Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 ноября 2014 г. N 2163
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
И.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика - Побединская Н.В., Прикрева Ю.А., Шаталов О.В.
от уполномоченного органа -Кащаев И.В., Мещерякова О.В.,
от ООО "Промгидрострой" - Гришко Д.А.
от ООО "Мастер" - Алоян М.В.
от ООО "Гидрострой 28" - представитель на рассмотрение не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "Промгидрострой", ООО "Мастер", ООО "Гидрострой 28" на действия заказчика комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченный орган комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300001114000787 Подрядные работы на объекте "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 160 мест в 528 квартале г. Ставрополя, ул. 45 Параллель, 18".
По мнению заявителей жалоб, действия заказчика в части составления документации аукциона, не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Представители уполномоченного органа пояснил следующее:
Документация аукциона в электронной форме была составлена с учетом требований Закона 44-ФЗ. Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Представитель муниципального заказчика пояснил следующее:
По мнению общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой 28" установление требований к брускам в части норм ограничения пороков в пунктах 15,16,18,19 раздела 3 технического задания не соответствуют требованиям государственного стандарта. С доводами заявителя заказчик не согласен по следующим основаниям.
Согласно пункту 2.2 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяют на пять сортов (отборный 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице.
Установленные требования к брускам в части норм ограничения пороков в техническом задании сформированы в соответствии с указанной таблицей. Дополнительные требования к пиломатериалам пункта 2.7, предназначенным для специального судостроения, установлены подпунктами 2.7.1 и 2.7.2 ГОСТа.
Таким образом, характеристики, установленные в техническом задании согласно государственных стандартов, и разъяснения в полной мере позволяют потенциальному участнику закупки сформировать первую часть заявки.
По доводам жалобы общества с ограниченной ответственностью "МАСТЕР" заказчик пояснил следующее.
Требования к характеристикам пленки диффузионной сформированы заказчиком в соответствии с информацией о функциональных характеристиках товара используемого при выполнении работ, размещенной на сайтах производителей и поставщиков требуемого товара. Кроме того, данная позиция предоставляет возможность использования эквивалентного товара.
Понятие щебня установлены заказчиком в полном соответствии с разделом 3 "Определения" ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия":
- "щебень из горных пород: Неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления".
Понятие песка в позиции 24 установлено заказчиком в полном соответствии с разделом 3 ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия":
- "природный песок: Неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования".
Требования к материалам - щебень из горных пород и природный песок, в позициях не исчерпываются указанием на понятие строительного материала и позволяют сформировать предложение участника закупки.
Заказчиком установлены требования к доскам и брускам обрезным и необрезным. В соответствии с ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" к пиломатериалам хвойных пород относятся следующие породы: сосна, ель, пихта, лиственница и кедр. В связи с чем заказчиком установлено: "Пиломатериалы хвойных пород (сосна, ель, пихта, лиственница или кедр) должны представлять из себя доски обрезные".
Кроме того, в соответствии с запросами участников закупки о трактовании заказчиком показателей, указанных с союзами и знаками препинания, были размещены разъяснения положений документации о том, что "участник закупки формирует заявку в соответствии с правилами русского языка, в том числе, и в части применения союзов и знаков препинания".
На поступивший запрос участника закупки по позиции 35 "Мастика" 08.10.2014 заказчиком были размещены разъяснения о том, что в заявке на участие в электронном аукционе участник обязан указывать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, при наличии государственных стандартов, соответствующие их требованиям, а также сведениям производителей товаров (материалов). Исключение составляют диапазонные или иные значения показателей, конкретизировать которые не представляется возможным.
Таким образом, в описании объекта закупки заказчиком были использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения или терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, характеристики, установленные в техническом задании, и разъяснения в полной мере позволяют потенциальному участнику закупки сформировать первую часть заявки.
В части указания в части IV аукционной документации "Проект контракта" (пункт 4.3.8) рекомендации учитывать ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" заказчик пояснил следующее.
Пунктом 4.3.8 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить на объекте необходимые мероприятия по технике безопасности, во время проведения работ, противопожарные мероприятия.
При этом указание на Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) носит рекомендательный характер и не является в соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора строительного подряда. Таким образом, содержание проекта контракта в указанной части не препятствует участникам закупки в формировании заявок на участие в электронном аукционе и не влечет отказ в допуске участников закупки к участию в электронном аукционе или признание заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона 44-ФЗ внеплановую проверку закупки отмечает:
Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - муниципальный заказчик) обратился в комитет с просьбой организовать и провести электронный аукцион на закупку подрядных работ на объекте "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 160 мест в 528 квартале г. Ставрополя, ул. 45 Параллель, 18 (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона и документация об аукционе, утвержденная муниципальным заказчиком и согласованная комитетом, 23 сентября 2014 года были размещены на официальном сайте РФ www.zakuрki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с действующим законодательством.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.11.2014 года 08 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе - 13.11.2014 года.
