Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 октября 2014 г. N 607К-2014
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю закупок в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Д.М. Халлаевой - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедзагирова М.Х. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедова М.А. - Главного специалиста-эксперта отдела закупок и органов власти Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Гидрострой 28" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса с ограниченным участием (извещение N 0303200028614000122) на реконструкцию автомобильной дороги Агвали-Шаури-Кидеро на участке км 35 - км 40,
в присутствии: представителя Заявителя - Муртазалиева И.П. (доверенность от 18.08.2014 без номера), представителя Заказчика - Гаджимирзаева З.А.,
У С Т А Н О В И Л А:
20.10.2014 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса с ограниченным участием (извещение N 0303200028614000122) на реконструкцию автомобильной дороги Агвали-Шаури-Кидеро на участке км 35 - км 40.
В жалобе указывается, что Заказчиком были допущены нарушения требований Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. Документация не содержит предельные минимальные или максимальные значения показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", а также формулу расчета баллов по указанному критерию.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование об обязательном обладании участником закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог (Раздел 33.2.1.) на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта).
3. В проекте контракта указано что, подрядчик обязан в течение 10 дней со дня подписания контракта (дополнительного соглашения к контракту) установить спутниковую систему мониторинга дорожной техники (ГЛОННАС), работающей на объекте.
4. Проект контракта в нарушение частей 5 и 8 Закона N44 не содержит конкретных размеров штрафов.
5. Пункт 19.9 проекта контракта предусматривает заключение контракта в электронной форме, что противоречит требованиям ст. 54 Закона N44.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), выслушав представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
30.09.2014 Заказчиком в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были размещены извещение и конкурсная документация по проведению конкурса с ограниченным участием (извещение N 0303200028614000122) на реконструкцию автомобильной дороги Агвали-Шаури-Кидеро на участке км 35 - км 40.
Начальная (максимальная) цена контракта - 278 882 133,00 руб.
Дата окончания срока подачи на участие в конкурсе - 21.10.2014 г. в 09 час. 00 мин.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства выдается члену саморегулируемой организации только после внесения им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения общего размера взноса такого члена в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера взноса, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, указанного в частях 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:
1) один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;
2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;
3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о закупках не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
2. Раздел 6 Конкурсной документации содержит порядок оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием. Согласно данному порядку по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия - 20%) установлен следующий показатель и его значимость:
а) опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема - 100%.
оценка показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (значимость показателя - 100%):
Для определения оценки берутся в расчет объемы выполненных работ участниками закупки за последние пять лет (2009-2013 гг.) за вычетом объема, представленного участником закупки в заявке на участие в конкурсе в соответствии с дополнительным требованием, как стоимость ранее исполненного контракта за последние три года, которая должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта. При этом учитываются все объемы выполненных работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, т.е., все дорожно-строительные работы.
Общее значение по данному показателю определяется по формуле:
В = 0,6*в2009+0,7*в2010+0,8*в2011+0,9*в2012+в2013, где в2009 - в2013 - объемы выполненных работ за 2009-2013 гг. (за вычетом вышеуказанного объема) соответственно в млн. руб.
Согласно п. 27 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по показателю критерия "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установленный Заказчиком не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
3. В подпункте 2 п. 8.18 проекта контракта указано что, подрядчик обязан в течение 10 дней со дня подписания контракта (дополнительного соглашения к контракту) установить спутниковую систему мониторинга дорожной техники (ГЛОННАС), работающей на объекте. Вместе с тем, услуги или работы по установке спутниковой системы мониторинга дорожной техники (ГЛОННАС) не включены в смету на выполнение работ по контракту и не содержатся в техническом задании по данному конкурсу.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование об установке системы мониторинга дорожной техники (ГЛОННАС), работающей на объекте.
4. В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В п. 11.4 проекта контракта указано, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой согласно Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г.
В п. 11.7 проекта контракта указано, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой согласно Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г.
Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу о том, что сведения, которые содержатся в вышеперечисленных пунктах контракта достаточны для определения размера штрафов и не противоречат частям 5 и 8 Закона о контрактной системе.
5. В п. 19.9 проекта контракта указано, что настоящий Контракт составлен в электронном виде.
Комиссия Дагестанского УФАС России, пришла к выводу о том, что данный пункт проекта контракта не противоречит нормам ст. 54 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Гидрострой 28" признать обоснованной частично.
2. Признать факт нарушения в действиях Заказчика ч. 1 ст. 34 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: А.М.Мамеднебиев
К.Г. Магомедов
М.Х. Магомедзагиров
М.А. Магомедов
Исполнитель:
М.Х. Магомедзагиров (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 октября 2014 г. N 607К-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2014