Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 февраля 2017 г. N 2-57-1479/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей Администрации поселения Щаповское: С.В. Шугаевой, В.А. Лошина,
в отсутствие представителей ООО "Сфера", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/6274 от 08.02.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Сфера" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Щаповское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству территории поселения Щаповское (Закупка N0148300015917000001) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/6274 от 08.02.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам по следующим позициям:
- п.6 "Камни бортовые": Тип камня - БР; Марка - должна быть 100.20.8; Длина - 600; 800; 1000 мм; Изготовлены из - мелкозернистого или тяжелого бетона. Согласно доводам жалобы Заявителя, положения ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" устанавливает фиксированную длину камней БР 100.20.8 - 1000 мм. Кроме того, согласно примечанию п.1.2.5 указанного ГОСТ 6665-91 камни длиной 1,0-м из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.96, из чего следует невозможность поставки такого камня на момент осуществления закупки. Вместе с тем, в силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить, на основании каких положений ГОСТ 6665-91 установлены требования к длине камня с указанием возможных значений 600 и 800 мм и требование к материалу изготовления камня с указанием "тяжелого бетона".
- п.17 "Щебень": Группа щебня - 1-5; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - 20-30. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 2 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" значение содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы 20-30 соответствует группам щебня 3 и 4. На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требование установлено подобным образом ввиду технической ошибки.
- п. 1 "Битум": глубина проникания иглы при 25 °С - не менее 40 не более 90; не менее 91 не более 130; не менее 131 не более 200; не менее 201 не более 300 0,1 мм. Согласно доводам жалобы конкретное значение по указанной характеристике не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" значение глубины проникания иглы при 25 °С определяют по ГОСТ 11501-78 "Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы" посредством погружения иглы пенетрометра в испытуемый образец битума при заданной нагрузке, температуре и времени. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представители Заказчика не представили документы и сведения, подтверждающие возможность указания конкретного значения по вышеуказанной характеристики без проведения испытаний отдельной партии товара.
- п.8 "Кольца горловин колодцев": толщина стенки - не менее 50 мм. Вместе с тем, согласно доводам жалобы Заявителя, указанная характеристика является нестандартной, поскольку значение толщины стенки не регламентируется положениями соответствующего ГОСТ 8020-90 "Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия". В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились указать на конкретное положение ГОСТ 8020-90, на основании которого установлено вышеуказанное требование.
- п.8 "Кольца горловин колодцев": марка - не менее КС7.9; высота - не менее 1000 м. Вместе с тем, согласно Таблице 2 ГОСТ 8020-90 высота товара КС7.9 равна 890 мм. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требование установлено подобным образом ввиду технической ошибки.
- п. 11 "Кровельный материал (толь)": вид - кровельный; гидроизоляционный; пароизоляционный. Установленные возможные варианты вида товара противоречат наименованию товара, содержащего однозначное указание на вид материала. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требование установлено подобным образом ввиду технической ошибки.
Кроме того, по мнению Заявителя, Инструкция по заполнению первой части заявки в составе аукционной документации Заказчика содержит неправомерное положение, а именно: "Предоставляемые участником закупки конкретные значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и не должны содержать: ... "быть"...", что противоречит ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе, согласно которой документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе. При этом, на заседании Комиссии Управления представители Заказчика указали, что по своей сути слово "быть" и его формы являются аналогами слова "есть", допустимого к употреблению в составе первой части заявки, однако затруднились пояснить, из каких соображений установлен запрет невозможности указания конкретного значения в составе первой части заявки с использованием слова "быть".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч. 1 и ч.2 ст.33, ч.2 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на отсутствие в аукционной документации требования к участникам закупки в соответствии с изменениями в Законе о контрактной системе на основании Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ.
В соответствии с п.7 и п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; (п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ)
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; (п.7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)
При этом, начало действия Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ установлено на 09.01.2017, вместе с тем, Извещение о проведении закупки размещено Заказчиком 24.01.2017 без учета внесенных в Закон о контрактной системе изменений.
