Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 ноября 2014 г. N ЭА-751/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка перчаток медицинских" (извещение N0118300004514000227) в части нарушения законодательства в сфере закупок,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком - МБУЗ "Кропоткинская городская больница" МО Кавказский район Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона "Поставка перчаток медицинских" (извещение N0118300004514000227).
ООО "Атекс групп" обжалует положения документации об открытом аукционе в электронной форме, которые, по его мнению, не соответствуют нормам действующего законодательства о закупках.
Заявитель считает, что в состав аукционной документации неправомерно включено условие о предоставлении преимуществ Участникам, заявки или окончательное предложение которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахского происхождения (в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.03.2014 г. N155).
Заявитель считает, что установление указанных требований ущемляет его права и законные интересы и ограничивает конкуренцию.
Заказчик, Уполномоченный орган, не согласившись с доводами Заявителя, представили пояснения, согласно которым при разработке аукционной документации они руководствовались ч.4 ст.14, ст.33 Закона о контрактной системе, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.03.2014 г. N155.
Установленные в аукционной документации требования не противоречат действующему законодательству, являются объективно обоснованными и необходимыми для приобретения качественного товара по предмету контракта.
Объектом закупки по данному аукциону являются перчатки медицинский, отнесенные к коду ОКПД 24.42.24 "Изделия специальные одноразовые стерильные хирургические из нетканых материалов (в основном полимерных)".
На данную группу товаров Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.03.2014 г. N155 предусмотрены преференции.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлено:
-извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме;
-аукционная документация;
-пояснения по жалобе.
Изучив представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка перчаток медицинских" (извещение N0118300004514000227).
Начальная (максимальная) цена контракта:1 099 449,33 руб.
Заказчик - МБУЗ "Кропоткинская городская больница" МО Кавказский район.
Согласно п.1) ч.1ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Следуя указанным нормам Закона о контрактной системе, Заказчик разработал аукционную документацию и установил требование к материалу, из которого должны быть изготовлены перчатки хирургические -натуральный каучуковый латекс.
Отнеся требуемый товар к коду ОКПД 24.42.24.149 Заказчик установил требования о предоставлении преимуществ Участникам, заявки или окончательное предложение которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахского происхождения (в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.03.2014 г. N155).
Однако к коду ОКПД 24.42.24.149 относятся изделия специальные одноразовые стерильные хирургические изделия из нетканых материалов прочие.
Согласно свободной энциклопедии (Википедии) нетканые текстильные материалы - материалы из волокон или нитей, соединённых между собой без применения методов ткачества.
Нетканые материалы вырабатываются как из натуральных (хлопковых, льняных, шерстяных), так и из химических волокон (например, вискозных, полиэфирных, полиамидных, полиакрилонитрильных, полипропиленовых), а также вторичного волокнистого сырья (волокна, регенерированные из лоскута и тряпья) и коротко-волокнистых отходов химической и других отраслей промышленности.
Заказчику требуются перчатки хирургические стерильные опудренные и неопудренные (п.1-п.5 описания объекта закупки), перчатки смотровые нестерильные неопудренные (п.6 описания объекта закупки), изготовленные из натурального каучукового латекса (концентрированного и стабилизированного млечного сока бразильской гевеи).
Таким образом, требуемые перчатки не могут быть отнесены к коду ОКПД 24.42.24.149 и соответственно установление преимуществ Участникам, заявки или окончательное предложение которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахского происхождения (в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.03.2014 г. N155) неправомерно.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрена административная ответственность по ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о невозможности дальнейшей процедуры проведения торгов, в связи с допущенными нарушениями законодательства в сфере закупок.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Атекс групп" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика - МБУЗ "Кропоткинская городская больница" МО Кавказский район нарушение ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику - МБУЗ "Кропоткинская городская больница" МО Кавказский район, Уполномоченному органу - администрации МО Кавказский район выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 ноября 2014 г. N ЭА-751/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2014