Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 ноября 2014 г. N 1036
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя Управления, членов Комиссии - Я.Ю.Бычковой, начальника отдела контроля закупок, Е.А. Фадеевой, специалиста-эксперта отдела информатизации и контроля рекламы (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Ирнас-М" (630534, Новосибирская область, Новосибирский район, С.Мочище, ул.Обская,7), ООО "МедФор" (620014, г.Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 2/5, оф.73) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Красноярского края (далее -заказчик), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю 28.10.2014 поступили жалобы ООО "Ирнас-М", ООО "МедФор" на действия заказчика - Министерства здравоохранения Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения открытого электронного аукциона (далее - аукцион) "ЭА 5080/14 "На право поставки медицинского оборудования (аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга для эндохирургии) для нужд краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения в рамках реализации Региональной программы по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000114006462.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям части 8 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, было предложено представить в адрес управления пояснения по доводам жалобы.
Существо жалобы: аукционная документация составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
На заседании по рассмотрению жалоб присутствовали:
- представитель заказчика Истомин А.К. (доверенность б/н от 18.08.2014);
- представитель заказчика Плотников А.Ю. (доверенность б/н от 29.10.2014);
- представитель заказчика Лапошниченко Л.В. (доверенность б/н от 29.10.2014);
- представитель заказчика Жегалов П.С. (доверенность б/н от 29.10.2014);
- представитель ООО "Ирнас-М" Высоцкая Я.Е.( доверенность б/н от 10.06.2014);
- представитель ООО "Медфор" Зяблицева А.А. (доверенность б/н от 03.10.2014);
- представитель ООО "Медфор" Ераскин С.Н. (доверенность б/н от 30.10.2014).
Из содержания жалоб следует, что заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на ЭА 5080/14 "На право поставки медицинского оборудования (аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга для эндохирургии) для нужд краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения в рамках реализации Региональной программы по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях". При этом, по мнению подателей жалоб, заказчиком включены требование в описание объекта закупки, которые влекут за собой создание не равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
По мнению подателей жалоб, аукционная документация составлена таким образом, что в один лот объединены медицинское оборудование и инструменты, технологически и функционально не связанные между собой.
Согласно аукционной документации объектом закупки является поставка медицинского оборудования - аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга для эндохирургии. Однако, по мнению подателей жалоб, в один лот закупки включены сам аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга и инструменты для эндоскопических манипуляций.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представитель заказчика пояснил, что требования к запрашиваемым товарам изложены в описании объекта закупки документации об Аукционе (приложение N 2 к информационной карте) и отражают соответствующие потребности получателя медицинского оборудования - КГБУЗ "Краевая клиническая больница".
Утверждение подателей жалоб о том, что "производители рентгеновских аппаратов не имеют в своем ассортименте инструментов", а также "приспособление для эндохирургии - это узко направленное оборудование, которое в нашей стране практически никто не поставляет" не отражает действительности: полной совокупности всех требований, установленных описанием объекта закупки, отвечают как минимум три различные модели независимых производителей, а именно:
Производитель, страна Модель оборудовани
"Philips", Голландия "BY Pulsera"
"GE HealthCare", США "РЕС9900"
"ПРИМАКС Интернейшнл", Франция "Dixion CYBERBlOC"
Таким образом, полный комплект требующегося медицинского оборудования, включая С-дугу и эндоскопические инструменты, могут произвести и поставить как минимум три независимых производителя, что является прямым и очевидным свидетельством наличия конкуренции при проведении Аукциона.
Данная информация подтверждается коммерческими предложениями, полученными КГБУЗ "Краевая клиническая больница" в ходе проведения мониторинга рынка соответствующего медицинского оборудования для обоснования начальной (максимальной) цены при осуществлении закупки. Все коммерческие предложения получены от производителей и/или уполномоченных представителей (дистрибьюторов) производителей медицинской техники, имеющих официальную авторизацию.
Следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников осуществления закупки, если следствием данного расширения станет вероятность получения заказчиком товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части функционально-технических характеристик.
При этом требования к таким функционально-техническим характеристикам приобретаемого оборудования формирует заказчик данных изделий медицинской техники, а не представитель коммерческой организации, конечной целью которого является реализация имеющегося в наличии товара вне зависимости от степени его соответствия потребностям получателя.
Также представитель заказчика отмечает, что Закупаемые в рамках Аукциона изделия медицинского назначения, включающие в себя аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга (далее - "С-дуга") для эндохирургии и сопутствующие медицинские инструменты для эндохирургии, имеют неразрывную функционально- техническую взаимосвязь ввиду следующих причин.
1) Соответствующее медицинское оборудование никогда не будет применяться учреждением-получателем КГБУЗ "ККБ" ни для каких иных целей, кроме проведения эндохирургических манипуляции, так как приобретается только и исключительно для комплекса эндохирургических лечебно-диагностических мероприятий.
