Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 февраля 2017 г. N 256-ВП/2016
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в обращении СУ СК России по Челябинской области (исх. от 29.11.2016 N 201/1-4318682-2016), провела внеплановую проверку действий ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области (далее - Заказчик, Учреждение) на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при заключении следующих контрактов: 1) государственный контракт N 124 от 22.05.2015 на поставку семенного картофеля, рассады капусты, семян моркови, свеклы, лука на сумму 16 922 500 рублей с ООО "Ай Ти";
2) государственный контракт N 0369100050115000017-0000963-02 от 18.06.2015 на оказание комплекса услуг по выращиванию, обработке и уборке овощей в соответствии с требованиями технического задания на сумму 6 988 500 рублей с ООО "Карат";
3) государственный контракт N 191 от 26.06.2015 на поставку азотно-фосфорно-калийного минерального удобрения Диаммофоска на сумму 1 885 500 рублей с ООО "Карат";
4) государственный контракт N 192 от 29.06.2015 на поставку средств защиты растений на сумму 3 971 562 рублей с ООО "Карат";
5) государственный контракт N 279 от 14.09.2015 на поставку упаковки для плодовоовощной продукции на сумму 350 000 рублей с ООО "Карат";
6) государственные договоры на перевозку грузов (картофель, овощи) автомобильным транспортом в количестве 32 штук с ООО "АгроСити", в присутствии:
- представителя ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области, действующего на основании доверенности от 14.12.2016 N 36;
- представителя ГУФСИН России по Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2017 N 76-ТО/43-1,
в отсутствие представителей СУ СК России по Челябинской области, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 01.12.2016 поступило обращение СУ СК России по Челябинской области о нарушении в действиях Заказчика требований законодательства о контрактной системе при заключении указанных в описательной части решения контрактов.
Представители ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области, ГУФСИН России по Челябинской области на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе. В связи с большим объемом товара, подлежащего поставке по государственным контрактам с ГУФСИН России по Челябинской области, отсутствием у Учреждения на праве оперативного управления необходимого количества земельных участков, отсутствием на балансе Учреждения сельскохозяйственной техники, квалифицированных специалистов (агрономов, операторов - машин, механизмов, устройств) Заказчиком заключены договоры субаренды на земельные участки и проведен электронный аукцион на оказание комплекса услуг по выращиванию, обработке и уборке овощей в соответствии с требованиями технического задания. Для выполнения работ по производству овощей привлекались рабочие из числа спецконтингента, отбывающие наказание в колонии-поселении ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области и в колонии-поселении ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Челябинской области.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе следует, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие обоснованной потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Следовательно, закон напрямую закрепляет обязанность поставить товар произведенный учреждениями ФСИН.
Из представленных документов следует, что между ГУФСИН России по Челябинской области и ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области, в целях обеспечения государственных нужд и выполнения государственного оборонного заказа, по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключены государственные контракты:
- N 46 от 02.04.2015 на поставку лука репчатого свежего в количестве 106 000 кг,
- N 48 от 03.04.2015 на поставки моркови столовой свежей в количестве 119 600 кг,
- N 49 от 03.04.2015 на поставку свеклы столовой свежей в количестве 118 500 кг,
- N 50 от 03.04.2015 на поставку картофеля свежего продовольственного в количестве 1 437 000 кг,
- N 53 от 03.04.2015 на поставку капусты белокочанной свежей в количестве 352 000 кг (далее - Контракты с ГУФСИН России по Челябинской области).
Исходя из пункта 12 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.
Во исполнение Контрактов с ГУФСИН России по Челябинской области на основании пункта 12 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Учреждением заключены следующие контракты:
N 124 от 22.05.2015 на поставку семенного картофеля, рассады капусты, семян моркови, свеклы, лука на сумму 16 922 500 рублей с ООО "Ай Ти",
N 191 от 26.06.2015 на поставку азотно-фосфорно-калийного минерального удобрения Диаммофоска на сумму 1 885 500 рублей с ООО "Карат",
N 192 от 29.06.2015 на поставку средств защиты растений на сумму 3 971 562 рублей с ООО "Карат",
N 279 от 14.09.2015 на поставку упаковки для плодовоовощной продукции на сумму 350 000 рублей с ООО "Карат".
