, сантехника в отдельные лоты может поступить больше заявок.
Доводы заказчика о том, что объединение в один предмет закупки всех услуг обусловлено тем, что названные работы (услуги) функционально и технологически связаны между собой в силу изношенности здания заказчика и необходимости регулярного проведения сантехнических, электрических, плотницких работ, уборки помещений, а также в силу того, что после всех работ, производимых столяром, электриком, сантехником, уборщице необходимо производить уборку, Комиссией отклоняются как неподтвержденные фактическими обстоятельствами дела, как не свидетельствующие о том, что между оказанием услуг по уборке служебных кабинетов и помещений, оказанию услуг электрика, услуг столяра-плотника, сантехника существует непрерывная технологическая и функциональная взаимосвязь. Доказательств обратного со стороны заказчика в адрес Комиссии представлено не было.
Доводы заказчика о том, что он проводит подобные закупки каждый год, а также подобные закупки проводят иные государственные заказчики, не рассматривался Комиссией, поскольку данные закупки не являются предметом рассмотрения Комиссией при проведении проверки на основании поступившей жалобы.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, следовательно, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.2 Приложения N 1 к государственному контракту качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям ГОСТ Р51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений".
ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений" утратил силу с 1 июля 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 51870-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия".
Комиссия отмечает, что ссылка заказчика, допущенная им в Приложении N 1 к государственному контракту в отношении утратившего силу ГОСТ Р51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений", не влечет за собой безусловной обязанности для участника закупки, в том числе для победителя электронного аукциона, в использовании при заполнении заявки на участие в электронном аукционе, при последующем оказании услуг, являющихся объектом закупки, требований указанного документа, утратившего силу. Кроме того, положения самой документации об аукционе в электронной форме свидетельствуют о том, что при оказании услуг, являющихся объектом закупки, необходимо руководствоваться только действующими нормативными актами.
Так же необходимо отметить, что заказчик в Приложении N 1 к государственному контракту установил требование руководствоваться указанным ГОСТ Р 51870-2002 при оказании услуг, в то время как при формулировании своего предложения в первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, в отношении характеристик товаров, указанных в Приложении N 4 к государственному контракту (Характеристики расходных материалов, применяемых при оказании услуг), у участников закупки отсутствует обязанность руководствоваться требованиями указанного ГОСТа.
Таким образом, включение заказчиком в техническое задание недействующего ГОСТа не препятствует участникам закупки в подготовке заявки на участие в электронном аукционе, а также не влечет и не может повлечь ограничение числа участников закупки. Следовательно, довод подателя жалобы является необоснованным.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В пункте 3.3 Приложения N 1 к государственному контракту, являющегося описанием объекта закупки, установлено требование о том, что персонал исполнителя, оказывающий услуги, должен состоять из граждан, не имеющих судимости и имеющих санитарную книжку или справку медицинского освидетельствования работника.
Указанное требование является требованием к трудовым ресурсам исполнителя, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом закупки, в то время как Законом о контрактной системе предусмотрен прямой запрет на включение в аукционную документацию таких требований.
Ссылка заказчика на пункт 6.4 ГОСТ Р 51870-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" отклоняется Комиссией, поскольку в соответствии с указанной нормой предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры с оформлением личных медицинских книжек должен проходить персонал, осуществляющий услуги по уборке и уходу за поверхностями в медицинских, детских и образовательных организациях, на спортивных объектах, пищевых производствах, объектах продовольственной торговли, предприятиях общественного питания, при этом заказчик к таким организациям не относится.
Таким образом, действия заказчика, установившего требования к трудовым ресурсам исполнителя, не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В результате изучения пункта 17 Информационной карты, а также Приложения N 1 к информационной карте (Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению) Комиссией было установлено, что к участникам закупки были предъявлены аналогичные вышеизложенным требования к содержанию и составу первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе. При этом в данных разделах аукционной документации участникам электронного аукциона указано на то, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе и наименование страны происхождения товара.
В пункте 13.4 Приложения N 1 к информационной карте (в части инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе) заказчиком установлено следующее: "Знаки и слова "/" ";" "или" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а означает, что участнику необходимо выбрать одно из перечисляемых свойств (классов, типов, разновидностей, составов и т.д.) товара (материала). Использование знака "," свидетельствует о перечислении свойств товара (материала), каждое из которых необходимо Заказчику для удовлетворения нужды в тех или иных свойствах материала (товара)".
