Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 октября 2014 г. N 2044
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
Начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика - Таций У.В., Шаталов О.В.
от уполномоченного органа -Кащаев И.В., Мещерякова О.В.,
от ООО ПКФ "Инвест Строй 2013" - Попова Е.В.
от ООО "Югтрасстрой" - Наумов И.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО ПКФ "Инвест Строй 2013", ООО "Югтрасстрой" на действия заказчика комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, уполномоченный орган комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300001114000732 Работы по строительству дождевой канализации на территории 204 квартала города Ставрополя.
По мнению заявителей жалобы, действия заказчика в части составления документации аукциона, не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Представители уполномоченного органа пояснил следующее:
Документация аукциона в электронной форме была составлена с учетом требований Закона 44-ФЗ. Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Представитель муниципального заказчика пояснил следующее:
По мнению общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Инвест Строй 2013" раздел 3 технического задания устанавливает характеристики, которые не позволяют подготовить первую часть заявки. С доводами заявителя заказчик не согласен по следующим основаниям.
В позициях N 15, 20 "Бетон тяжелый" заказчиком установлены требования к техническим характеристикам бетона в соответствии с ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" и ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" в том числе и в наименовании показателя "Предел прочности при сжатии после пропаривания, МПа (кг/см2), не ниже 24 (240)". Согласно ГОСТ 310.4-81 "Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии" предел прочности при сжатии отдельного образца вычисляют как частное от деления величины разрушающей нагрузки (в кгс) на рабочую площадь пластинки (в см2). Кроме того, как видно из ГОСТ 10178-85, предел прочности установлен в двух единицах измерения в МПа (мегапаскалях) и кгс/см2, которая указывается и как кг/см2. Цифровые значения 24 (240) установлены в полном соответствии с ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия".
По позициям N 10, 11, 12, 13, 14 заказчиком установлены требования к доскам и брускам обрезным и необрезным. В соответствии с ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" к пиломатериалам хвойных пород относятся следующие породы: сосна, ель, пихта, лиственница и кедр. В связи с чем заказчиком установлено по позиции 11, например, установлено: "Пиломатериалы хвойных пород (сосна, ель, пихта, лиственница или кедр) должны представлять из себя доски обрезные".
В адрес заказчика поступил запрос участника закупки следующего содержания: "В инструкции по заполнению не указано как читать ",". Если пользоваться правилами русского языка, то Заказчику требуются пиломатериалы (сосна, ель, пихта обязательно и на выбор лиственница или кедр). Разъясните, пожалуйста. Нужно указать 4 вида пиломатериалов или все же один?".
24 сентября 2014 уполномоченным органом был размещен ответ заказчика: "Согласно правил русского языка знак препинания "," указывает на необходимость указания участником закупки конкретных значений по всем показателям, вместе с тем союз "или" употребляются в качестве разделительного и устанавливают участнику закупки право выбора показателя. Участник закупки в заявке на участие в аукционе в электронной форме обязан указывать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (в том числе проектно-сметной документации), соответствующие требованиям государственных стандартов и сведениям производителей товаров (материалов)".
Таким образом, характеристики, установленные в техническом задании согласно государственных стандартов, и разъяснения в полной мере позволяют потенциальному участнику закупки сформировать первую часть заявки.
По доводам жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЮГТРАС-СТРОЙ" заказчик пояснил следующее.
Позицией N 29 "Щебень" заказчиком установлены требования к щебню из природного камня для строительных работ в соответствии с ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия". Согласно данной позиции установлена необходимость использования щебня маркой дробимости не менее 800 одной из видов пород: осадочной, метаморфической, из изверженных пород или гравия. Соответственно и потеря массы у каждой из пород будет различна. Наименование характеристики "потеря массы при испытании" и предельные значения по потере массы установлены заказчиком согласно таблиц 3, 4, 5 государственного стандарта. Наибольшее значение, установленное техническим заданием - 25% соответствует щебню из изверженных пород.
Показатели морозостойкости: "Марка по морозостойкости не менее F50. _Число циклов замораживания-оттаивание должно быть не менее 50; потеря массы после испытания не более 5%" также установлены заказчиком в соответствии с таблицей 8 государственного стандарта. Так, число циклов замораживание-оттаивание соответствует марке по морозостойкости, например, число циклов 100 - марка F100. Потеря массы в размере 5% наибольшая для марок от F50 и более.
Понятие щебня в позициях N 28, 29 установлены заказчиком в полном соответствии с разделом 3 "Определения" ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия":
- "щебень из горных пород: Неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления".
Понятие песка в позиции N 24 установлено заказчиком в полном соответствии с разделом 3 ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия":
- "природный песок: Неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования".
В соответствии с примечанием в пункте 2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", устанавливающем требования к номинальным размерам толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками, по требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице. В связи чем, установление заказчиком требований к ширине необрезных досок не противоречит требованиям государственного стандарта.
