Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 октября 2014 г. N 1023
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Группа РОЯЛ ИМПОРТ" на действия государственного заказчика - КГКУ "УКС" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении подрядчика путем проведения открытого конкурса N 111/14 "На право заключения контракта на всего комплекса проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск" с получением положительного заключения федеральной государственной экспертизы" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 24.10.2014 поступила жалоба ООО "Группа РОЯЛ ИМПОРТ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при определении подрядчика путем проведения конкурса, извещение N 0119200000114006349.
Существо жалобы: конкурсная документация составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и уполномоченного органа было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика - Полосина Александра Олеговна (доверенность N 29 от 27.01.2014, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа - Новичихин Артем Иванович (доверенность б/н от 27.01.2014, удостоверение личности).
Явку своего представителя на рассмотрение Комиссией жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при составлении конкурсной документации заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки в разделе "Требования к проектной и рабочей документации" указано, что проектную документацию необходимо выдать в виде разработанной BIM модели (объемно-планировочные решения, проектную документацию). Наличие данного требования, по мнению подателя жалобы, ограничивает количество участников закупки, поскольку модель спроектированного здания можно создать посредством других технологий, кроме BIM-технологии, например, AutoCAD.
Также, по мнению подателя жалобы, требование о передаче заказчику результатов работ по проектируемому объекту на стадии проектная документация в формате 3D файлов информационной модели (ей) в формате IFC 2х3 ограничивает возможность участия в конкурсе. Исходный формат передачи результатов проектирования в виде информационной модели зависит от программного обеспечения, используемого в процессе работы. Таким образом, такую модель можно создать с помощью программы Revit и результат работ будет передан в исходном формате указанной программы. Проектную документацию можно разработать и другими существующими способами и техническими возможностями в проектировании, не снижая при этом качество работ.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком и уполномоченным органом были представлены нижеследующие возражения.
Установленные требования к предоставлению подрядчиком заказчику проектной документации, в том числе, в виде разработанной BIM модели, не может ограничивать количество участников закупки, поскольку разработать такую модель имеет возможность любая проектная организация. Разработка и предоставление документации в виде BIM модели не требует наличия у организации, выполняющей такие работы, каких-либо специальных разрешений, лицензий либо свидетельств и может осуществляться на базе различного программного обеспечения. Необходимость выполнения указанных работ не может являться ограничением для участников закупки на этапе подачи заявок, поскольку не является условием допуска к участию в конкурсе.
Довод подателя жалобы об ограничении возможности участия в конкурсе по причине установления заказчиком требования о предоставления документации в формате IFC 2х3 не соответствует действительности, так как указанный формат является обменным, поддерживаемым многими программными продуктами (Revit, ArchiCAD) и позволяющим конвертировать в единый формат документы, созданные при помощи разного программного обеспечения, без потери данных.
На основании вышеизложенного заказчик и уполномоченный орган считают доводы подателя жалобы необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению подрядчика путем проведения конкурса "На право заключения контракта на всего комплекса проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск" с получением положительного заключения федеральной государственной экспертизы".
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав сведения информационной карты конкурсной документации, Комиссией было установлено, что объем выполняемых работ, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки изложены заказчиком и уполномоченным органом в описании объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью конкурсной документации.
Из раздела "Требования к проектной и рабочей документации" описания объекта закупки конкурсной документации следует потребность заказчика в получении проектной и сметной документации:
- в 5 экземплярах на бумажном носителе;
- в 2 экземплярах в электронном виде в формате PDF и DWG (AutoCAD), сметную документацию выдать в ГрандСмете.
- в 2-х экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде, разработанную BIM модель (объемно-планировочные решения, проектную документацию) в формате программного обеспечения указанного в разделе "Использование информационной модели (BIM модель) Основные требования и этапы выполнения работ".
Также заказчику необходимо получить рабочую и сметную документацию:
- в 5 экземплярах на бумажном носителе;
- в 2 экземплярах в электронном виде в формате PDF и DWG (AutoCAD), сметную документацию выдать в ГрандСмете.
Проанализировав описание объекта закупки, сформулированное заказчиком в конкурсной документации, Комиссия установила, что заказчик предъявил требования к результатам выполнения работ, являющихся объектом закупки, исходя из собственных потребностей, с использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В соответствии с описанием объекта закупки, информационная модель здания (BIM как модель) представляет собой трёхмерную цифровую модель здания, связанную с единой базой данных, которая содержит актуальную и достоверную информацию о физических и функциональных характеристиках объекта строительства и позволяет осуществлять процесс управления виртуальным проектированием и строительством на основе информационных технологий, позволяющих проводить анализ физических и функциональных характеристик здания в цифровом формате до начала строительства. При этом использование BIM технологии подразумевает подход к возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания (к управлению жизненным циклом объекта), предполагающий сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании со всеми её взаимосвязями и зависимостями, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект и проектируется фактически как единое целое. Изменение какого-либо одного из параметров здания влечёт за собой автоматическое изменение остальных связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.
