Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 декабря 2016 г. N 253П-16
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления Паутов И.Г., членов Инспекции - начальника отдела контроля закупок управления Крюковой Т.В., главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Лебедевой С.Н.,
с участием:
от заказчика - МУК "КДЦ" Вареговского сельского поселения (далее - заказчик), глава Вареговского сельского поселения Новиков Ф.Ю.,
ООО "Стройметмастерсервис" - представитель по доверенности Шейко Т.А.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МУК "КДЦ" Вареговского сельского поселения в отношении ООО "Стройметмастерсервис" и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ проверку факта одностороннего отказа заказчика - МУК "КДЦ" Вареговского сельского поселения, от исполнения муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01 на выполнение работ по обустройству универсальной спортивной площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола (извещение N 0371300064916000002), заключенного с ООО "Стройметмастерсервис", в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, в соответствии с Приказом Ярославского УФАС России от 20.12.2016 N 448,
установила:
в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ от заказчика поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Стройметмастерсервис", существенного нарушившего, по мнению заказчика, условия муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01 на выполнение работ по обустройству универсальной спортивной площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола.
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком - МУК "КДЦ" Вареговского сельского поселения, 20.05.2016 г. в единой информационной системе на официальном сайте ww.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0371300064916000002 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обустройству универсальной спортивной площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола вместе с аукционной документацией.
На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0371300064916000002 от 01 июня 2016 года, аукционной комиссией заказчика заявка ООО "Стройметмастерсервис", признана соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
По результатам электронного аукциона (извещение N 0371300064916000002) между МУК "КДЦ" Вареговского сельского поселения и ООО "Стройметмастерсервис" заключен муниципальный контракт от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01 на выполнение работ по обустройству универсальной спортивной площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола (далее - муниципальный контракт от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01).
В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01 сроки начала и окончания выполнения работ определены следующим образом: с момента заключения Контракта в течение 45 календарных дней.
То есть работы по заключенному между сторонами муниципальному контракту должны быть выполнены подрядчиком не позднее 29 июля 2016 года.
На заседании Инспекции представитель заказчика пояснили, что ООО "Стройметмастерсервис" нарушило вышеуказанные положения муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01, в установленные данным муниципальным контрактом срок ООО "Стройметмастерсервис" не исполнило взятые на себя обязательства по обустройству универсальной спортивной площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола, в полном объеме, предусмотренном локальным сметным расчетом, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.
15 июля 2016 года заказчик направил в адрес ООО "Стройметмастерсервис" претензию, из содержания которой следует, что по состоянию на 15 июля 2016 года подрядчик не приступил к исполнению обязательств по муниципальному контракту от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01, только завезена щебено-песчаная смесь. В связи с этим заказчик требует немедленно приступить к выполнению работ.
16 августа 2016 года заказчиком также направлена в адрес ООО "Стройметмастерсервис" претензия, в которой заказчик указывает на то, что по состоянию на 16 августа 2016 года подрядчиком вырыто корыто и завезена песчаная смесь, при этом иные работы последним не ведутся. В связи с чем заказчик требует представить график плановых работ и немедленно приступить к исполнению обязательств по заключенному между сторонами муниципальному контракту.
9 сентября 2016 года заказчик повторно просит общество представить график плановых работ (письмо от 09 сентября 2016 года исх. N 743).
20 сентября 2016 года ООО "Стройметмастерсервис" представило график работ по муниципальному контракту N 0371300064916000002-0231073-01 (письмо от 20.09.2016) с указанием наименования вида работ, сроков начала и окончания выполнения таких работ (устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня должны быть выполнены в период с 22.09.2016 по 25.09.2016; укладка асфальта с 26.09.2016 по 29.09.2016; установка ограждений спортивной площадки - с 30.09.2016 по 05.09.2016; устройство покрытий из резиновой крошки - с 06.10.2016 по 08.10.2016, установка МАФ - с 06.10.2016 по 09.10.2016).
03 октября 2016 года заказчиком в адрес ООО "Стройметмастерсервис" направлено письмо (исх. N 821), в котором указано, что по состоянию на 03 октября 2016 года ООО "Стройметмастерсервис" выполнены следующие работы: разборка грунта, погрузочные работы при автомобильных перевозках: грунта растительного слоя, перевозка грунта автомобилями - самосвалами, работы на отвале, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка, укладка геоткани, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня (частично), установка ограждений спортивной площадки (частично).
Представитель ООО "Стройметмастерсервис" отметил, что помимо приведенных заказчиком в письме от 03.10.2016 работ подрядчиком осуществлена также укладка первого слоя асфальта, представитель заказчика не отрицал данный факт.
Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено кон-трактом.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю); выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполните-ля) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22 ноября 2016 года заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01 (уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке) (далее - также решение (уведомление) об одностороннем отказе от исполнения контракта).
