Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 30 октября 2014 г. N А656-10/14
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ИНСТИТУТ УРБАНИСТИКИ ПЯТИГОРСКПРОЕКТ" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее - Минздрав РСО-Алания) и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО - Алания)при осуществлении закупки на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт первого этажа отделения радиологии государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" под размещение медицинского оборудования", в рамках мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (открытый конкурс N0310200000314001276) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
23 октября 2014 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалобаООО "ИНСТИТУТ УРБАНИСТИКИ ПЯТИГОРСКПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Минздрава РСО-Алания и уполномоченного органа - Управления РСО - Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Конкурсная документация была утверждена с нарушениями Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что 07.10.2014 года Управление РСО - Аланияразместило на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов Извещение о проведение Конкурса.
В Конкурсной документации N 05-01-075-14 (пункт 13 информационной карты Конкурса), Заказчик установил требование о наличии копии действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: всоответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности": размещение источников ионизирующего излучения, проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
В информационной карте не указано в соответствии, с каким нормативным актом установлено данное требование (нет номера и даты ФЗ).
Однако, согласно Федеральному закону N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", в статье 12 пункт 1 подпункт 39 говорится, что лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Соответственно на проектирование данного объекта лицензия не требуется.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 данного вида работ нет в перечне видов деятельности, которые подлежат лицензированию.
Также, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О радиационной безопасности" N3-ФЗ от 05 декабря 1995 года на проектирование данного объекта не требуется лицензия, так как в техническом задании нет требований на проектирование каких либо источников ионизирующего излучения.
Источники ионизирующего излучения (приборы УЗИ, Рентген, аппаратура и т.д.) спроектированы специализированными фирмами и изготовлены заводами производителями в соответствии с нормами и законами. Это не является предметом объявленного Конкурса.
Министерство здравоохранения РСО-Алания (далее - Заказчик) с доводами жалобы не согласно по следующим основаниям:
- в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса всоответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки, как указано в Извещении о проведении закупки, является"Изготовлениепроектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт первого этажаотделения радиологиигосударственного бюджетного учрежденияздравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" под размещение медицинского оборудования", в рамках мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями".
Проектирование,строительство,изготовлениетехнологическогооборудовани я и средств радиационной защиты рентгеновского кабинета осуществляются организациями, имеющими специальные разрешения (лицензии), выданные уполномоченными органами, согласно требованийСанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований".
Статьей 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторскиеработы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Порядок и условия лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, осуществляемой юридическими лицами, определяются Правительством Российской Федерации в Постановлении от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (далее -Постановление).
В силу пункта 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства, лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, а именно: проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); производство источников ионизирующего излучения (генерирующих); размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих), эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих); утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Источниками ионизирующего излучения являются рентгенологическое оборудование, в том числе оборудование не относящиеся к ядерным установкам и не содержащие радиоактивные вещества радиационные источники, в которыхионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.
Таким образом, в случае, если конкурсной документацией предусмотрено выполнение работ, связанных с проектированием, конструированием, производством, размещением, эксплуатацией, техническим обслуживанием, хранением и утилизацией источников ионизирующего излучения, проектированием, конструированием, изготовлением и эксплуатацией средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, заявка на участие в конкурсе должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
По мнению Заказчика, Заявительнамеренно вводит в заблуждение, утверждая, что при проектировании такого "специального" объекта, в силу функционального использования этих помещений, не требуется лицензия.
Кроме того, формулировка в наименовании лицензии "за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности" говорит о том, что данная лицензия не дает право использовать источники ионизирующего излучения в медицинской деятельности - т.е. права лечить людей.
На основании изложенного и руководствуясь действующим законодательствомЗаказчикпросит, признать жалобу необоснованной.
Представитель Управления РСО - Аланияпояснил, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N 55 Управление, как уполномоченный орган получил заявку Министерства здравоохранения РСО-Алания на размещение открытого конкурса, предметом которого является изготовление проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт первого этажа отделения радиологии государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" под размещение медицинского оборудования", в рамках мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. К заявке прилагалась утвержденная конкурсная документация, техническая часть, проект контракта, обоснование НМЦК.
Среди требований к участнику, Заказчиком также было определено требование наличия копии действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
С доводами жалобы не согласны по следующим основаниям:
1. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона контрактной системе в Извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов,которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Проектирование, строительство, изготовление технологического оборудования и средств радиационной защиты рентгеновского кабинета осуществляются организациями, имеющими специальные разрешения (лицензии), выданные уполномоченными органами, согласно требований СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований".
Статьей 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Порядок и условия лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, осуществляемой юридическими лицами, определяются Правительством Российской Федерации в Постановлении от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (далее -Постановление).
В силу пункта 3 Положения, утвержденным Постановлением Правительства,лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услугсогласно приложению, а именно: проектирование источников ионизирующегоизлучения (генерирующих); конструирование источников ионизирующегоизлучения (генерирующих); производство источников ионизирующегоизлучения (генерирующих); размещение источников ионизирующего излучения(генерирующих), эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих); утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Источниками ионизирующего излучения являются рентгенологическое оборудование, в том числе оборудование не относящиеся к ядерным установкам и не содержащие радиоактивные вещества радиационные источники, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.
Таким образом, в случае, если конкурсной документацией предусмотрено выполнение работ, связанных с проектированием, конструированием, производством, размещением, эксплуатацией, техническим обслуживанием, хранением и утилизацией источников ионизирующего излучения, проектированием, конструированием, изготовлением и эксплуатацией средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, заявка на участие в конкурсе должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
На основании изложенного, Управление РСО - Аланияпросит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
07.10.2014 года Управлением РСО - Аланияна официальном сайте было размещено Извещение N0310200000314001276 о проведении Конкурса и Конкурсная документация по указанному Конкурсу, утвержденная 07.10.2014 года уполномоченным специалистом Управления РСО-Алания на основании Заявки Министерства здравоохранения РСО-Алания на проведение процедуры определения поставщиков на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт первого этажа отделения радиологии государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" под размещение медицинского оборудования", в рамках мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (далее - Конкурсная документация).
Согласно пункту 13 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчик установил к участникам закупки такое требование, как наличие действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности": размещение источников ионизирующего излучения, проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
В соответствии с частью 1 статьи 50 и пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать, помимо прочего, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Однако, анализ Технического задания, приложенного к Конкурсной документации свидетельствует о том, что объектом закупки в рамках Конкурса не являются работы по размещению источников ионизирующего излучения, также как и работы по проектированию средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
Таким образом, установление требования о наличии у участников Конкурса действующей лицензии в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) не предусмотрено законодательством РФ и является излишним.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
То есть, Конкурсная документация не соответствует требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Министерства здравоохранения РСО - Алания,выразившиеся в установлении требований кучастника закупки, которые не предусмотрены законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России N893/13 от 21.12.2013 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ИНСТИТУТ УРБАНИСТИКИ ПЯТИГОРСКПРОЕКТ"на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения РСО - Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации накапитальный ремонт первого этажа отделения радиологии государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" под размещение медицинского оборудования, в рамках мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (открытый конкурс N0310200000314001276)
2. Признать в действиях Министерства здравоохранения РСО - Аланияпри проведении открытого конкурса N0310200000314001276 нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Министерству здравоохранения РСО-Алания и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания по проведению закупок предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА656-10/14 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица Министерства здравоохранения РСО-Алания к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 30 октября 2014 г. N А656-10/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2014