Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 ноября 2014 г. N 587/14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Кальсиной А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Биннофарм Дистрибуция": не явились, уведомлены;
от заказчика - Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности: Серебряковой Л.В.;
от уполномоченного органа - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": Алейникова Е.С.;
рассмотрев жалобу ООО "Биннофарм Дистрибуция" на действия Заказчика - Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности при проведении электронного аукциона N 0817200000314009309 "Поставка лекарственных препаратов", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.11.2014 г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Биннофарм Дистрибуция" на действия Заказчика - Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности при проведении электронного аукциона N 0817200000314009309 "Поставка лекарственных препаратов".
Согласно доводам жалобы, Общество считает незаконными положения аукционной документации, а именно: аукционной документацией заявлен препарат с международным непатентованным наименованием "Беклометазон" в лекарственной форме, дозировке, упаковке "аэрозоль для ингаляций дозированный 250 мгк/доза/200доз, баллоны аэрозольные алюминиевые с клапаном дозирующего действия (1) / в комплекте с Джет-системой".
Общество отмечает, что данным характеристикам отвечает только лекарственный препарат: Кенил, который производит единственный производитель Кьези Фармацевтичи С.п.А., Италия. Кроме того, Заявитель указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель Уполномоченного учреждения представил запрашиваемые документы, по доводам жалобы пояснений не давал.
Представитель Заказчика по доводам жалобы пояснила, что документация об аукционе не содержит требования к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа. Указанные требования обусловлены объективными потребностями Заказчиков. На основании изложенного, считает жалобу ООО "Биннофарм Дистрибуция" не подлежащей удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а, также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла данной нормы Закона, в которой законодателем использован союз "или", следует, что Заказчик в соответствии со своими потребностями вправе самостоятельно определять и указывать в документации об аукционе как альтернативные значения показателей предлагаемого к поставке товара, так и максимальные или минимальные показатели, а также показатели, значения которых не могут изменяться, то есть безальтернативные показатели.
Аукционной документацией предусмотрено: "Беклометазон" аэрозоль для ингаляций дозированный 250 мкг/доза / 200 доз, баллоны аэрозольные алюминиевые с клапаном дозирующего действия (1) /в комплекте с Джет-системой.
Согласно объяснениям представителя Заказчика, в данном случае, потребностью Заказчика является закупка для льготополучателей края, больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких, лекарственного препарата "Бекламетазон" со специальным встроенным дыхательным устройством- спейсером ("Джет-ситемой").
Необходимость закупки препарата именно в такой комплектации преследует цель облегчить использование пациентами-инвалидами жизненно важного препарата, который они вынуждены применять в ежедневном режиме для лечения своего заболевания, при этом пациентов специально обучают технике применения ингалятора. Тем не менее, использование дозированных аэрозольных ингаляторов сопровождается большим процентом технических ошибок. Их главная причина- сложность координации во времени, особенно для пожилых людей и детей нажатием на дно баллончика и вдохом. Такие ошибки считаются критическим, значительно снижают эффект от применения лекарственного препарата, а иногда сводят его на "нет". Более того, не выполнение условий введения препарата значительно повышает риск возникновения побочных реакций, в том числе грибковых поражений ротовой полости (когда препарат остается в ротовой полости, а не в легких).
Избежать необходимость координировать вдох и активацию ингалятора, позволяет использование спейсера, в данном случае, встроенной компактной "Джет-системы". "Джет-система" позволяет без дополнительных усилий и манипуляций получить необходимую дозу лекарственного препарата. Простое нажатие на ингалятор- препарат оказывается в системе, и затем пациент спокойно делает вдох. Для улучшения качества жизни уже инвалидизированных пациентов, а также для повышения эффективности терапии обструктивной болезни легких, Заказчиком принято решение, закупить препарат "Бекламетазон" в комплектации с "Джет-системой".
Потребность Заказчика в приобретении препарата с "Джет-системой" так же обусловлена многочисленными заявками учреждений здравоохранения Алтайского края.
Так например, в материалах дела имеются заявки АКГУП "Аптека N 395" г. Бийска, КГБУЗ ЦРБ Солтонского района (и т.д.), согласно которым, данным учреждениям требуется препарат "Бекламетозон" /250 мкг/200 доз/ упаковка/с "Джет-системой".
Представителем Заказчика так же представлено письмо производителя о том, что "Джет-система" не является зарегистрированной торговой маркой.
Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Закон о контрактной системе не предусматривает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только при условии наличия более чем одного производителя (подрядчика, исполнителя) товара, работы, услуги, необходимых заказчику, и не допускает определение, как участниками рынка, так и контрольными органами в сфере закупок потребности заказчика в товаре, работе, услуге и их характеристик (потребительских свойств).
Из смысла приведенных норм Закона о контрактной системе также следует, что они направлены на обеспечение конкуренции не между товарами, работами, услугами и не между производителями товаров, а между участниками определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчиков в необходимом им товаре, работе, услуге.
Получение Заказчиком товара, результатов выполненных работ, услуг, не отвечающих его потребностям, приведет не к повышению эффективности и результативности осуществления закупки, а к прямо противоположному результату.
Поскольку указание в документации об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) технических и функциональных характеристик (в том числе безальтернативных) объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчиков предусмотрено законодательством, оно не влечет нарушение законодательства.
Кроме того, в соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса по договору поставки поставщик- продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности или иных, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Заявителем на представлено доказательств того, что установленные требования к товару ограничили его как участника закупки в участии в аукционе.
Закупка товара производится отдельным лотом, поэтому все дистрибьюторы поставлены в равные условия.
Таким образом, поскольку поставку товара, являющегося предметом контракта, может осуществить любое лицо, документация об аукционе не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, жалоба ООО "Биннофарм Дистрибуция" не подлежит удовлетворению.
По доводу жалобы о нарушении Заказчиками положений статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок приняла решение о передаче материалов дела в отдел контроля органов власти управления ФАС по Алтайскому краю.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сибирские продукты" необоснованной.
2. Передать материалы дела в отдел контроля органов власти управления ФАС по Алтайскому краю для рассмотрения на предмет нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: _____________________________ А.В. Кочетков
Члены комиссии ____________________________ Е.В. Кутняшенко
______________________________ А.Ю. Кальсина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 ноября 2014 г. N 587/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2014