Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 октября 2014 г. N 07-155-14
резолютивная часть решения объявлена 28.10.2014 г.
в полном объеме решение изготовлено 31.10.2014 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей от Заказчика - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики .,
в отсутствии представителей Заявителя - ООО "Элит-Строй", уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона N0104200001614000041 "Текущий ремонт помещений административного здания Министерства финансов КБР", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 21 октября 2014 года поступила жалоба ООО "Элит-Строй" на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона "Текущий ремонт помещений административного здания Министерства финансов КБР".
Из жалобы следует, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, заявка заявителя (защищенный номер заявки "3405037", порядковый номер "1") была отклонена от участия в аукционе по ряду оснований с которыми заявитель категорически не согласен. Так, комиссия необоснованно ссылается на несоответствие характеристик товаров ГОСТам, ссылка на которые отсутствуют в документации. Комиссия указывает, что не существует панелей Шлихт толщиной 12 мм, однако не ясно на основании чего комиссия пришла к такому выводу, в документации был предложен диапазон 12-15 мм, а панели требовались обоих видов (Шлихт, Байкал). Комиссия неоднократно признает наличие нарушений по позициям, в которых конкретизированы показатели, при указании конкретных показателей заявитель руководствовался инструкцией по заполнению первой части заявки.
Заявитель просит признать действия комиссии не законными, провести повторное рассмотрение заявок на участие в аукционе.
Рассмотрение жалобы состоялось 27 и 28 октября 2014 года (на основании пункта 3.34 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N498, в заседании Комиссии был объявлен перерыв).
Представители заказчика считают действия комиссии законными и не нарушающими права заявителя, заявка заявителя по отдельным позициям не соответствовала требованиям документации об аукционе, в связи с чем и была отклонена от участия в аукционе.
Рассмотрев доводы заявителя, представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка N 0104200001614000041 "Текущий ремонт помещений административного здания Министерства финансов КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 3 713 371,00 рублей.
Согласно указанному извещению, дата и время окончания подачи заявок - 15.10.2014 г. 23:50; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 17.10.2014 г.; дата проведения аукциона в электронной форме - 20.10.2014 г.; размер обеспечения заявок - 74 267,42 рублей; размер обеспечения исполнения контракта - 185 668,55 рублей/5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 17.10.2014 г. на участие в аукционе было подано 14 заявок, к участию в аукционе допущены 2 участника закупки.
Основанием отклонения заявки заявителя с защищенным номером "3405037" указано несоответствие сведений, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требованиям документации об аукционе по пункту 2 предложен только природный песок; по пункту 10 указаны недостоверные сведения, потолочные плиты Шлихт толщиной 12 мм не выпускаются; по пункту 15 предложен только песок группы средний; по пункту 23 показатель укрывистость не соответствует ГОСТ 8292-85; по пункту 28 предложен только песок группы средний, предложен только природный песок; по пункту 31 предложенное значение износостойкости (по кварцевому песку) не соответствует ГОСТ 6787-2001; по пункту 35 отсутствует показатель: с притупленными концами; по пункту 40 предложенные значения показателей: предел прочности при изгибе, ударная вязкость, плотность - не соответствуют ГОСТ 18124-95; по пункту 41 предложен только песок группы крупный.
В документации об аукционе установлены требования к техническим характеристикам товарам используемых при выполнении работ, перечень которых состоит из 55 пунктов.
Так, по пункту 2 установлено: Раствор цементно-известковый. _ Песок из отсевов дробления, природный песок...
по пункту 10 Панели потолочные Шлихт, Байкал с комплектующими по системе "Армстронг"; размер не более 600x600x12-15 мм. Коэффициент звукопоглощения не менее 0,55. Звукоизоляция (дБ) до 34. Светоотражение до (%) 80. Влагостойкость (%) 70.
по пункту 15 Раствор кладочный цементный марок: 50, 150...Песок: мелкий, средний...
по пункту 23 Краски масляные земляные мумия, сурик железный. Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 65. Условная вязкость при температуре (20 _ 0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, с 20-140.Время высыхания эмалей, ч, не более: при горячей сушке и при естественной сушке до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С 5/24. Укрывистость, г/м2, не более 240.
