Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 января 2017 г. N 06-23/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", Общество,заявитель):не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и духовности имени А.С. Пушкина" г.Нерюнгри" (далее также -заказчик): уведомлены надлежащим образом, не явились;
от уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри"Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (далее также - АМО "Город Нерюнгри", уполномоченный орган, единая комиссия):не явились, представлено письменное пояснение и заявление о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотревжалобуООО "Стройинвест"на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и духовности имени А.С. Пушкина" г.Нерюнгри", уполномоченного органа Администрации муниципального образования "город Нерюнгри" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и духовности имени А. С. Пушкина" г. Нерюнгри (устройство навесного вентилируемого фасада) (извещение N 0116300000316000586),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
11 января 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Стройинвест"на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и духовности имени А.С. Пушкина" г.Нерюнгри", уполномоченного органа Администрации муниципального образования "город Нерюнгри" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и духовности имени А. С. Пушкина" г. Нерюнгри (устройство навесного вентилируемого фасада) (извещение N 0116300000316000586).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 января 2017 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Жалоба ООО "Стройинвест" содержит следующие доводы:
- в проекте контракта не установлены всевозможные пороговые значения штрафов, за исключениемпороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
- в нарушение ст. 66 Закона о контрактной системе в п. 4.2.3.1 аукционной документации содержится требование к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе о предоставлении идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона без обязательной оговорки (при наличии).
Просит выдать заказчику/уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений Администрации следует, что заказчик, руководствуясь Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063 (далее по тексту решения - Правила), установил в проекте контракта размер штрафа, выраженного в конкретных процентах от цены контракта, для Заказчика и Подрядчика в размере 2% и 5% соответственно, поскольку такое определение размера штрафа свидетельствует о том, что штраф установлен в виде фиксированной суммы, так как позволяет сторонам контракта однозначно определить сумму такого штрафа путем умножения цены контракта на установленный процент.
Заказчик не установил в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
По результатам проведенного электронного аукциона цена контракта составила 7 094 565,33 (семь миллионов девяносто четыре тысячи пятьсот шестьдесят пять) рублей 33 копейки, т.е. не была снижена менее 3 млн. рублей, что не повлекло за собой нарушение Правил и условий проекта контракта в части размера штрафа, выраженного в конкретных процентах от цены контракта и не повлияло на результаты осуществления закупки.
По второму доводу жалобы. Для принятия решения о соответствии или несоответствии заявки требованиям документации единая комиссия обязана рассмотреть вторую часть заявки, а также информацию из реестра участников аукциона, аккредитованных на электронной площадке (ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе).
Указанная информация включает копию выписки из ЕГРЮЛ в отношении участника. Эту копию оператор электронной площадки направляет заказчику наряду с другими документами (п. 2 ч. 2 ст. 61, ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе). В названной выписке содержатся в том числе сведения об участниках (учредителях) юридического лица и ИНН (при наличии) физического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, генерального директора общества с ограниченной ответственностью).
Таким образом, если руководителю (учредителям) юридического лица присвоен ИНН и данный номер отражен в выписке из ЕГРЮЛ, направленной заказчику оператором электронной площадки, комиссия не вправе отклонить заявку из-за непредставления участником соответствующей информации. В силу того, что установленные заказчиком требования о предоставлении сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки без оговорки на необходимость их предоставления только при наличии идентификационного номера налогоплательщика у указанных лиц не влекут за собой ограничение количества участников закупки или доступа к участию в закупке.
Не указание участником закупки в составе второй части заявки сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей при его отсутствии, само по себе не влечет признание такой заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе и не ведет к ограничению количества участников закупки.
Указывают, что ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе предусматривает право участника закупки направить в адрес заказчика, уполномоченного органа запросы о разъяснении положений документации, в случае неясности ее положений или при наличии, с точки зрения лица, направляющего запрос, определенных ограничений количества участников закупки. Запросы о разъяснении положений документации не поступали.
Жалобу считают частично обоснованной (по первому доводу жалобы).
Также из дополнительного пояснения Администрации следует, что при исполнении контракта предусмотрено выполнение работ по теплоизоляции и на выполнение, которых требуется наличиесвидетельства СРО о допуске по группе работ 12.10 "Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования" Приказа Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Вместе с тем, считают, что у участника закупки достаточно наличия свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.
Комиссия, изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.12.2016 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 475 701, 81 руб.;
4) на участие в закупке поступило четырнадцать заявок от участников закупки;
5) все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе;
6) электронный аукцион проведен 16.01.2017 г.
7) вторые части заявок всех участников закупки, предложивших о цене контракта в ходе проведения электронного аукциона, признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "Стройинвест"обоснованной в силу следующего.
Довод о том, что в проекте контракта отсутствуют всевозможные пороговые значения размеров штрафа за неисполнение/ненадлежащее исполнение контрактных обязательств, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, признан обоснованным в силу следующего.
Ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.
При этом, в ходе проведения процедуры заключения контракта допускается изменение положений проекта контракта только в части существенных условий контракта и только в случаях, предусмотренных вышеуказанной статьей.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 г. установленыправила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Пункт 4 Правил предусматривает, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
Между тем, размеры штрафов заказчика и поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам в проекте контракта установлены не в соответствии с Постановлением N 1063, всевозможныезначения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контрактаза неисполнение/ненадлежащее исполнение контрактных обязательств, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта,отсутствуют.
Таким образом, уполномоченным органом нарушены ч.ч. 5, 8 ст. 34, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части отсутствия возможных значений размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Довод жалобы о том, что установление требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе о предоставлении идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона без указания обязательной оговорки "при наличии" также признается обоснованным, в силу следующего.
П. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Так, согласно п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
Как следует из материалов дела, в п. 4.2.3.1. раздела IIIаукционной документации установлено следующее:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
Таким образом, в требованиях к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе о предоставлении идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, без указания обязательной оговорки "при наличии".
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В связи с вышеизложенным, уполномоченный орган признается нарушившим ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в части установления требования о предоставлении информации, не предусмотренной ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО "Стройинвест" подлежит признанию обоснованной полностью.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, раскрывающей суть принципа обеспечения конкуренции в контрактной системе в сфере закупок установлено следующее:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из вышеизложенного следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов, заказчику/уполномоченному органу надлежит устанавливать соответствующее требование к специальной правоспособности участников закупки.
Как установлено материалами дела, в пункте 9.1 Информационной карты аукционной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "Наличие у участника закупки свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства".
Согласно Приказу Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" вышеуказанный допуск соответствует пункту 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) данного Приказа N 624.
Вместе с тем, предметом контракта, на право заключения которого проводится закупка, является выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и духовности имени А. С. Пушкина" г. Нерюнгри (устройство навесного вентилируемого фасада).
Как следует из материалов дела, при исполнении контракта предусмотрено выполнение работ по теплоизоляции и на выполнение, которых требуется наличиесвидетельства СРО о допускепо группе работ 12.10 "Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования" Приказа Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Аналогичное следует и из письменного пояснения Администрации, вместе с тем, считают, что у участника закупки достаточноналичия свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Ч. 3 ст. 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Посколькупроектом муниципального контракта не установлена обязанность по привлечению субподрядчиков, следовательно, выполнение работ по данному контракту подрядчиком возможно лично и самостоятельно.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, с учетом положений проекта контракта заказчик/уполномоченный орган, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня,а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации,участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление заказчиком/уполномоченным органом в п. 9.1 Информационной карте аукционной документации требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в качестве генерального подрядчикабез указанияна определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, неправомерно и нарушает положения ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, антимонопольный орган считает необходимым обратить внимание заказчика/уполномоченного органа, что в пункте 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" Перечня установлены следующие подпункты:
33.1. Промышленное строительство
33.1.1. Предприятия и объекты топливной промышленности
33.1.2. Предприятия и объекты угольной промышленности
33.1.3. Предприятия и объекты черной металлургии
33.1.4. Предприятия и объекты цветной металлургии
33.1.5. Предприятия и объекты химической и нефтехимической промышленности
33.1.6. Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки
33.1.7. Предприятия и объекты лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности
33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности <*>
33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности <*>
33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства <*>
33.1.11. Тепловые электростанции
33.1.12. Объекты использования атомной энергии
33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ
33.1.14. Объекты нефтегазового комплекса
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта
33.2.3. Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры
33.2.4. Тоннели автомобильные и железнодорожные
33.2.5. Метрополитены
33.2.6. Мосты (большие и средние)
33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта <*>
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.6. Объекты газоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
33.8. Здания и сооружения объектов связи
33.9. Объекты морского транспорта
33.10. Объекты речного транспорта
33.11. Объекты гидроэнергетики
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
33.13. Гидромелиоративные объекты
Таким образом, устанавливая требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО с функцией генерального подрядчика, заказчику/уполномоченному органу необходимо указать на конкретную группу работ из раздела 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" Перечня, в противном случае, указание без конкретного подпункта пункта 33 Перечня является ненадлежащим исполнением и также нарушением положений ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. П. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Так, согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из вышеизложенного следует, что соответствующее требование к специальной правоспособности участников закупки заказчику надлежит устанавливать только в том случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов.
Как отмечено выше в решении, выполнение работ по исполнению предмета контракта данной закупки требует наличие у участников закупки соответствующих разрешительных документов, а именно свидетельство СРО о допуске к определенным видам работ и (или) о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в качестве генерального подрядчика.
При этом, исходя из смысла вышеуказанных статей Закона о контрактной системе следует, что в подтверждение своего соответствия требованиям законодательства участники закупки предоставляют в составе второй части заявки документы или их копии, подтверждающие их соответствие и наличие у них специальной правоспособности, в рассматриваемом случае, наличие свидетельства СРО.
И то, насколько заказчиком/уполномоченным органом данное требованиенадлежаще установлено в положениях аукционной документации,является основополагающим фактором того, насколько соответствующий хозяйствующий субъект будет осуществлять подрядные работы по выполнению капитального ремонта на объекте.
Между тем, из материалов дела установлено следующее:
В подпункте 2.1.1 пункте 2 "Требование к участникам (декларируется во второй части заявки)" раздела III"Инструкция участникам открытого электронного аукциона только для СМП/СОНО" аукционной документации установлено следующее:"Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства)".
Также в форме N 2 (рекомендуемая форма) "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе" установлен пункт 6 о наличиисвидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом, в пункте 4.2.3 установлен исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых для предоставления в составе второй части заявки, а именно:
4.2.3.1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
4.2.3.2. декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным частью 2.3 настоящей инструкции;
4.2.3.3. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Таким образом, Комиссия, проанализировав положения всех разделов аукционной документации по данной закупке, приходит к выводу о том, что уполномоченным органом в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не установлено надлежащих требований к составу второй части заявки участника закупки, в частности, о предоставлении участниками закупки свидетельства СРО или еекопии.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика МБУК "Центр культуры и духовности имени А.С. Пушкина" г.Нерюнгри", уполномоченного органа Администрации МО "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и духовности имени А. С. Пушкина" г. Нерюнгри (устройство навесного вентилируемого фасада) (изв. N 0116300000316000586) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган АдминистрациюМО "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) нарушившимч. 4 ст. 64, чч. 5, 8 ст. 34; ч. 6 ст. 66;ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31;п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать уполномоченному органу АдминистрацииМО "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 января 2017 г. N 06-23/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2017