Представитель заказчика представил на заседании Инспекции сведения о направлении заказчиком 22.11.2016 данного решения (уведомления) ООО "Стройметмастерсервис" (по адресу: 141730, Московская область, г. Лобня, ул. Промышленная, д. 8, указанному в заключенном между сторонами муниципальном контракте) заказным письмом с уведомлением (в подтверждение представлена копия квитанция от 22.11.2016 N 25718).
На заседании Инспекции Заказчик пояснил, что 22 ноября 2016 года решение (уведомление) об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (вкладка "Решение об одностороннем отказе от исполнении контракта").
Однако, заказчик не представил доказательств направления решения (уведомления) об одностороннем отказе от исполнения контракта иным способом (телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении подрядчику) и не отрицал, что указанными способами уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке заказчиком направлено подрядчику не было.
Следовательно, заказчиком не соблюден порядок расторжения муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01, что, соответственно, является нарушением части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На заседании Инспекции представитель ООО "Стройметмастерсервис" не отрицал факта получения указанного решения, при этом указал на то, что 29 ноября 2016 года в ответ на принятое заказчиком решение (уведомление) об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01 общество направило заказчику письмо (исх. N 24), в котором просит заказчика отозвать такое решение (уведомление), поскольку общество выполнило основную (большую) часть работ, предусмотренную данным муниципальным контрактом и по состоянию на 29.11.2016 ведется устройство второго слоя асфальта и укладка резиновой крошки, отмечая при этом, что сложности с завершением работ по данному контракту связаны с погодными условиями, в частности с низкой температурой воздуха.
В подтверждение представлен договор подряда 08 сентября 2016 года N 109-16, заключенный между ООО "Стройметмастерсервис" и ООО ДСК "Алмани" на осуществление работ по укладке нижнего слоя асфальта детской площадки, а также документы подтверждающие факт перечисления ООО "Стройметмастерсервис" на расчетный счет ООО ДСК "Алмани" аванса в размере 480 000 рублей (основание - платежные поручения от 14 октября 2016 года N 2208, от 19 октября 2016 года N 2229, от 01.11.2016 года N 2386).
В ответ на указанное выше обращение заказчиком 08 декабря 2016 года направлено в адрес ООО "Стройметмастерсервис" письмо, содержащее в числе прочего информацию о том, что из-за погодных условий устройство второго слоя асфальта в ближайшее время невозможно.
Представитель ООО "Стройметмастерсервис" представил на заседание Инспекции также письменные пояснения по факту невыполнения в полном объеме работ, предусмотренных условиями заключенного между сторонами муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01, в установленный данным контрактом срок, согласно которым одной из причин сложившейся ситуации являлось наличие финансовых затруднений у общества, связанных с неполучением ООО "Стройметмастерсервис" денежных средств по ранее заключенным контрактам с негосударственными заказчиками, на которые, как отметил представитель ООО "Стройметмастерсервис", последний при принятии решения об участии в рассматриваемой закупке планировал осуществить закупку необходимых материалов для выполнения работ по обустройству универсальной спортивной площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола (то сеть произвести закупку за счет собственных оборотных средств).
Вместе с тем на момент заключения муниципального контракта ООО "Стройметмастерсервис" не располагало требуемыми денежными средствами и из-за имеющейся дебиторской задолженности, в связи с чем не имело возможности приступить к выполнению работ в установленный данным контрактом срок. Однако, по мере поступления денежных средств (в ущерб обязательным платежам таким, как заработная плата сотрудникам, оплата коммунальных платежей и т.д.) общество осуществило закупку требуемых материалов и оборудования и, соответственно, приступило к выполнению работ и выполняло работы согласно заключенному между сторонами муниципальному контракту, что подтверждается направленным заказчиком в адрес ООО "Стройметмастерсервис" письмом (исх. N 821 от 03.10.2016), в котором заказчиком приведен перечень выполненных подрядчиком работ.
