Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 февраля 2017 г. N 2-57-1231/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Ушковой Е.И.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ ИМ. Д.Д. ПЛЕТНЁВА ДЗМ": Поздеева Р.И., Руткевич К.Ю.,
ООО "КОМРЕТ": Карповой Е.А.,
рассмотрев жалобу ООО "КОМРЕТ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории (Закупка N 0373100104816000040) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации излишних требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно: "Средство моющее синтетическое", "Чистящее средство антижир", "Чистящее средство для окон", "Средство для мойки зеркал", "Моющее средство с обезжиривающим эффектом", "Сильнощелочное моющее средство", "Сильнощелочное средство" "Универсальное моющее средство с дезинфицирующим эффектом для полов" "универсальный очиститель поверхностей", "Моющее средство для уборки ручным и машинным способом", "Средство для удаления неприятного запаха", "Средство для устранения неприятных запахов", "Кислотное моющее средство без запаха", "Кислотное средство для санитарных зон интенсивного использования", "Средство для очистки масляных и жировых загрязнений", "Чистящее средство для окон", "Чистящее средство для кафеля", "Моющее средство для санузлов", "Средство для глубокой чистки поверхностей неустойчивых к щелочи", "Дезинфицирующе е средство", "Средство для удаления грибка", "Моющее средство для ручной уборки пола", "Чистящее средство с антибактериальным эффектом", "Дезинфицирующее средство для урн", "Средство для очистки поверхностей асфальта от ГСМ", "Гранулированный реагент", "Чешуированный реагент" и.т.д, что, по мнению Заявителя, является излишним и может повлечь за собой ограничение количества участников, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил документы, подтверждающие возможность указания вышеуказанных сведений о товаре без проведения испытаний над определенной партией товара.
Также Заявитель обжалует установление неправомерных требований по параметру "Запас кислоты", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как вышеуказанный параметр не указывается производителями а также не предусмотрен техническими регламентами
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Также, Заявитель обжалует установление неправомерных требований к цвету и запаху моющих средств, так, например, Заказчиком установлены требования к товарам: "Аэрозоль универсальный": запах - должен иметь цветочный или цитрусовый аромат, "Концентрированное средство для мойки стекол и зеркал": Внешний вид - должна быть прозрачная однородная жидкость голубого или бирюзового цвета, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как вышеуказанные сведения являются излишними, и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки. Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные сведения установлены в соответствии с данными производителей.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установление требования вышеуказанным образом может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Заявитель обжалует действие Заказчика, выразившееся в нарушении порядка предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе в адрес Заказчика направлены запросы о предоставлении разъяснений положений аукционной документации согласно которым: "1. 9. Пункт 50 Мешки для мусора "Размер должен принимать значение 40 до 55 или 55 до 70" - Просим разъяснить, что означает этот набор слов и чисел? Где тут длина? Ширина?"; "ответе на запрос от 22.01.2017 вы указываете, что Пункт 50 Мешки для мусора "Размер должен принимать значение 40 до 55 х (союз "или" отсутствует в описании) от 55 до 70", Пункт 51 Мешки для мусора "Размер должен быть 55 до 65 х (союз "или" отсутствует в описании) от 70 до 75".
Комиссия Управления установила, что Заказчиком предоставлены ответы на запросы о разъяснении положений аукционной документации с указанием, согласно которым: "Принятая маркировка размеров мусорного мешка - W (ширина) х L (высота). 9. Пункт 50 Мешки для мусора "Размер должен принимать значение 40 до 55 х (союз "или" отсутствует в описании) от 55 до 70". Где ширина от 40 до 55, а высота указана через х от 55 до 70 см"; "Участнику следует указать одно из значений: По п.50. 40 до 55 или 55 до 70. Например: 45 или 60. По п.51 Например: 60 или 72".
Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в соответствии в адрес Заказчика направлены запросы о предоставлении разъяснений положений аукционной документации согласно которым: "17. Пункты 109, 115 Моющее средство для асфальтового покрытия "Водородный показатель (рН) 1% раствора 7; 9; 10 единиц" - согласно Инструкции, "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". Водородный показатель 1% раствора конкретного моющего средства не может быть одновременно 7, 9 и 10 единиц. Просим разъяснить противоречие", "В ответе на запрос от 22.01.2017 вы указываете, что "п. 109, 115 "Водородный показатель (рН) 1% раствора 7; 9; 10 единиц". pH 1% раствор варьируется от процента раствора. Поэтому участнику следует указывать все значения рH, которые 1% раствор может иметь". pH 1% раствор не может варьироваться от процента раствора! Потому что процент раствора вы указали однозначно - 1%! Однопроцентный раствор может иметь только одно значение рН (при неизменной температуре)! Налицо либо попытка введения участников в заблуждение, либо элементарная безграмотность (непрофессионализм) заказчика".
Комиссия Управления установила, что Заказчиком предоставлены ответы на запросы о разъяснении положений аукционной документации с указанием, согласно которым: ""п. 109, 115 "Водородный показатель (рН) 1% раствора 7; 9; 10 единиц". pH 1% раствор варьируется от процента раствора. Поэтому участнику следует указывать все значения рH, которые 1% раствор может иметь."; "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в соответствии в адрес Заказчика направлены запросы о предоставлении разъяснений положений аукционной документации согласно которым: "Пункт 106 Моющее средство для асфальта "Содержит менее 4.0 поверхностно-активных веществ недопустимо" - Просим разъяснить, что означает этот набор слов? К чему относится слово "недопустимо"; "В ответе на запрос от 22.01.2017 вы разъяснили, что фразу "Содержит менее 4.0 поверхностно-активных веществ недопустимо" следует читать как "ПАВ должно быть более 4,0 %".
Комиссия Управления установила, что Заказчиком предоставлены ответы на запросы о разъяснении положений аукционной документации с указанием, согласно которым: "Слово "недопустимо" относится к показателю ПАВ, которое должно быть более 4,0 %."; "Участнику следует указать содержание ПАВ не менее 4%. Участник вправе указать более 4% или равно 4% согласно составу изготовителя".
Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в соответствии в адрес Заказчика направлен запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации согласно которым: 4. "Пункт 33 Кислотное средство для санитарных зон интенсивного использования "Запас кислоты (от 5.0 до 5.5)/100" - Разъясните: Что означает понятие "запас кислоты"? Что означает единица измерения "г/г" - отношения чего к чему? В данном случае знак "/" эквивалентен союзу "или", как это указано в Инструкции, или этот знак просто отделяет одни граммы от других?".
Комиссия Управления установила, что Заказчиком предоставлен ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации с указанием, согласно которым: "участнику закупки необходимо заполнить согласно инструкции, требуемым заказчиком, н-р, 2,0/100. Если участник закупки заполнить данный пункт с указанием других значений не будет ошибкой".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные ответы на запросы о предоставлении разъяснении положений аукционной документации в нарушение ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе являются противоречивыми, и могут вводить в заблуждение участников закупки, а также изменяет ее суть.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КОМРЕТ" на действия ФГБОУ ВО МГЛУ обоснованной в части установления излишних требований к товарам, а также представлении разъяснений положений аукционной документации изменяющих ее суть.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.Г. Абегян
Е.И. Ушкова
исп.А.Г. Абегян
|
|
1. ФГБОУ ВО МГЛУ
119034, Москва, УЛ ОСТОЖЕНКА, ДОМ 38/СТРОЕНИЕ 1
2. ООО "КОМРЕТ"
111141, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 34, корп. 2
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9я |
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-1231/77-17
о нарушении Законодательства об осуществлении закупок
02.02.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Ушковой Е.И.,
на основании решения Комиссии от 02.02.2017 по делу N2-1231/77-17 по итогам рассмотрения жалобы ООО "КОМРЕТ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории (Закупка N 0373100104816000040) (далее - Аукцион), в соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 02.02.2017 по делу N2-1231/77-17 , и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 02.02.2017 по делу N2-1231/77-17.
Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 30.03.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.Г. Абегян
Е.И. Ушкова
исп.А.Г. Абегян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 февраля 2017 г. N 2-57-1231/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2017