Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 27 октября 2014 г. N 260/03-14-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок в составе:
Зам.председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
Фокиной Т.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС,
Панкратовой В.Д. - специалиста отдела КЗ Кировского УФАС,
в присутствии:
Малкова А.В., Новоселовой И.А.- представителей администрации муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области, по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива Строительства",
У С Т А Н О В И Л А:
20.10.2014 г. в Кировское УФАС России из ФАС России перенаправлена жалоба ООО "Перспектива Строительства" (далее - Заявитель) на действия Администрации Омутнинского района Кировской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ детский сад "Аленушка" г. Омутнинска Кировской области (номер извещения 0140300031114000014).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24641567 рублей.
Заявитель сообщает о незаконном включении в один лот со строительными работами иных работ, требующих лицензии, выданной МЧС, и требования копии соответствующей лицензии, указание в техзадании в требованиях к материалам на соответствие ТУ (п. 17 Линолеум), на соответствие бетона ГОСТ 26633-91, утратившему силу, а также на указание химического состава стали по поз. 41, что ограничивает количество участников аукциона и нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и ст. 17 Закона о защите конкуренции. Просит обязать заказчика устранить допущенные нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены надлежащим образом заверенные копии документации о проведении аукциона, протоколов аукциона, пояснения по существу жалобы.
На основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе Заказчику направлено требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 27.10.2014 г.
Заявитель, извещенный о дате времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание комиссии Кировского УФАС РФ не обеспечил.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, в которых указано, что требование о наличии копии лицензии, выданной МЧС, на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выставлено с учетом решения Кировского УФАС России по аналогичному аукциону, требований ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Сообщил, что пункт 17 Технического задания (раздел "Товары") содержит описание технических характеристик линолеума огнезащитного с указанием толщины защитного слоя, класса, пожарной безопасности для общественных зданий и сооружений (дошкольных учреждений). Учитывая, что подготовка проектно-сметной документации и технического задания началась в 2011 г. по технической ошибке при корректировке последнего не был изменен ГОСТ 26633-91 на ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", содержащий аналогичные характеристики бетона. Пояснили, что в п. 41 Раздела "Товары" Технического задания указаны качественные характеристики стали группы общего назначения, в т.ч. по химическому составу, соответствующие ГОСТ 14918-80. Считают, что требования к товарам, установленные в Техническом задании не препятствуют участию в аукционе. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы, комиссия приходит к следующим выводам.
30.09.2014 г. администрацией муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ д/с "Аленушка" г.Омутнинска (номер извещения N 0140300031114000014).
Документация электронного аукциона утверждена постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 29.09.2014 г N 1827.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 24641567 руб.
В соответствии с п.2 ч.1. ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 27 Информационной карты документации установлено требование к содержанию второй части заявки, которая должна содержать в т.ч. копию лицензии, выданной МЧС, на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Техническим заданием документации об аукционе установлен перечень работ, подлежащих выполнению (установка противопожарных дверей, ограждения лестничных проемов, лестничные марши, пожарные лестницы и т.д.). Кроме того, указаны требования к техническим и функциональным характеристикам основных материалов, используемым при выполнении работ.
Статьей 12 Закона о лицензировании предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, Перечень, которых утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624.
Исходя из вышеизложенного, лицензирование и виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, регулируются разными нормативно-правовыми актами. Соответственно Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдает лицензии, а саморегулируемые организации - свидетельства.
Учитывая, что при проведении капитального ремонта требуется в т.ч. выполнение работ, подлежащих лицензированию, Заказчиком обоснованно выставлено требование о наличии во второй части заявки копии лицензии, выданной МЧС, на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Установка противопожарных дверей, пожарных лестниц имеет общее целевое назначение с другими строительными работами и образует единое целое с объектом строительства. Указанные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции. Объединение работ по строительству, а также производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в один лот позволяет обеспечить как быстрое и качественное их выполнение, так и рациональное расходование бюджетных средств, что полностью отвечает целям действующего законодательства и обеспечивает реализацию публичных интересов.
Само по себе требование о наличии свидетельства СРО одновременно с лицензией МЧС, не противоречит действующему законодательству, получение одного из указанных документов не исключает возможность получения другого. Предъявление указанных требований в данном случае целесообразно не противоречит целям и задачам торгов, отвечает потребностям заказчика и интересам государства.
Техническим заданием в составе документации определен перечень товаров, используемых при выполнении работ, с указанием требований к характеристикам.
Так, в п. 17 раздела "Товары" указаны требования к характеристикам линолеума огнезащитного ГОСТ 18108-80, ГОСТ 7251-77, ТУ 5771-021-54031669-2009, ТУ 5771-015-54031669-2009, ГОСТ 11529, ГОСТ 30244-94, толщина не менее 2 мм, толщина защитного слоя не менее 0,7 мм, класс 34, пожарная безопасность не ниже Г1, В2, РП1, Д2, Т2; в п.п. 73, 74 установлены характеристики к крану шаровому муфтовому 11Б27П1, диаметром 15 мм и 25 мм соответственно - соответствие ТУ 374-00145630722-2003, климатические исполнения по ГОСТ 15150-69 УХЛ У, класс герметичности по ГОСТ 9544-93А; в п. 41 указаны характеристики стали листовой со ссылкой на ГОСТ 14918-80 с указанием массовой доли серы не более 0,045% и фосфора - не более 0,04 %.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положений о том, что в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, запрещается приобретение товаров, производимых единственным производителем, действующее законодательство не содержит. Соответственно, указание на ГОСТ и ТУ, определяющие соответствие товара определенным техническим требованиям, само по себе не свидетельствует об ограничении количества участников аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ д/с "Аленушка" с использованием товара в соответствии с потребностями заказчика.
Кроме того, ГОСТ 14918-80 содержит качественные характеристики стали группы общего назначения, в т.ч. по химическому составу с указанием массовой доли серы не более 0,045% и фосфора - не более 0,04 %, следовательно, п. 41 Технического задания соответствует требованиям ГОСТ и не может ограничивать количество участников аукциона.
Ссылка в Техническом задании в п. 14 Бетон тяжелый, класс В 7,5 (М 100) на ГОСТ 26633-91 вместо 26633-2012 может считаться технической ошибкой, связанной с началом подготовки проектно-сметной документации и технического задания (2011 г.), не влекущей невозможность участником закупки предложить к использованию бетон, соответствующий характеристикам, соответствующим потребностям заказчика: морозостойкость не ниже А50, водонепроницаемость не менее W4.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.10.2014 N 0140300031114000014 на участие в аукционе было подано 3 заявки, что также свидетельствует об отсутствии в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 106,112 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Перспектива Строительства" на действия Администрации Омутнинского района Кировской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ детский сад "Аленушка" г. Омутнинска Кировской области (номер извещения 0140300031114000014).
Зам.председателя комиссии И.Н.Фуфачева
Члены комиссии Т.Н. Фокина
В.Д.Панкратова
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 27 октября 2014 г. N 260/03-14-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2014