2) Приобретаемая "С-дуга" и медицинские инструменты функционально и технически неразрывно связаны по причине необходимости обеспечения полной их совместимости, в том числе по важнейшему параметру визуализации медицинского инструмента: каждая "С-дуга" дает определенное рентгеновское излучение, под действием которого материалы либо становятся видны (так называемые "рентген- позитивные" материалы или "рентгенконтрастные"), либо не видны (так называемые "рентген-негативные" материалы). При этом группа "рентген- позитивных" материалов имеет внутреннюю градацию по степени визуализации под действием рентгеновского излучения (слабо-, средне-, и си льновизуализирующиеся).
Медицинские инструменты, используемые в эндохирургии, должны относится исключительно к категории "рентген-позитивных" и сильновизуализирующихся материалов для адекватного контроля хода выполняемого вмешательства.
Не весь эндоскопический инструментарий может использоваться со всеми без исключения "С-дугами", так как каждый инструментарий у каждого отдельно взятого производителя создается из разных материалов, которые обладают различной рентгенконтрастностью. Для того, чтобы увидеть тот или иной инструментарий под рентген-контролем, необходимы конкретные подобранные характеристики "С-дуги", например - эндопротезы фирмы "Соок" вообще не видны на дугах малой мощности.
Следует учесть, что степень визуализации того или иного медицинского инструмента полностью зависит от его состава, который подбирается производителем лечебно-диагностического комплекса, включающего "С-дугу" и инструменты, индивидуально и со строгим учетом характеристик рентгеновского излучения "С-дуги".
Таким образом, один и тот же инструмент на разных дугах может быть достаточно контрастен, а может быть и не достаточно видим. Это можно проверить только опытным путём, но в данном случае речь идет об "экспериментах", связанных со здоровьем и жизнью людей, что недопустимо.
3. Согласно проведенному Министерством анализу рынка путем направления официальных запросов авторизованным дистрибьюторам требуемого медицинского оборудования, два крупнейших производителя - "Philips Medical Systems Nederland B.V" и "GE OEC Medical Systems, Inc." вообще не смогут принять участие в раздельных аукционах на несвязанные между собой поставки "С-дуги" и сопутствующих медицинских инструментов по причине их неразрывной заводской комплектации и невозможности ценового деления, что делает невозможным последующее обоснование начальной (максимальной) цены контракта с ограничением конкуренции как минимум для двух производителей (а значит - всех соответствующих поставщиков) и является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку, документацию об открытом аукционе в электронной форме, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчик совершил действия по размещению государственного заказа в форме открытого электронного аукциона на "ЭА 5080/14 "На право поставки медицинского оборудования (аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга для эндохирургии) для нужд краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения в рамках реализации Региональной программы по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях".
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, среди прочего, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
Анализ документации открытого аукциона в электронной форме показал, что заказчиком установлены требования к участникам закупки о поставки аппарата рентгеновского передвижного типа С-дуга для эндохирургии.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы заказчик представил доказательства того, что требования, указанные в описании объекта закупки, входящем в состав аукционной документации, отвечают, как минимум трем различным моделям независимых производителей, а именно:
Производитель, страна Модель оборудования
"Philips", Голландия "ВУ Pulsera"
"GE HealthCare", США "ОЕС 9900"
"ПРИМАКС Интернейшнл", Франция "Dixion CYBERBLOC"
Заказчик вышеуказанную информацию подтверждает официальными запросами авторизованными дистрибьюторами медицинского оборудования, два крупнейших производителя - "Philips Medical Systems Nederland B.V" и "GE OEC Medical Systems, Inc.".
Согласно ответу "Philips Medical Systems Nederland B.V" (исх.N 120 950/1 от 05.11.2014) данное оборудование не производится, не комплектуется и не поставляется без соответствующего набора эндоскопических инструментов.
Из ответа "GE OEC Medical Systems, Inc." (исх 913/2 от 05.11.2014) следует, что использование С-дуги для выполнения эндохирургических манипуляций без медицинских инструментов, входящих в единый лечебно-диагностический комплекс не возможно.
Комиссия красноярского УФАС России пологает, что только в случае приобретения лечебно-диагностического комплекса, включающего и "С-дугу" и инструменты, врач-эндохирург имеет полную гарантию производителя по функциональной совместимости приобретаемого комплекта.
Приобретение "С-дуги" без подобранного производителем этой же "С- дуги" медицинского инструмента влечет за собой высокие риски последующей невозможности подбора достаточно контрастного инструмента, следствием чего станет неэффективное использование дорогостоящего медицинского оборудования, а также неспособность КГБУЗ "ККБ" оказывать соответствующую медицинскую помощь.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС пришла к выводу о том, что заказчиком, при утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме не были нарушены требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106, Закона о контрактной системе, пунктом 3.37 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 N 498 "Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобы ООО "МедФор", ООО "Ирнас-М" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю.Бычкова |
|
Е.А.Фадеева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Фадеева Екатерина Андреевна
211 18 30
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 ноября 2014 г. N 1036
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2014