Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 ноября 2014 г. N 592/14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Михайлова К.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью ООО "Страховая Группа "Компаньон" Онькиной Натальи Николаевны,
от заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю", Головневой Дарьи Сергеевны,
рассмотрев жалобу ООО "Страховая Группа "Компаньон" на положения документации о проведении открытого конкурса N 0817100000614000342 на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
22.10.2014 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0817100000614000342 на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
06.11.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО Страховая Группа "Компаньон" (далее - Заявитель) на положения документации о проведении открытого конкурса N 0817100000614000342 на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком были нарушены положения Закона о контрактной системе и иных нормативно-правовых актов при составлении конкурсной документации, а именно:
1. В конкурсной документации установлено следующее требование - "Страховщик предоставляет за свой счет эвакуатор для эвакуации автотранспорта Страхователя до места его постоянной парковки в случае не возможности самостоятельно покинуть место ДТП. Данная услуга обязательна к исполнению на территории г. Барнаула и при удаленности не более 50 км", что противоречит понятию оказания услуги страхования ОСАГО.
2. В конкурсной документации установлено следующее требование - "Цены на предоставляемые услуги должны включать в себя все затраты по рискам, экспертно-консультационному сопровождению, все налоги и таможенные пошлины, выплаченные и/или подлежащие выплате за счет участника размещения заказа".
"Дополнительные услуги, включенные в стоимость страховой премии по настоящему контракту отражаются в п.2.11. проекта контракта Конкурсной документации".
Содержание п. 2.11. проекта Контракта: "Страховщик обязуется в течение срока действия договора обязательного страхования предоставлять Страхователю, его подведомственным учреждениям и организациям следующие дополнительные услуги, включенные в стоимость страховой премии по настоящему контракту: _____________________") противоречит требованиям Закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" во взаимосвязи с Положением о правилах страхования и структурой Страховых тарифов определяющих природу страхования ОСАГО, как право потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, который возмещает страховщик в пределах определенной договором страховой суммы в интересах страхователя, застраховавшего риск своей гражданской ответственности.
3. Требование о выдаче страховых полисов в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта противоречит требованиям п.1.4. Положения о правилах страхования во взаимосвязи со ст. 422 ГК, ст. 2, п.1 ст. 4, ст. 5 Закона N 40-ФЗ.
4. В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок в документации о закупке критерий оценки "Цена контракта" не установлен. Согласно Страховым тарифам регулятором установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях). Заявитель полагает, что отказ от критерия оценки "Цена контракта" не соответствует установленной требованиям Закона о контрактной системе и потребностям Заказчика в части возможности получения услуги ОСАГО по более выгодной цене предложения участника закупки, имеющего возможность применить минимальные базовые тарифы, установленные ЦБ РФ.
5. В конкурсной документации установлены критерии оценки показателей нестоимостных критериев, которые не описаны в объекте закупки, по ним отсутствует информация о максимальном и (или) минимальном значении позволяющем определить соответствие закупаемой услуги обязательного страхования установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.1, ч.2 ст. 33, ч.1 ст. 50 закона N 44-ФЗ).
6. Для показателя нестоимостного критерия "Качество услуг": "Срок выплаты по страховому случаю после предоставления всех предусмотренных законодательством Российской Федерации документов" сроки выплат устанавливаются от 1 дня, что не соответствуют требованиям п.4.22. Правил страхования.
7. Для показателя нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" предусмотрены два показателя, которые не предусмотрены пп. 4, 27 Правил оценки:
Показатель 1: "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за 12 месяцев 2013 года".
Показатель 2: "Общая сумма страховой премии, полученная страховой организацией по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным за 12 месяцев 2013 года", что в силу требования п.13. Правил оценки не допускается.
На основании изложенного заявитель просит приостановить процедуру размещения закупки в части заключения контракта с победителем открытого конкурса до рассмотрения жалобы по существу, признать доводы о неправомерности действий Заказчика в части описания в документации объекта закупки и установления критериев и порядка оценки конкурсных заявок, а также жалобу ООО "СГ Компаньон" обоснованными, обязать Заказчика привести конкурсную документацию в части установления порядка оценки заявок участников и нестоимостных показателей критериев оценки в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, дать правовую оценку действиям Заказчика в части соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась, представила возражения.
Ознакомившись с пояснениями сторон, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В разделе 5 конкурсной документации содержится требование о предоставлении страховщиком за свой счет эвакуатора для эвакуации автотранспорта Страхователя до места его постоянной парковки в случае не возможности самостоятельно покинуть место ДТП. Данная услуга обязательна к исполнению на территории г. Барнаула и при удаленности не более 50 км.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Таким образом, Законом об ОСАГО не предусмотрена обязанность страховщика предоставить страхователю эвакуатор. Затраты, произведенные страхователем на услуги эвакуатора, возмещаются страховщиком. Действиями заказчика по установлению требования о предоставлении услуг эвакуатора были нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
К тому же согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Частью 2 статьи 8 Закон о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Поскольку заказчиком фактически услуги эвакуатора были включены в объект закупки - оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), предоставление услуги эвакуатора не входит в обязанности страховщика, предусмотренные Законом об ОСАГО, и данные услуги функционально не связаны с услугами по страхованию в действиях заказчика также имеются нарушения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя является обоснованным.