Перечисленные договоры свидетельствуют о приобретении учреждением семян, удобрений и упаковочного материала, что не противоречит основаниям, указанным в пункте 12 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Также заключены договоры субаренды на земельные участки общей площадью 225 Га для выращивания овощей с ООО С-з "Береговой", ООО "Гарант" (N 103 от 14.05.2015, N 104 от 14.05.2015, N 105 от 14.05.2015, N 106 от 14.05.2015).
Однако указанные договоры на рассмотрение Комиссии Челябинского УФАС России не представлены, что не позволяет сделать вывод о соответствии их требованиям законодательства по основаниям заключения договоров субаренды.
Кроме того, Учреждением проведен открытый аукцион в электронной форме на оказание комплекса услуг по выращиванию, обработке и уборке овощей в соответствии с требованиями технического задания (извещение N 0369100050115000017) (далее - Аукцион), по результатам которого заключен государственный контракт N 0369100050115000017-0000963-02 от 18.06.2015 на сумму 6 988 500 рублей с ООО "Карат".
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
По условиям пункта 1.1 государственного контракта N 0369100050115000017-0000963-02 от 18.06.2015 государственный заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать комплекс услуг по выращиванию, обработке и уборке овощей в соответствии с требованиями Технического задания (приложение N 1 к государственному контракту), и сдать результат оказанных услуг государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить услуги на условиях настоящего контракта.
Согласно Техническому заданию комплекс услуг включает в себя услуги по выращиванию, обработке и уборке следующих овощных культур:
- картофель продовольственный в количестве 1 437 000,00 кг;
- капуста белокочанная в количестве 352 000,00 кг;
- морковь столовая в количестве 119 600,00 кг;
- свекла столовая в количестве 118 500,00 кг;
- лук репчатый в количестве 106 000,00 кг.
Перечень работ, подлежащих к выполнению исполнителем, определен в Техническом задании на четырех листах.
В силу пункта 1.4 государственного контракта N 0369100050115000017-0000963-02 от 18.06.2015 обязанность по обеспечению необходимым количеством семян, рассады, органических, минеральных удобрений и фунгицидного препарата возлагается на государственного заказчика. Погрузка, разгрузка материалов государственного заказчика (семян, рассады и удобрений) осуществляется с привлечением рабочих из числа спецконтингента государственного заказчика.
Из анализа условий контракта и Технического задания можно сделать вывод о том, что комплекс услуг по производству товара осуществляет ООО "Карат", за исключением погрузочно-разгрузочных работ и сортировки товара.
На вопрос Комиссии о неисполнении Учреждением обязательства по самостоятельному производству товара представитель Заказчика пояснил, что привлечение третьего лица для производства товара обусловлено отсутствием на балансе Учреждения сельскохозяйственной техники, квалифицированных специалистов (агрономов, операторов - машин, механизмов, устройств).
Вместе с тем, предметом Аукциона и заключенного по результатам его проведения контракта является не аренда сельскохозяйственной техники, привлечение квалифицированных специалистов (агрономов, операторов - машин, механизмов, устройств), а выращивание, обработка и уборка овощей.
Следует отметить, что на заседании Комиссии представитель ГУФСИН России по Челябинской области указал, что в соответствии с частью 1 статьи 220 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов. Таким образом, производителем овощей является ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области.
Из указанных пояснений ГУФСИН России по Челябинской области и положений ГК РФ очевидно, что результатом договора оказания услуг, а по существу договора подряда, с ООО "Карат" является товар, собственником которого является ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области.
Вместе с тем, производство товара должно быть осуществлено непосредственно Учреждением с привлечением осужденных, что прямо предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Приобретение сырья и материалов для производства товара должно осуществляться в целях трудоустройства осужденных, следовательно, у Учреждения отсутствовали основания для проведения аукциона на производство овощей.