по пункту 28 Растворы цементно-известковый, цементный. ...Песок: мелкий, средний.... Песок из отсевов дробления, природный песок.
по пункту 31 Плитка керамическия для полов гладкая неглазурованная одноцветная с красителем квадратные, прямоугольные. ...Физико-механические показатели плиток должны соответствовать следующим: водопоглощение, %, не более 3,5. Предел прочности при изгибе, МПа, не менее, для плиток толщиной до девяти миллиметров включительно: 28, свыше девяти миллиметров: 25. Износостойкость (по кварцевому песку), г/см2, не более: 0,8. Морозостойкость, число циклов, не менее 25.
по пункту 35 Винты самонарезающие с уплотнительной прокладкой 4,8х80 мм. Должны быть из легированной, углеродистой стали с притупленными, заостренными концами, с крупным, мелким шагом резьбы.
по пункту 40 Листы асбестоцементные с гладкой поверхностью прессованные. ..Предел прочности при изгибе, МПа (кгс/см2), не менее 19,0(190). Ударная вязкость, более, кДж/м2, 1,5. Плотность, г/см3, не менее 1,7. Морозостойкость: число циклов попеременного замораживания и оттаивания без видимых признаков разрушения свыше 25, остаточная прочность, %, не менее 90.
по пункту 41 Смесь песчано-гравийная природная. Песок входящий в состав природной песчано-гравийной смеси крупный, средний.
В документации об аукционе (техническое задание) приведены ГОСТы: ГОСТ 6266-97; ГОСТ 28013-98; ГОСТ 18599-2001; ГОСТ Р 53630-2009; ГОСТ 11650-80; ГОСТ 30674-99, 30673-99; ГОСТ 24866-99; ГОСТ 28196-89; ГОСТ 6629-88; ГОСТ 3262-75; 23732-2011; ГОСТ 18108-80; ГОСТ 6787-2001; ГОСТ 31311-2005; ГОСТ 22689.0-89; ГОСТ 4598-86; ГОСТ 23735-79; ГОСТ30970-2002.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 1 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Документация об аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой при описании характеристик материалов следует учитывать, что товары (марки, типы, показатели и т.п.) должны быть конкретизированы во всех случаях, за исключением, когда они перечисляются непосредственно после обобщающего их термина, стоящего во множественном числе. Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог" и т. п. При подготовке заявки участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными разделе "Техническая часть" к документации об аукционе. Применение заказчиком союза "и" и знака препинания "," означает, что Заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей.
Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе должна содержать пояснения участникам закупки по составлению своих предложений в соответствии с потребностями заказчика. В данном случае инструкция вводит участников закупки в заблуждение.
Например: пункт 35 Винты самонарезающие с уплотнительной прокладкой 4,8х80 мм. Должны быть из легированной, углеродистой стали с притупленными, заостренными концами, с крупным, мелким шагом резьбы. По данному пункту инструкцию по заполнению заявок не поняли 10 из 14 участников закупки.
Пункт 15 Раствор кладочный цементный марок: 50, 150. Песок: мелкий, средний. По данному пункту инструкцию по заполнению заявок не поняли 10 из 14 участников закупки.
В своей заявке участник закупки с защищенным номером "3405037" выражает согласие выполнить работы в соответствии с требованиями и на условиях, предусмотренных документации об аукционе и указывает материалы, используемые при выполнении работ:
По пункту 2 указывает: Раствор цементно-известковый. _ Природный песок... По данному пункту участник согласно инструкции - песок в единственном числе сделал выбор и предложил природный песок, однако согласно той же инструкции - применение знака препинания "," означает, что заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. Следовательно, раствор цементно-известковый должен содержать и природный песок и песок из отсевов дробления.
По пункту 10 участник закупки указывает: Панели потолочные Шлихт, Байкал с комплектующими по системе "Армстронг"; размер 600x600x12мм. Коэффициент звукопоглощения 0,55. Звукоизоляция (дБ) 34. Светоотражение (%) 80. Влагостойкость (%) 70.
