Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 7 ноября 2014 г. N 5-2/275-14
Резолютивная часть решения вынесена 07.11.2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 12.11.2014 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Ягольницкая Д.С. - председатель комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
Тур Л.Н. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля закупок,
Васянович Ю.Р. - член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
рассмотрев жалобу ООО "Специализированная консалтинговая организация "Северо-Западный Тендерный Центр" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении аукциона в электронной форме на строительство пяти квартирного жилого дома "под ключ" в с. Мегра, Вытегорского района, Вологодской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (N 0130300016614000160) в присутствии представителей: от Уполномоченного органа - Шульгина А.И. по доверенности б/н от 06.11.2014 г., от Заказчика - Климчука С.А. по распоряжению от 14.01.2011 г., от Участника закупки - Викановой В.А. по доверенности от 06.11.2014 г.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба от ООО "Специализированная консалтинговая организация "Северо-Западный Тендерный Центр" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении аукциона в электронной форме на строительство пяти квартирного жилого дома "под ключ" в с. Мегра, Вытегорского района, Вологодской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (N 0130300016614000160), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель не согласен с положениями документации об аукционе в электронной форме.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились.
Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения представителей сторон, пришла к следующему выводу.
10.10.2014 Уполномоченный орган опубликовал закупку N 0130300016614000160 на официальном сайте zakupki.gov.ru.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Одним из способов определения поставщика является аукцион в электронной форме.
По части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
На основании части 2 статьи 60 Закона о контрактной системе документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Комиссия по контролю в сфере закупок, изучив закупочную документацию, пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Предметом закупки является выполнение работ по строительству "под ключ".
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Разделом II "Техническое задание" документации об аукционе определены работы как осуществление единого непрерывного комплексного процесса создания готовой строительной продукции, включающей в себя проектирование, выполнение строительных и монтажных работ "под ключ".
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Объединение Заказчиком в один лот работ по строительству "под ключ" с работами по пожарной безопасности обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к работам, являющихся значимыми для Заказчика.
Объединение работ по подготовке проектной документации, строительству и работам по пожарной безопасности позволит обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.
Заявка, направляемая участником закупки на участие в аукционе в электронной форме, состоит из двух частей.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участнику закупки о его соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исполняя данную норму закона, Заказчик установил в пункте 21 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об аукционе следующее:
Вторая часть заявки должна содержать:
2. документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, или копии этих документов:
2.1. копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Виды работ в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624:
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
2.2. копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Виды работ в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624:
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Ограничение в соответствии с Градостроительным кодексом РФ: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. 6 или 7 ст. 55.16 Градостроительного Кодекса РФ.
2.3. копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Работы и услуги, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений":
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
или
копия действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Вид работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г. N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности":
- производство работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
Пунктом 10.9 раздела II "Техническое задание" документации об аукционе предусмотрена установка пожарной сигнализации.
Участник закупки сообщает, что монтаж пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, является лицензируемым видом деятельности. Во второй части заявки Заказчик не требует представить копию лицензии на установку пожарной сигнализации.
Комиссия по контролю в сфере закупок находит довод Заявителя обоснованным.
Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Статьей 12 Закона о лицензировании предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС).
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.
Лицензия выдается непосредственно лицу, которое обратилось с заявлением в МЧС, и такой документ не предполагает возможности привлечения субподрядчика.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ. Пункт 33 Перечня включает в себя работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Свидетельство дает возможность привлекать субподрядчиков на выполнение строительных работ.
Лицензирование и виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, регулируются разными нормативно-правовыми актами. Соответственно МЧС выдает лицензии, а саморегулируемые организации - свидетельства.
Закон о контрактной системе предъявляет требования к участнику закупки. Участник закупки должен соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа сообщили, что дают возможность подрядчику привлечь субподрядчика на выполнение работ по установке пожарной сигнализации. Однако данная информация отсутствует в положениях закупочной документации.
Заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Наличие у участника закупки свидетельств и лицензии дает возможность выполнять работы, являющихся предметом закупки.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО "Специализированная консалтинговая организация "Северо-Западный Тендерный Центр" признается обоснованной.
Комиссия по контролю в сфере закупок на основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированная консалтинговая организация "Северо-Западный Тендерный Центр" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель |
_________________: |
Ягольницкая Д.С.
Тур Л.Н.
Васянович Ю.Р. |
Члены комиссии |
_________________:
_________________:
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 7 ноября 2014 г. N 5-2/275-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2014