Дата проведения аукциона - 17.11.2014 года.
До окончания срока подачи заявок подано 03 (три) заявки на участие в аукционе с порядковыми номерами 1, 2, 3, зарегистрированных оператором электронной площадки.
1. Довод ООО "Гидрострой 28" о введении участников закупки в заблуждение в связи с содержанием в документации об аукционе разных требований к материалам является несостоятельным по следующим основаниям.
Документация об аукционе, утвержденная муниципальным заказчиком и согласованная комитетом в соответствии с пунктом 2.1.5 Порядка взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением главы администрации города Ставрополя от 13.01.2014 N 47 "Об уполномоченных органах в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков", в своем составе содержит:
Часть.I Общие условия проведения электронного аукциона.
Часть II. Информационная карта электронного аукциона.
Часть III. Техническое задание:
Раздел. 1. Общие требования к объекту закупки.
Раздел 2. Сметная документация.
Раздел 3. Требования к товарам, используемых при выполнении работ.
Раздел 4. Проектная документация.
Часть IV. Проект контракта
Часть V. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В документацию об аукционе 4 раза вносились изменения.
Изменения NN 2, 4, опубликованные на официальном сайте РФ www.zakuрki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", 07.10.2014 (12 час. 25 мин.) и 16.10.2014 (10 час. 03 мин.) соответственно, внесены непосредственно в извещение о проведении аукциона, а также в проект контракта и в обоснование начальной (максимальной) цены контракта (Части IV, V документации об аукционе) и не затрагивали Раздел 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об аукционе.
В Раздел 3 "Требования к товарам, используемых при выполнении работ" Части III "Техническое задание" документации об аукционе были внесены изменения: 26.09.2014 (15 час. 22 мин.) и 10.10.2014 (10 час. 47 мин.), в связи с чем вышеуказанный раздел излагался в новой редакции: в первый раз приложением N 3, во второй раз - приложением 1.
Таким образом, файлы "Приложение N 3", "Приложение 1" - это Раздел 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание", изложенный в новых редакциях, одна из которых недействующая - от 26.09.2014 (поскольку опубликована ранее), а другая действующая - от 10.10.2014 (поскольку опубликована позднее и отменяет опубликованную ранее редакцию).
В функционал официального сайта РФ www.zakuрki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не входит автоматическое удаление недействующих редакций.
Кроме того, Приложение N 3 является недействующим в отношении Раздела 3 "Требования к товарам, используемых при выполнении работ" Части III "Техническое задание", но действует применительно к измененным им частям I "Общие условия проведения электронного аукциона", II "Информационная карта электронного аукциона".
В отношении Раздела 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание" действующей редакцией является редакция, опубликованная 10.10.2014, изменением 3 (Приложение 1).
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки_ Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Также в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 33 Закон 44-ФЗ "описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, _ использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
Доводы заявителей, изложенные в жалобах, в отношении установления требовании об используемых материалах не нашли своего подтверждения. Заказчиком в разделе 3 документации об электронном аукционе установлены требования к используемым материалам по обжалуемым позициям в соответствии с ГОСТами.
3. В отношении установленных требованиях к кабелю ААБбШв-1,5х16, комиссии в ходе рассмотрения заказчиком были представлены сведения о том, что проектно-сметная документация по объекту "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 160 мест в квартале 528 г. Ставрополя, ул. 45 Параллель,18" прошла федеральную экспертизу в Ростовском филиале ФАУ "Главгосэкспертиза России", получено положительное заключение по проектной документации и результатам инженерных изысканий, по достоверности определения сметной стоимости, а также представлена информация от проектной организации о наличии названного материала в проектно-сметной документации.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком при формирования аукционной документации не созданы преимущественные условия участия в торгах определенным участникам закупки, не созданы какие-либо препятствия для доступа к участию в торгах, не ограничена конкуренция между участниками электронного аукциона.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя не установлены нарушения требований Закона.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Промгидрострой", ООО "Мастер", ООО "Гидрострой 28" на действия заказчика комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченный орган комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300001114000787 Подрядные работы на объекте "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 160 мест в 528 квартале г. Ставрополя, ул. 45 Параллель, 18" - необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Е.А. Соколов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 ноября 2014 г. N 2163
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2014