Наличие дебиторской задолженности у ООО "Стройметмастерсервис" подтверждается представленными представителем ООО "Стройметмастерсервис" контрактами, судебными решениями, справками по исполнительным производствам, например, такими как:
1. Договор строительного подряда от 30.08.2013 N 273П, заключенный между ООО "Стройметмастерсервис" и ЗАО "СМП-181" (на основании решения Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2015 года по делу N А41-79835/15 в пользу ООО "Стройметмастерсервис" с ЗАО "СМП-181" должна быть взыскана задолженность в размере 1 046 590 рублей 00 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 23 466 рублей, однако, решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2016 года по делу N А41-72082/15 ЗАО "СМП-181" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура банкротства - конкурсное производство);
2. Договор субподряда от 25 августа 2014 года N 149/МО/МО/НС-2014, заключенный между ООО "Стройметмастерсервис" и ЗАО "СУ-336" на выполнение работ по монтажу ворот в хранилище (отапливаемое) на 60 м.м. включая изготовление и доставку в количестве 30 шт. на объекте военный городок N4 Московская область, Щелковский район, п. Медвежьи озера, в/ч 54164, шифр 142/248 (согласно решению Арбитражного суда города Москвы от 02 июня 2016 года по делу N А40-71118/16-113-602 в пользу ООО "Стройметмастерсервис" с ЗАО "СУ-336" должна быть взыскана задолженность в размере 1 562 000 рублей 00 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 28 000 рублей, однако определением Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2016 года по делу N А40-203533/15-160-346 в отношении ЗАО "СУ-336" введено наблюдение, назначен временный управляющий);
3. Три договора от 01 апреля 2015 года N 21/2015, N 22/2015, N 23/2015, заключенные между ООО "Стройметмастерсервис" и ЗАО "Элеан-Строй", предметом которых являлось предоставление во временное владение и пользование помещения (представитель общества пояснил, что со стороны ЗАО "Элеан-Строй" не были исполнены обязательства по своевременному внесению арендной платы, в связи с чем ООО "Стройметмастерсервис" вынуждено было обратиться в суд с иском о взыскании задолженности в сумме 416 452 рубля 46 копеек, согласно решению Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2015 года по делу N А41-76612/2015 в пользу ООО "Стройметмастерсервис" должно быть взыскано с ЗАО "Элеан-Строй" 416 452 рубля 46 копеек задолженности и 11 329 рублей 00 копеек расходов по госпошлине; вместе с тем согласно справке по исполнительному производству от 29.12.2016 остаток долга составляет 297 781 рубль 46 копеек).
В рамках заседания Инспекции представитель ООО "Стройметмастерсервис" отметил, что, действительно, со стороны ООО "Стройметмастерсервис" имело место нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01, которое обусловлено вышеприведенными объективными, по мнению представителя общества, причинами, но ООО "Стройметмастерсервис" намерен произвести уплату штрафных санкций, предусмотренных условиями данного муниципального контракта.
Представитель ООО "Стройметмастерсервис" представил сведения об успешно исполненных ранее контрактах и договорах (без применения к данному участнику неустоек (штрафов, пеней):
- муниципальный контракт от 16 мая 2016 года N 92946, заключенный между Администрацией городского поселения Октябрьский Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "Стройметмастерсервис", на поставку, установку и монтировку спортивного оборудования на спортивные площадки г.п. Октябрьский;
- муниципальный контракт от 18 мая 2016 года N0848300047216000117-0186737-01, заключенный между Администрацией городского поселения Красногорск от имени муниципального образования "Городское поселение Красногорск" и ООО "Стройметмастерсервис", на выполнение работ по строительству площадки с уличными тренажерами и для занятий воркаутом с резиновым покрытием по адресу: Московская область, г.Красногорск, во дворе домов 10, 12 по ул.Лесная и 1, 2 по ул.Центральный проезд;
- договор от 19 сентября 2016 года N 3ВС/16, заключенный между МБОУ лицей и ООО "Стройметмастерсервис", на выполнение работ по монтажу спортивного оборудования на открытой площадке и другие.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фак-тов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представите-лей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении ин-формации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие подрядчика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.01 N 139-О, от 07.02.02 N 16-О, Постановлениях от 21.11.02 N 15-П, от 30.07.01 N 13-П, Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, согласно фактическим обстоятельствам дела ООО "Стройметмастерсервис" выполнило большую часть работ, определенную условиями муниципального контракта от 14 июня 2016 года N 0371300064916000002-0231073-01 (хотя и с нарушением срока их выполнения), отказ заказчика от дальнейшего сотрудничества с ООО "Стройметмастерсервис" в рамках заключенного между сторонами муниципального контракта при условии намерения общества завершить выполнение предусмотренных указанным муниципальным контрактом работ), представленные ООО "Стройметмастерсервис" пояснения и документы (наличие и доказанность в данном случае финансовых затруднений (по ранее заключенным контрактам (договорам) контрагентами не произведена оплата за выполненные работы, что подтверждается представленными обществом судебными решениями о взыскании денежных средств в пользу последнего); договор и платежные поручения, подтверждающие факт закупки и оплаты требуемого для выполнения работ по обустройству универсальной спортивной площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола устройства асфальтового покрытия нижнего и верхнего слоя; направленное в адрес заказчика письмо от 29.11.2016 исх. N 24, указывающее на желание и возможность общества выполнить работы, а также просьбу отменить принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта) свидетельствуют об отсутствии умысла у ООО "Стройметмастерсервис" на нарушение существенных условий контракта (неисполнение контракта в срок) со стороны участника закупки.
Таким образом, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств необходимые и достаточные основания для включения ООО "Стройметмастерсервис" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Сведения, представленные МУК "КДЦ" Вареговского сельского поселения в отношении ООО "Стройметмастерсервис" (ИНН 5025012286, адрес: 141730, Московская область, г. Лобня, ул. Промышленная, д. 8), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - МУК "КДЦ" Вареговского сельского поселения, нарушившим часть 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Руководитель Инспекции _______________ И.Г. Паутов
Члены Инспекции: _______________ Т.В. Крюкова
_______________ С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 декабря 2016 г. N 253П-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2017