Таким образом, пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что производство товара должно быть выполнено именно учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы и не может быть передано третьим лицам.
Из заключенных Контрактов с ГУФСИН России по Челябинской области следует, что Учреждение взяло на себя обязательства по производству и доставке овощей для нужд исправительных учреждений Челябинской области.
Однако производство товара не исполнено ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области, а поручено победителю Аукциона - ООО "Карат", что не соответствует положениям части 5 статьи 24, пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе
Отсутствие у Учреждения сельскохозяйственной техники, квалифицированных специалистов (агрономов, операторов - машин, механизмов, устройств) не позволяет проводить закупку по тому же предмету, по которому Учреждение должно поставить товар, произведенный с привлечением рабочих из числа спецконтингента Заказчика.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" под календарной датой понимается порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года.
В пункте 13 документации об Аукционе предусмотрено указание Заказчиком порядка, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе.
Однако, исходя из информации, содержащейся в указанном пункте, не представляется возможным определить конкретные даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Из материалов дела следует, что Заказчиком заключены государственные договоры на перевозку грузов (картофель, овощи) автомобильным транспортом в количестве 32 штук с ООО "АгроСити" по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. При рассмотрении договоров Комиссией антимонопольного органа выявлены нарушения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Так, Заказчиком изменены существенные условия в следующих договорах, однако возможность изменения условий договора не предусмотрена.
Предметом договора от 12.10.2015 N 316 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 31 тонн, цена договора составляет 85 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 316 внесены изменения в количество перевозимого груза - 7 тонн, и цену договора - 10 000 рублей 00 копеек.
Предметом договора от 12.10.2015 N 315 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 44 тонн, цена договора составляет 82 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 315 внесены изменения в количество перевозимого груза - 14 тонн, и цену договора - 18 000 рублей 00 копеек.
Предметом договора от 12.10.2015 N 314 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 78 тонн, цена договора составляет 74 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 314 внесены изменения в количество перевозимого груза - 40 тонн, и цену договора - 36 000 рублей 00 копеек.
Предметом договора от 12.10.2015 N 313 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 65 тонн, цена договора составляет 91 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 313 внесены изменения в количество перевозимого груза - 76,5 тонн, и цену договора - 84 000 рублей 00 копеек.
Предметом договора от 08.09.2015 N 266 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 95,5 тонн, цена договора составляет 90 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 266 внесены изменения в количество перевозимого груза - 99 тонн, без изменения цены договора.
Более того, при рассмотрении следующих договоров, Комиссия антимонопольного органа выявила, что Заказчиком уменьшено количество перевозимого товара без изменения цены.
Выявленные обстоятельства свидетельствуют об изменении существенных условий контракта в нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также содержат состав административного правонарушения по части 5 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указывают на неэффективное расходование бюджетных средств.
Предметом договора от 08.09.2015 N 265 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 95,5 тонн, цена договора составляет 90 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 265 внесены изменения в количество перевозимого груза - 41 тонна, без изменения цены договора.
Предметом договора от 08.09.2015 N 267 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 78 тонн, цена договора составляет 74 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 267 внесены изменения в количество перевозимого груза - 53 тонны, без изменения цены договора.
Предметом договора от 08.09.2015 N 268 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 100 тонн, цена договора составляет 90 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 268 внесены изменения в количество перевозимого груза - 51 тонна, без изменения цены договора.
Предметом договора от 08.09.2015 N 269 является оказание услуг по перевозке картофеля в количестве 100 тонн, цена договора составляет 90 000 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 16.11.2015 N 1 к договору от 12.10.2015 N 269 внесены изменения в количество перевозимого груза - 82 тонн, без изменения цены договора.
Исходя из изложенного, информации, представленной СУ СК России по Челябинской области, ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение требований части 5 статьи 24, части 2 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, пункта 11 части 1 статьи 93, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. Материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе не передавать, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 февраля 2017 г. N 256-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2017