Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 5 ноября 2014 г. N 08/10-97
Резолютивная часть решения объявлена 05.11.2014 г.
Изготовлено в полном объеме 10.11.2014 г.
|
|
Решение по делу N 08/10-97
05 ноября 2014 г. г. Элиста
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - Председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Хонинов Ю.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от заказчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия - Безидеев С.В. (доверенность N РН/27 от 17.06.2014 г.), Луканина Д.А. (доверенность N РН/43 от 05.10.2014 г.).
от уполномоченного органа Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия - Максимов Л.Ю. (доверенность N б/н от 25.10.2013 г.),
в отсутствии представителя заявителя Индивидуального предпринимателя Орищенко И.В., - Шкильнюк Ю.Ю. (доверенность б/н от 13.10.2014 г.).
рассмотрев в открытом заседании жалобу Индивидуального предпринимателя Орищенко И.В.,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 28.10.2014 г. поступила жалоба от ИП Орищенко И.В., в которой обжалуются действия Министерства здравоохранения Республики на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для видеоэндоскопических стоек для общей хирургии, урологических и гинекологических операций (реестровый номер N 0105200002140000655).
Заявитель указывает, что документация заказчика содержит нарушения ст.64 Федерального Закона N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании вышеизложенного Заявитель просит:
1. Принять жалобу к рассмотрению;
2. Приостановить закупку (реестровый номер 105200000214000655) до рассмотрения жалобы по существу;
3. Провести внеплановую проверку закупки.
4. Аннулировать открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку на поставку оборудования для видеоэндоскопических стоек для общей хирургии, урологических и гинекологических операций (реестровый номер N 0105200002140000655)
Калмыцкое УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, на предмет соответствия ч. 8 ст. 105 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" признало сведения достаточными для принятия жалобы к рассмотрению и на основании ч.ч. 3-7 ст. 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и назначило рассмотрение жалобы на "05" ноября 2014 г. 11 часов 00 минут.
Представитель Заявителя поддержал доводы изложенной в жалобе.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа, возражали относительно доводов Заявителя, согласно письменным объяснениям.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрев представленные документы, заслушав представителей сторон, установлено следующее:
1. 24.10.2014 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещения N 0105200000214000655 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования для видеоэндоскопических стоек для общей хирургии, урологических и гинекологических операций. Начальная (максимальная) цена контракта - 40 287 558 (сорок миллионов двести восемьдесят семь тысяч пятьсот пятьдесят восемь) руб. 32 коп.
2. Относительно доводов Заявителя.
1) Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На рассмотрении жалобы 08/10-97 Заказчиком представлены коммерческие предложения поставщиков, указанных в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Анализ коммерческих предложений показал, что указанную Заказчиком продукцию также могут поставить 5 поставщиков.
Согласно пункту 1 части 1, статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с положением части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла вышеперечисленных норм Закона, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Учитывая, что предметом данного определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является право на заключение контракта не на изготовление оборудования для видеоэндоскопических стоек для общей хирургии, урологических и гинекологических операций, а на их поставку, то участником данной закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Таким образом, в данном заседании Комиссия Калмыцкого УФАС России не установила нарушений законодательства о закупках в действиях заказчика по формированию требований к характеристикам поставляемого в рамках проводимого аукциона товара.
2) Довод заявителя о том, что размещенный уполномоченным органом электронный аукцион является однолотовым и включает различное оборудование технологически и функционально не связанное между собой.
Согласно ч.5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
В данном случае, заказчиком был выбран открытый аукцион в электронной форме под которым согласно ч. 1 ст. 59 ФЗ N44 понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 ФЗN 44 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе и:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г.N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами поставки, выполнение, оказание, которых являются предметов торгов.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета закупки, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
В свою очередь, Федеральным законом N44 не содержится норм, регулирующих порядок формирования заказчиком предмета торгов (лотов).
В данном случае, техническое задание аукционной документации содержит требования к поставке стерилизационного оборудования и оборудования для проведения операций, позволяющего проводить весь комплекс процедур.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 ФЗN44 не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, заявителем не были представлены доказательства того, что объединение в один лот указанного оборудования ограничивает количество участников закупки.
Исходя, из вышеизложенного довод заявителя о неправомерном объединении в один лот оборудования различного класса, а именно стерилизационного оборудование и оборудования для проведения операций, что ограничивает количество участников закупки не нашел подтверждения, так как целью формирования лота является удовлетворение потребностей заказчика исходя из специфики осуществляемой деятельности и самого оборудования.
3) По мнению Заявителя не правомерно установлен запрет заказчиком на привлечение соисполнителей, что также ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд" Настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, включая исполнение контракта.
Данное законодательство, согласно статье 6 ФЗ N44 основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В части VI технического задания аукционной документации заказчиком по закупке описаны обязательства поставщика, в которые входят: доставка оборудования и погрузочно - разгрузочные работы, монтаж, пуско - наладочные работы и ввод товара в эксплуатацию и т.д.
В п. 20 части III Информационной карты аукционной документации привлечение соисполнителей (субпоставщиков) к исполнению государственного контракта не допускается.
Данный запрет на привлечение соисполнителей заказчик включил как условие о порядке и способе исполнения контракта.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Между тем, Федеральным законом N44-ФЗ не урегулирован вопрос о привлечении соисполнителей на стадии исполнения контракта и не содержит запрета на применение норм гражданского законодательства к правоотношениям, возникающим при заключении договора путем проведения торгов.
В п.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ сказано, что в договор подряда может быть включено условие о личном выполнении подрядчиком работ.
Таким образом, указанное заказчиком условие исполнения контракта самостоятельно, без привлечения соисполнителей не нарушает норм действующего законодательства в сфере закупок и гражданского законодательства, тем самым не влечет ограничение количества участников закупки по данным торгам.
Тем самым, довод заявителя Комиссия Калмыцкого УФАС России считает не состоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Орищенко И.В. - не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Хонинов Ю.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 5 ноября 2014 г. N 08/10-97
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2014