Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 ноября 2014 г. N РЗ-2179-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
рассмотрев материалы внеплановой проверки закупки путем проведения электронного аукциона, N 0321300012514000123 "на поставку канцелярских товаров, канцелярских принадлежностей ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, на соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44 - ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России министерства финансов Ставропольского края материалами содержащими информацию о нарушениях Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допущенных ГБУЗ СК "Степновская ЦРБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300012514000123 "на поставку канцелярских товаров, канцелярских принадлежностей ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.
Ставропольским УФАС России на основании приказа, в соответствии со статьёй 99 Закона о закупках была проведена внеплановая проверка закупки путем проведения электронного аукциона N0321300012514000123 и действий ГБУЗ СК "Степновская ЦРБ", на соответствие требованиям Закона N 44 - ФЗ.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:
ГБУЗ СК "Степновская ЦРБ" в целях осуществления закупки путем проведения электронного аукциона была разработана документация об аукционе в электронной форме N 0321300012514000123 "на поставку канцелярских товаров, канцелярских принадлежностей ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ" (далее - Документация).
Данная документация не соответствуют нормам и требованиям Закона о закупках, а именно:
1. Пунктом 2.1 раздела 2 "Требования к участникам" документации об электронном аукционе установлено требование о соответствии участников аукциона требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а именно наличие действующей лицензии, оформленной в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" или лицензии на производство лекарственных средств.
Предметом закупки является поставка канцелярских товаров, канцелярских принадлежностей, таким образом, заказчик, установив в документации об открытом аукционе в электронной форме данное требование, нарушил часть 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
2. В разделе 2 документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки о правомочности заключать контракт, что является признаком нарушения части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
3. В разделе 3 документации об электронном аукционе в требованиях к содержанию первой части заявки отсутствует указание "при наличии" при указании на товарный знак (его словесное обозначение), что не соответствует части 3 статьи 66 и является признаком нарушения части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
4. В требованиях к содержанию второй части заявки, указанных в разделах 3 и 4 документации об электронном аукционе, не содержится условие "при наличии" при указании на идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона, что не соответствует пункту 1 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и является признаком нарушения части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
5. В подпункте 2 пункта 3.6 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки" документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки копии действующей лицензии, что являющееся признаком нарушения части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
6. В подпункте 2 пункта 3.6 раздела 3 документации об электронном аукционе содержится требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона пункту 2 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, что не соответствует пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и является признаком нарушения части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
7. Подпунктом 2 пункта 3.6. раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки" документации об электронном аукционе установлено требование предоставления декларации соответствия участника закупки требованию, установленному пунктом 2.6 раздела 2 "Требования к участнику закупки" документации об электронном аукционе, что не соответствует пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и является признаком нарушения части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
8. Пункт 6.2 проекта контракта документации об электронном аукционе содержит указание о праве заказчика потребовать уплату неустоек (штрафов, пеней), что является признаком нарушения части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, которая предусматривает направление требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) в адрес поставщика (исполнителя, подрядчика) в обязательном порядке.
9. В разделе 12. "Обеспечение исполнение контракта" в пункте 12.2. - необходимо предоставить приложение к банковской гарантии, а именно заверенная надлежащим образом копия лицензии банка, выдавшего гарантию.
Согласно требованиям части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Как показала проверка, и анализ предоставленных документов в разделе 12 обеспечение исполнения контракта аукционной документации заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта, в том числе установлен такой способ обеспечений как банковская гарантия.
Далее в документации установлено, что обязательным приложением к банковской гарантии является заверенная надлежащим образом копия лицензии банка, выдавшего гарантию.
В соответствии с частью 13.2 раздела 13 аукционной документации в случае установления в настоящей документации требования об обеспечении исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта.
Из вышеизложенного следует, что при заключении контракта, в случае если участник закупки (победитель аукциона) выбирает способом обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию, то такой участник должен предоставить копия лицензии банка, выдавшего гарантию, что, по сути, является дополнительным требованием к участнику закупки, которое не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Более того, согласно требованиям части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Как следует Налогового Кодекса статьи 176.1 отсылает на статьи 74.1 настоящего кодекса.
Так, согласно требованиям части 3 статьи 74.1 Налогового Кодекса Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федерального закона от 27 октября 2008 года N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".
При таких обстоятельствах, банк, который имеет право на выдачу банковских гарантий должен иметь наличие лицензии на осуществление банковских операций.
В свою очередь участник закупки не должен и не обязан прикладывать к банковской гарантии копию лицензии банка выдавшего гарантию, поскольку банк, который выдаёт банковские гарантии автоматически включен в перечень предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Степновская ЦРБ", нарушившими требования Закона о закупках.
2. Выдать государственному заказчику - ГБУЗ СК "Нефтекумская ЦРБ" - обязательное для исполнения предписание.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 ноября 2014 г. N РЗ-2179-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2014