По данному пункту предложение участника соответствует требованиям документации об аукционе, однако комиссия посчитала сведения участника по данной позиции недостоверными, сославшись на сайт производителя потолочных панелей, согласно которому панели Шлихт толщиной 12 мм не выпускаются. Между тем, информация размещенная в сети Интернет не носит официального характера и не имеет юридической силы. Не доказывает достоверность или недостоверность информации о характеристике товара размещенной на различных сайтах ввиду отсутствия ссылок на официальную документацию.
По пункту 23 участник указывает: Краски масляные земляные мумия, сурик железный. Массовая доля нелетучих веществ, %, 65. Условная вязкость при температуре (20 0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, с 140.Время высыхания эмалей, ч, при горячей сушке и при естественной сушке до степени 3 при температуре (20 2) °С 5/24. Укрывистость, г/м2, 240.
Показатели характеристик товара по данной позиции соответствуют требованиям, установленным в документации об аукционе, однако комиссия считает, что показатель "укрывистость" не соответствует ГОСТу 8292-85, тогда как в документации отсутствует указание на то, что по данной позиции характеристики товара должны соответствовать ГОСТу 8292-85.
По пункту 31 участник указывает: Плитка керамическия для полов гладкая неглазурованная одноцветная с красителем квадратные. ...Физико-механические показатели плиток: водопоглощение, %, 3,5. Предел прочности при изгибе, МПа, для плиток толщиной 10 миллиметров: 25. Износостойкость (по кварцевому песку), г/см2,: 0,8. Морозостойкость, число циклов, 25.
Физико-механические показатели товара по данной позиции соответствуют требованиям, установленным в документации об аукционе, однако комиссия считает, что показатель "износостойкость (по кварцевому песку)" не соответствует ГОСТу 6787-2001. Согласно ГОСТ 6787-2001 износостойкость (по кварцевому песку) для неглазурованных плиток должна быть не более 0,18 г/см2,, тогда как в документации заказчиком установлено не более 0,8 г/см2,что не соответствует действующему ГОСТу.
По пункту 40 участник указывает: Листы асбестоцементные с гладкой поверхностью прессованные. ..Предел прочности при изгибе, МПа (кгс/см2), 19,0(190). Ударная вязкость, кДж/м2, 1,6. Плотность, г/см3, 1,7. Морозостойкость: число циклов попеременного замораживания и оттаивания без видимых признаков разрушения свыше 50, остаточная прочность, %, 90.
Показатели характеристик товара по данной позиции соответствуют требованиям, установленным в документации об аукционе, однако комиссия считает, что показатели "предел прочности при изгибе, ударная вязкость, плотность" не соответствуют ГОСТу 18124-95, тогда как в документации отсутствует указание на то, что по данной позиции характеристики товара должны соответствовать ГОСТу 18124-95.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как указано в части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В ходе проверки установлено, что участники закупки с номерами заявок "8015396" и "7654990" по пунктам 23 и 24 не указали ни наименование места происхождения товара ни наименование производителя товара, как того требовалось в документации об аукционе; по пункту 10 предложили к поставке панели потолочные Байкал, а согласно инструкции - применение знака препинания "," означает, что заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. Между тем единая комиссия приняла решение о соответствии указанных заявок требованиям документации об аукционе и их допуске к участию в аукционе.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В документации об аукционе установлено, что дата окончания срока окончания подачи заявок - 15.10.2014 г., дата окончания предоставления участникам разъяснений положений документации об электронном аукционе - 15.10.2014 г. Тогда как в соответствии с положениями статьи 65 Закона о контрактной системе дата окончания предоставления участникам разъяснений положений документации об электронном аукционе - 14.10.2014 г.
В документации об аукционе установлено требование о представлении участниками закупки свидетельства (или копию) о допуске к строительным работам в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624. Вид работ:
раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемых застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Между тем, условиями документации об аукционе не предусмотрены работы, оказывающие влияние на безопасность объекта строительства, в связи с чем, для выполнения работ по предмету контракта свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не требуется.
Согласно пункту 7.3. проекта государственного контракта, в случае неисполнения или не надлежащего исполнения условий Контракта Подрядчик несет ответственность в пределах цены Контракта.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы: 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 5 Правил, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы: 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элит-Строй" обоснованной
2. Признать в действиях заказчика, единой комиссии нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, частей 1, 3, 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N07-155/14 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 октября 2014 г. N 07-155-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2014