Исследовав характеристики расходных материалов, применяемых при оказании услуг (Приложение N 4 к государственному контракту), которые участникам закупки надлежит указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия установила, что требования к товарам изложены заказчиком следующим образом (для примера):
N п/п |
Техническое требование заказчика (функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара) |
Предложение участника закупки |
|
Наименование расходного материала |
Наименование, единица измерения, значение показателя (минимальное и(или) максимальное) или значение, которое не может быть изменено) |
||
1. 1 |
Моющее и чистящее средство для ежедневной влажной уборки пола |
Водородный показатель кислотности среды (pH): от 7 до 10; Неиногенные поверхностно-активные вещества (ПАВ): от 5 до 15%; Анионные ПАВ: от 15 до 30%; Класс опасности (по ГОСТ 12.1.007-76): не менее 4; Без резкого запаха; Не содержит хлора, фосфатов, кислот и других токсичных веществ; или эквивалент |
Указывается конкретный показатель Участником закупки |
2. |
Моющее и чистящее средство для влажной уборки и дезинфекции в туалетной комнате |
Анионные ПАВ: от 5 до 15%; pH: от 2,0 до 4,0 Содержит бактерицидные и антикоррозийные добавки, кислоты; Например: Мегасан, ника - неодез, Мегасан М (гель), Самаровка-комби, Самаровка, Део-хлор люкс, Септустерил, Ультрахлорантин, Деланокс, Лизафин, и др. или эквивалент Без резкого запаха. |
Указывается конкретный показатель Участником закупки |
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона, а также аукционная документация, содержащая, в том числе, проект контракта.
03.02.2017 заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе N РД1. В указанном разъяснении положений документации об электронном аукционе содержится ответ заказчика на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, а именно, пример заполнения Приложения N 4 к государственному контракту, то есть пример заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе. Из ответа заказчика следует, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе участникам следует указать все показатели расходных материалов, содержащиеся в Приложении N 4 к государственному контракту.
Комиссия отмечает, что в Приложении N 4 к государственному контракту показатели расходных материалов, применяемых при оказании услуг, перечислены заказчиком через ";". Следовательно, исходя из указаний инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (пункт 13.4 Приложения N 1 к информационной карте) участнику закупки следует выбрать одно из перечисляемых показателей товара (материала), в противном случае данные показатели были бы перечислены через знак ",".
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что разъяснение положений документации об электронном аукционе от 03.02.2017 N РД1 в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе изменяет суть аукционной документации, тем самым вводит участников закупки в заблуждение.
Также заказчик в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 03.02.2017 N РД1 не дал пояснения по товару N 2 Приложения N 4 к государственному контракту относительно требования "без резкого запаха", при этом из приведенного описания товара N 2 невозможно сделать вывод, к чему относится данное требование: к эквиваленту или к характеристикам расходного материала.
Кроме того, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик разместил в единой информационной системе разъяснение положений документации об электронном аукционе от 03.02.2017 N РД1 без указания предмета запроса, данное разъяснение содержит только ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Следовательно, указанные действия заказчика нарушают требования частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика пояснил, что в действительности, как и указано заказчиком в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 03.02.2017 N РД1, для заказчика важны все характеристики расходных материалов, применяемых при оказании услуг, указанные в Приложении N 4 к государственному контракту, и заказчик предполагал, что все характеристики будут указаны участниками закупки в первых частях заявок на участие в электронном аукционе.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что с учетом того обстоятельства, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (пункт 13.4 Приложения N 1 к информационной карте) не позволяют участнику закупки заполнить первую часть заявки на участие в электронном аукционе в том виде, в каком предполагал заказчик, объект закупки описан заказчиком необъективно в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно, показатели товаров разделены знаком ";" вместо ",".
Кроме того, из описания товара N 2 Приложения N 4 к государственному контракту невозможно сделать вывод, к чему относится требование "без резкого запаха": к эквиваленту или к характеристикам расходного материала, что также свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
Таким образом, указанные действия заказчика, не соответствующие пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу требований части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 521 000,00 рублей, то есть не превышает три миллиона рублей, заказчик должен был разместить в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведениям извещения о проведении электронного аукциона, размещенного заказчиком в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru, размещено оно 30.01.2017 в 6:27, дата и время начала подачи заявок - 30.01.2017 в 06:27, дата и время окончания подачи заявок - 09.02.2017 в 10:00.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в соответствии с требованиями частями 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, более чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, и содержит информацию о сроке подачи заявок участников закупки, как того требует пункт 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного довод подателя жалобы о нарушении заказчиком пункта 6 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе признан Комиссией необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "ПЕТРОКОМ-М" обоснованной в части нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки и при предоставлении разъяснений положений документации об электронном аукционе.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы по жалобе ООО "ПЕТРОКОМ-М" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 февраля 2017 г. N 139
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2017