Согласно ч. 3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком также установлены неправомерные требования к товарам по следующим позициям:
- п. 3 "Брусчатка": максимальное отклонение длины - не более 4 мм; максимальное отклонение ширины - не более
4 мм; максимальное отклонение толщины - не более
5 мм. По мнению Заявителя, данные требования являются избыточными, при этом, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы и указывающие на невозможность представления конкретного значения по вышеуказанным характеристикам без проведения испытаний отдельной партии товара. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное требование установлено согласно положениям соответствующего ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия", при этом, при формировании требования использована характеристика "максимальное", из чего не следует необходимость указания отклонений каждой отдельной плитки.
- В жалобе Заявитель указывает, что по п. 5 Заказчиком установлены требования к показателям таких характеристик, как: внутренний диаметр гайки d; конструкция гайки; ширина гайки b - что, по мнению Заявителя, является нестандартными показателями, поскольку не соответствует требованиям ГОСТ 28778-90 "Болты самоанкерующиеся распорные для строительства. Технические условия". Вместе с тем, характеристики "внутренний диаметр гайки d", "конструкция гайки", "ширина гайки b" относятся к товару по п.2 "Болты самоанкерующиеся распорные" и согласно положениям п.1.13 соответствующего ГОСТ 28778-90 БСР поставляют в сборе: болт, заклинивающий элемент, плоская шайба по ГОСТ 6958, гайка по ГОСТ 6402. Таким образом, Заказчиком использованы наименования элементов болта в соответствии с ГОСТ 28778-90.
- по п.11 "Кровельный материал (толь)" Заказчиком установлено следующее требование: "должен соответствовать ГОСТ 30547-97, может соответствовать (ГОСТ 10923-93)". В своей жалобе Заявитель указывает, что из описания данного требования невозможно однозначно определить требуется ли соответствии обоим ГОСТ или лишь одному. Вместе с тем, в силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что из описания требования явно следует обязательное соответствие ГОСТ 30547-97 и допустимое соответствие или несоответствие требованиям ГОСТ 10923-93.
Также Заявитель указывает на неправомерные положения Инструкции по заполнению первой части заявки, которые, по мнению Заявителя, противоречат друг другу: "Под аналогичными словами для знака ">" подразумеваются следующие слова и словосочетания: "более", "больше", "от", "выше", "свыше", "св.". Под аналогичными словами для знака "<" подразумеваются следующие слова и словосочетания: "менее", "меньше", "до", "ниже" и "Исключительно в заявке участника закупки необходимо указать диапазон значений вместо конкретного значения, значение слова "от" следует интерпретировать как "не менее", значение слова "до" следует интерпретировать как "не более", то есть крайние значения в данном случае входят в диапазон допустимых значений".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные положения Инструкции не являются противоречащими друг другу, что следует из самого их смыслового содержания, а содержат уточнения и однозначное указание на описание используемых слов и знаков.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы и свидетельствующие о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе посредством установления вышеуказанных уточняющих положений Инструкции по заполнению первой части заявки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Сфера" на действия Администрации поселения Щаповское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам; требований к оформлению заявки на участие в аукционе; отсутствия требований к участникам закупки в соответствии с изменениями, внесенными положениями Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ в Закон о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.2,3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (192)
1. Администрация поселения Щаповское
142144, Москва, п. Щапово, д. 2
2. ООО "Сфера"
301657, Тульская обл., Узловский район, г. Узловая, ул. Привокзальная, д. 1А, оф. 2
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, Москва, ул. Б. Якиманка, д. 23
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1479/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
13.02.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 13.02.2017 по делу N 2-57-1479/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Сфера" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Щаповское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству территории поселения Щаповское (Закупка N0148300015917000001) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 13.02.2017 по делу N 2-57-1479/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 13.02.2017 по делу N 2-57-1479/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 24.03.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 февраля 2017 г. N 2-57-1479/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2017