2.Согласно п. 2.11. проекта контракта Страховщик обязуется в течение срока действия договора обязательного страхования предоставлять Страхователю, его подведомственным учреждениям и организациям следующие дополнительные услуги, включенные в стоимость страховой премии по настоящему контракту: __________________________________________________.
В силу п. 2.11. проекта контракта, являющегося частью конкурсной документации, такие дополнительные услуги могут быть согласованы сторонами и включены в данный контракт при его заключении.
Довод заявителя является необоснованным.
3. Согласно разделу 5 конкурсной документации выдача страховых полисов производится в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта.
Пунктом 1.4. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19.09.2014 N 431-П, определено, что страховой полис обязательного страхования выдается страхователю в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными деньгами, а в случае уплаты страховой премии в безналичном порядке - не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии.
При таких обстоятельства вышеуказанное положение документации не нарушает требований пункта 1.4. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Довод заявителя является необоснованным.
4. Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены тарифы по обязательному страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При таких обстоятельствах довод заявителя является необоснованным.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
В разделе 1 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев и порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а именно в качестве критериев установлены:
1. Качественные характеристики объекта закупки (нестоимостный критерий). Значимость данного критерия оценки составляет 50 процентов;
2. Квалификация участников закупки (нестоимостный критерий). Значимость данного критерия оценки составляет 50 процентов.
Сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные характеристики объекта закупки" предусмотрено два показателя, раскрывающие содержание такого критерия оценки (значимость критерия - 50%):
Nп/п |
Показатели критерия |
Шкала оценки |
1. |
Срок выплаты по страховому случаю после предоставления всех предусмотренных законодательством Российской Федерации документов. Значимость в составе критерия - 50%. -от 1 дня - до 3 дней -от 4 дней - до 7 дней -от 7 дней и более |
100 баллов 50 баллов 20 баллов |
2. |
Наличие возможности производства ремонта поврежденного транспортного средства на территории Алтайского края. Значимость в составе критерия - 50%.
-нет предоставления услуги
-услуга предоставляется на территории Алтайского края в городе Барнаул |
0 баллов
100 баллов
|
В документации также приводится порядок рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, заказчиком при составлении документации были соблюдены требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Довод заявителя является необоснованным.
Однако, комиссией по контролю закупок было установлено, что показатель "Наличие возможности производства ремонта поврежденного транспортного средства на территории Алтайского края" не может быть установлен для критерия оценки "Качественные характеристики объекта закупки", в связи с тем, что:
1. Закон об ОСАГО не предусматривает производство ремонта страхователем, а лишь предусматривает возможность направления на ремонт (часть 17 статьи 12 Закона об ОСАГО).
2. Производство страхователем ремонта функционально не связано с оказанием услуг по ОСАГО и, соответственно, данный показатель не может оценивать качество услуг по ОСАГО.
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, (далее - Правила оценки заявок) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, заказчиком в документации был установлен показатель, не относящийся к вышеуказанному нестоимостному критерию оценки заявок и не раскрывающий содержание данного критерия.
В действиях заказчика имеются нарушения требований пункта 10 Правила оценки заявок.
6. Согласно п. 4.22 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19.09.2014 N 431-П, страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и предусмотренные пунктами 3.10, 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и 4.13 настоящих Правил документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения.
В течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страховой выплаты или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату.
Таким образом, установленный заказчиком в конкурсной документации показатель - срок выплаты по страховому случаю и шкала для его оценки не нарушают положения пункта 4.22 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Участники закупки вправе предложить как более короткие сроки выплаты, так и более длительные (от 7 и более дней, в том числе до 20 дней).
При таких обстоятельствах довод заявителя является необоснованным.
7. Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Показатель "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за 12 месяцев 2013 года" корреспондирует показателю "опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", показатель "Общая сумма страховой премии, полученная страховой организацией по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным за 12 месяцев 2013 года" корреспондирует показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг".
Таким образом, нарушения заказчиком пункта 27 Правил оценки заявок отсутствуют. Довод заявителя является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь, статьей 105 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Компаньон"" частично обоснованной;
2. признать действия Заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю" при проведении открытого конкурса N 0817100000614000342 на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), выразившиеся в нарушении части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 10 Правил оценки заявок неправомерными;
3. выдать заказчику, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
К.П. Михайлов |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 ноября 2014 г. N 592/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2014