Комиссия принимает во внимание пояснения заказчика и уполномоченного органа о том, что необходимость использования BIM модели обусловлена высокой социальной значимостью и технологической сложностью объекта капитального строительства - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" - проектные работы в отношении которого являются объектом закупки. Кроме того, рассматриваемое лечебное учреждение в период проектирования и реконструкции будет продолжать выполнять свои основные функции. Целями использования вышеназванной модели согласно условиям конкурсной документации являются:
- Градостроительное обоснование размещения объекта строительства;
- Демонстрация (нескольких вариантов) внешнего вида и внутренних объемно- планировочных решений;
- Поиск оптимального решения, наилучшим образом соответствующего функциональным и эстетическим требованиям Заказчика;
- Оценка возможности строительства объекта на данном участке с учетом градостроительных, историко-культурных, социально-экономических, санитарно- гигиенических и экологических требований;
- Предварительная оценка энергоэффективности здания.
- Оценка полноты, качества, обоснованности и соответствия проектных решений требованиям Заказчика;
- Оценка соответствия проектных решений требованиям - Технического регламента о безопасности зданий и сооружений;
- Подсчет объемов материалов, изделий, оборудования.
BIM-технология позволяет решить вышеперечисленные задачи в полном объеме, позволяет в полном объеме удовлетворить потребность заказчика, изложенную в конкурсной документации, а также позволяет накапливать актуальную и достоверную информацию о характеристиках будущего здания и его компонентах и выгружать ее в различных форматах на любой стадии проекта в качестве исходных данных для подсчёта объемов строительных материалов и изделий, проведения аналитических расчетов, визуализации календарных графиков строительства, разработки систем мониторинга, а также диспетчеризации и операционного управления зданием.
Комиссия отмечает, что установленные требования к предоставлению подрядчиком заказчику проектной документации, в том числе, в виде разработанной BIM модели, не может ограничивать количество участников закупки, поскольку разработка и предоставление документации в виде BIM модели не требует наличия у организации, выполняющей такие работы, каких-либо специальных разрешений, лицензий либо свидетельств.
Подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащееся в описании объекта закупки требование о необходимости предоставления заказчику проектной документации, в том числе, в виде разработанной BIM модели, создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что довод подателя жалобы о включении заказчиком в конкурсную документацию в описание объекта закупки требования о необходимости предоставления заказчику проектной документации, в том числе, в виде разработанной BIM модели, ограничивающего количество участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Комиссией установлено, что в пункте 1.3 раздела "Использование информационной модели (BIM модель) Основные требования и этапы выполнения работ" описания объекта закупки конкурсной документации предусмотрено условие о передаче заказчику подрядчиком результатов работ по проектируемому объекту на стадии проектной документации следующим образом:
- Комплект ПСД в формате AdobePDF (версия не ниже 1.7). Файлы PDF должны быть сформированы непосредственно из BIM программ путем печати на "PDF принтер".
- 3D файлы информационной модели(ей) в формате IFC 2x3 и в одном из форматов 3D PDF / 3D DWFX / NWD / P3DB.
Комиссией приняты во внимание пояснения заказчика и уполномоченного органа о том, что указанный формат является обменным, поддерживаемым многими программными продуктами (Revit, ArchiCAD) и позволяющим конвертировать в единый формат документы, созданные при помощи разного программного обеспечения, без потери данных.
В описании объекта закупки заказчиком предусмотрен список известных и используемых в проектировании программных решений, поддерживающих технологию BIM:
- Архитектурные решения: Autodesk Revit Architecture, GraphisoftArchiCAD, Bentley AECOsim Building Designer For Architects, NemetschekAllplan BCM, NemetschekVectorworks, DDS-CAD, Intergraph SmartPlant 3D, AVEVA PDMS
- Конструктивные решения: Autodesk Revit Structure, Tekla Structures, Bentley AECOsim Building Designer For Structural Engineers, NemetschekAllplan BCM, DDS-CAD, Intergraph SmartPlant 3D, AVEVA PDMSDASSAULT SYSTEMES CATIA
- Внутренние инженерные и технологические решения: Autodesk Revit MEP, MagiCAD, Graphisoft MEP Modeller, Bentley AECOsim Building Designer For Mechanical &Electrical Engineers, DDS-CAD, Intergraph SmartPlant 3D,Intergraph SmartPlant P&ID, AVEVA PDMS, Autodesk Inventor
- Схема планировочной организации земельного участка, благоустройство, внеплощадочные и внутриплощадочные сети: AutoCADCivil 3D
- Координация совместной работы и анализ коллизий:
Autodesk Navisworks Manage, Bentley Navigator, Solibri Model Checker
При этом заказчиком в описании объекта закупки конкурсной документации уточнено, что вышеуказанный перечень является справочным и не ограничивает возможность применения другого программного обеспечения, основанного на технологиях BIM, в аналогичных целях.
Подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащееся в описании объекта закупки требование о необходимости передачи заказчику подрядчиком результатов работ по проектируемому объекту на стадии проектной документации, в том числе, в виде 3D файлов информационной модели(ей) в формате IFC 2x3, создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемой конкурсной документации отсутствуют требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки. Следовательно, в рассматриваемой части действия заказчика и уполномоченного органа совершены с соблюдением требований Закона о контрактной системе, а довод подателя жалобы - необоснован.
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, Комиссия установила, что в действиях заказчика и уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Группа РОЯЛ ИМПОРТ" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 октября 2014 г. N 1023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2014