Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 октября 2014 г. N 2242
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, при участии представителей заказчика - Администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования (далее - заказчик) <_>, а также в отсутствии представителей заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива строительства" (далее - заявитель, ООО "Перспектива строительства"), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, рассмотрев жалобу ООО "Перспектива строительства", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
14.10.2014 г., в Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива строительства" на действия заказчика, связанные с проведением электронного аукциона (реестровый N 0134300078914000032) на право заключения контракта на капитальный ремонт дамбы на р. Белая в пос. Тайтурка Усольского района (далее - электронный аукцион).
В своей жалобе заявитель указывает, что при утверждении и размещении документации об электронном аукционе, заказчиком были нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Так, заявитель обращает внимание, что в проекте контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе, в нарушение требований ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, не установлена фиксированная сумма штрафа, определяемая в порядке, установленном Правительством РФ.
В обоснование своей позиции, заявитель также ссылается на положения Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063.
По мнению заявителя, в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не содержит инструкцию к заполнению заявки на участие в электронном аукционе, отсутствует расшифровка всех используемых заказчиком символов, таких как: "от", "до", "<", ">", диапазон, менее, не менее, более, не более и т.д.
Заявитель указывает, что в документации об электронном аукционе, заказчик устанавливает требования о наличии у участников закупки допуска к конкретным видам работ, а также одновременно с этим СРО на генподряд.
В этой связи, заявитель полагает, что заказчиком нарушены требования п.2 ч.6. ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявитель полагает, что заказчиком были нарушены требования п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, в связи с установлением в Ведомости материалов требований к составу материалов, используемых в ходе выполнения работ.
Указанные требования, по мнению заявителя, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронному аукционе.
В обосновании своего довода, заявитель указывает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации
Заказчиком были представлены письменные возражения по жалобе, согласно которым, доводы заявителя являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п.6.1 проекта контракта установлены, что стороны несут материальную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязательств, в соответствии с действующим законодательством.
В этой связи заказчик полагает, что размер штрафа легко рассчитывается в соответствии с действующим законодательством.
Во исполнение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе предусмотрена Главой V документации об электронном аукционе.
Символы, а также слова "не менее", "не более" "диапазон", используемые заказчиком, являются общеизвестными и общераспространенными, в связи с чем, не нуждаются в их расшифровке.
Требования о наличии у участников закупки допусков к конкретным видам работ, установлено в соответствии с действующим законодательством, а также обусловлено необходимостью выполнить работы по контракту собственными силами и средствами.
Требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в области организации строительства, также соответствует требованиям ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
27.09.2014 г., заказчиком, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), размещено извещение о проведении электронного аукциона (реестровый номер извещения 0134300078914000032), а также документация по проведению аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт дамбы на р.Белая в пос. Тайтурка Усольского района" (далее - документация об электронном аукционе).
14.10.2014 г. состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, по результатам которой, единой комиссией заказчика был составлен Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0134300078914000032 от 14.10.2014 г. (далее - Протокол рассмотрения заявок).
17.10.2014 г. состоялась процедура проведения электронного аукциона.
Как установлено Комиссией Иркутского УФАС России, документация об электронном аукционе утверждена должностным лицом Администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования.
Одним из приложений к документации об электронном аукционе является проект муниципального контракта (далее - Проект контракта).
В силу ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.6.1 Проекта контракта, стороны несут материальную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязательств, в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Проект контракта не содержит указание на фиксированную сумму штрафа, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, заказчиком при утверждении документации об электронном аукционе были нарушены требования ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системы, а также Правил.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что документация об электронном аукционе содержит главу V "Инструкция участникам закупки по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция).
Изучив указанную Инструкцию, Комиссия Иркутского УФАС России не находит оснований считать ее противоречащей требованиям законодательства о контрактной системе, а также не позволяющей участникам закупки надлежащим образом сформировать свои заявки на участие в электронном аукционе.
Следовательно, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о соблюдении заказчиком требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Изучив требования документации об электронном аукционе к участникам закупок, Комиссией Иркутского УФАС России было установлено, что указанные требования установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Так, положениями ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ).
Проектом контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить собственными силами и средствами работы, предусмотренные настоящим контрактом и сдать их результат Заказчику (субподряд не предусмотрен) (пп.ж п.4.3 Проекта контракта).
В соответствии с ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, условие, предусмотренное Проектом контракта, о выполнении подрядчиком работ по контракту собственными силами и средствами соответствует положениям ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая обязанность подрядчика выполнить работы собственными силами и средствами, во исполнение ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, заказчиком установлены требования о наличии у участников закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ.
Изучив требования заказчика, содержащиеся в Ведомости материалов, предъявляемые к химическому составу, Комиссия не находит заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки предусмотрены ст.33 Закона о контрактной системе, из совокупности которых следует, что предмет контракта (объект закупки) определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственных нужд и потребностей.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих ограничение его возможности предоставить надлежащее предложение в составе его заявки на участие в электронном аукционе, а равно доказательств, подтверждающих невозможность подачи им заявки на участие в электронном аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы по существу было также установлено, что к окончанию срока подачи заявок, на участие в электронном аукционе было подано 4 (четыре) заявки.
Таким образом, Комиссией Иркутского УФАС России не добыто доказательств, подтверждающих ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия Иркутского УФАС России находит доводы заявителя обоснованными в части отсутствия в Проекте контракта фиксированной суммы штрафа, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива строительства" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.5 ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений отмене Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0134300078914000032 от 14.10.2014 г., Протокола проведения электронного аукциона 0134300078914000032 от 17.10.2014 г., внесения изменений в документацию об электронном аукционе, а также продления срока подачи заявок, в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Копии решения и предписания направить сторонам по жалобе.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 октября 2014 г. N 2242
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2014