По позиции N 15 "Бетон тяжелый" заказчиком установлено: "Класс бетона по прочности на сжатие требуется В15; марка бетона необходима М200". Данное требование сформировано в соответствии с информацией о функциональных характеристиках товара используемого при выполнении работ, размещенной на сайтах производителей и поставщиков требуемого товара, не ограничивают конкуренцию и не противоречат действующим стандартам, например, ГОСТ 25820-2000 "Бетоны легкие. Технические условия" содержит приложение Б "Соотношение между классом и маркой бетона по прочности на сжатие". Также соотносимость класса и марки бетона содержалась и в прежней редакции ГОСТ 26633 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" от 1991 года.
Позицией N 16 установлены требования к раствору готовому кладочному цементному М100 согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", в том числе и в части отклонения средней плотности раствора в сторону увеличения. Также техническое задание содержит требование об использовании тяжелого или легкого бетона. Согласно пункта 3.1.3 указанного государственного стандарта по средней плотности бетоны подразделяют на легкие и тяжелые. Средняя плотность тяжелых бетонов 1500 и более кг/м3, а легких менее 1500 кг/м3. Указание на использование того или иного бетона в техническом задании позволяет, по мнению заказчика, установить и отклонение средней плотности.
Позицией N 30 раздела 3 документации об электронном аукционе установлены требования к мастике битумной кровельной горячей в соответствии с ГОСТ 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия" Согласно пункту 1.2 государственного стандарта "условное обозначение марок мастики состоит из ее названия - мастика битумная кровельная горячая и цифры, обозначающей теплостойкость мастики определенной марки. В обозначение марок мастики с добавками антисептиков или гербицидов после обозначения теплостойкости добавляют соответственно букву А или Г. Пример условного обозначения мастики теплостойкостью 55°С: МБК-Г-55. То же, с добавкой антисептика: МБК-Г-55А. То же, с добавкой гербицидов: МБК-Г-55Г".
Заказчиком не установлено требование к наименованию мастики ни без гербицидов или антисептиков, ни с ними, а говорится об использовании той или иной марки мастики, в составе которых может входить антисептик или гербицид.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее:
Действия заказчика и уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона 44-ФЗ внеплановую проверку закупки отмечает:
Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее -заказчик) обратился в комитет с просьбой организовать и провести электронный аукцион на закупку работ по строительству дождевой канализации на территории 204 квартала города Ставрополя (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона и документация об аукционе, утвержденная муниципальным заказчиком и согласованная комитетом, 04 сентября 2014 года были размещены на официальном сайте РФ www.zakuрki.gov.ru информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с действующим законодательством.
Начальная (максимальная) цена контракта (лота) - 24 884 704,03 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 17.10.2014 года 14 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе - 24.10.2014 года.
Дата проведения аукциона - 27.10.2014 года.
До окончания срока подачи заявок подано 06 (шесть) заявок на участие в аукционе с порядковыми номерами 1-6, зарегистрированных оператором электронной площадки.
1. В документацию об аукционе дважды вносились изменения. Изменение N 1 (об исключении из документации об аукционе позиции N 14 "Доски необрезные хвойных пород") размещено комитетом 17.09.2014, а изменение N 2 (об изложении Раздела 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" в новой редакции) - 01.10.2014, что подтверждается журналом событий закупки на официальном сайте РФ www.zakuрki.gov.ru информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Таким образом, довод ООО "ЮГТРАССТРОЙ" о невозможности установления необходимости наличия в составе заявки позиции N 14 является несостоятельным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки_ Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Также в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 33 Закон 44-ФЗ "описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, _ использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
Доводы заявителей, изложенные в жалобах, в отношении установления требовании об используемых материалах не нашли своего подтверждения. Заказчиком в разделе 3 документации об электронном аукционе установлены требования к используемым материалам по позициям 10,11,12, 13,14,15,16,20,24,28,29,30 в соответствии с ГОСТами.
3. Довод ООО "ЮГТРАССТРОЙ" о том, что раздел 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" содержит только текстовую информацию, но размещен в формате, который препятствует копированию фрагментов текста, что в свою очередь является нарушением части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 Закона 44-ФЗ, является несостоятельным по следующим основаниям.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положений, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Данные положения подтверждаются и Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 N 147.
Также согласно пункта 2.9.2 Регламента размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на общероссийском официальном сайте - в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, PDF, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf.
Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например, mp3, avi, exe.
Кроме того, на официальном сайте установлен алгоритм контроля действий по размещению закупок предусматривающий автоматическую проверку системой соблюдения заказчиками (уполномоченными органами) нормативных положений, в том числе требований Закона N 44-ФЗ, а также технического обеспечения возможности доступа к открытой информации.
Действия заказчика и уполномоченного органа при размещении заказа соответственно прошли такую проверку, и по результатам которой ошибок обнаружено не было, что подтверждает правомерность размещения документации в формате PDF.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком при формирования аукционной документации не созданы преимущественные условия участия в торгах определенным участникам закупки, не созданы какие-либо препятствия для доступа к участию в торгах, не ограничена конкуренция между участниками электронного аукциона.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя не установлено нарушений требований Закона.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО ПКФ "Инвест Строй 2013", ООО "Югтрасстрой" на действия заказчика комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, уполномоченный орган комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300001114000732 Работы по строительству дождевой канализации на территории 204 квартала города Ставрополя - необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Н.Г. Дацко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 октября 2014 г. N 2044
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2014