Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23 октября 2014 г. N 163/2014
Резолютивная часть объявлена 23 октября 2014 г.
Изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев дело N 163/2014 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт" (далее - ООО "СтройЭксперт", заявитель) на действия единой комиссии заказчика - Федерального казенного профессионального образовательного учреждения "Курский музыкальный колледж-интернат слепых" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКПОУ "КМКИС" Минтруда России, заказчик) при определении подрядчика способом электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений общежития (извещение N 0344100002714000009), в присутствии представителя заказчика - ФКПОУ "КМКИС" Минтруда России, в отсутствие представителя заявителя - ООО "СтройЭксперт" (надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя), личность присутствующего удостоверена на основании документов, удостоверяющих личность,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России (далее - Управление) 16.10.2014 г. поступила жалоба ООО "СтройЭксперт" (вх. N 5502) на действия единой комиссии заказчика - ФКПОУ "КМКИС" Минтруда России при определении подрядчика способом электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений общежития (извещение N 0344100002714000009), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
Как следует из поступившего обращения, по результатам рассмотрения первых частей заявок единая комиссия заказчика нарушила требования ФЗ "О контрактной системе...", неправомерно отказав ООО "СтройЭксперт" (порядковый номер заявки - 5) в допуске к участию в аукционе.
На заседании Комиссии представитель заказчика возражал против доводов жалобы заявителя.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99, статьи 106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки определения подрядчика, Комиссией установлено следующее.
19.09.2014 г. в 13 ч. 43 мин. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0344100002714000009, аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 450 000 (четыре миллиона четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 коп.
Согласно представленному в материалах дела Приказу ФКПОУ "КМКИС" Минтруда России N 2 от 09.01.2014 г. "О Единой комиссии по закупкам", заказчиком утверждена единая комиссия по осуществлению закупок для нужд заказчика и утверждено Положение о единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФКПОУ "КМКИС" Минтруда России.
Как следует из содержания извещения о проведении электронного аукциона N 0344100002714000009, заказчиком осуществляется определение подрядчика на право заключить государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений общежития.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствие с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Данные требования были установлены заказчиком в документации об электронном аукционе (извещение N 0344100002714000009) в пункте 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела III "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления заявки". Требования к товарам (строительным материалам, изделиям и конструкциям), используемым при выполнении работ, установлены заказчиком в табличной форме в Приложении N 5 "Характеристики и показатели основных используемых материалов (товаров)" аукционной документации.
В Приложении N 3 документации об аукционе содержится "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме", предусматривающая, в частности, следующее: "При подготовке заявки необходимо указывать конкретные характеристики для всех требуемых материалов/марок/типов и т.д. В случае, если в требованиях к конкретным показателям используемых материалов установлены требования к размерам с использованием слов: "более", менее", "выше", "ниже" и т.д., то данные требования относятся ко всем размерам/значениям, которые установлены для конкретного показателя материала. В случае, если требования к конкретным показателям используемых материалов установлены с использованием слов: "более", "менее", "выше", "ниже", ">" (более), "<" (менее) и т.д. и при этом характеристика состоит из нескольких значений (соотношение сторон, размеры угольников, тройников, степень защиты), то данные требования касаются каждого параметра из которого состоит характеристика материала. В случае, если требуемые значения/характеристики/материалы указаны через "," - читать как "и", через ";" - "или". В случае, если требуемые значения/характеристики/материалы указаны через "/" читать как "или" (кроме размеров в дюймах или если используется в обозначении марки)".
В силу части 1 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию, в частности, о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 1 от 10.10.2014 г. заявителю (порядковый номер заявки - 5) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"1) Аукционной документацией Приложение 5 п. 9 установлено требование к окнам ПВХ, а техническим заданием соответствие ГОСТ (в т.ч. 23166-99). В соответствии с ГОСТ 23166-99 аукционной документацией установлены требования: класс звукоизоляции А,В,Д, а также установлены требования к уровню воздушного шума, дБА 25-36 в соответствии с инструкцией (Приложение 3) при подготовке заявки необходимо указывать конкретные характеристики для всех требуемых материалов/марок/типов и т.д. В заявке участника п. 9 указано: уровень воздушного шума 36 дБА. В соответствии с инструкцией необходимо указать характеристику для каждого класса звукоизоляции. В заявке данные сведения отсутствуют. Указанное значение уровня воздушного шума 36 дБА не соответствует классу Д по ГОСТ 23166-99.
2) Аукционной документацией Приложение 5 п. 38 установлено требование к кабелю силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распростроняющий горение, с низким дыо- и газовыделением марки ВВГнг-LS, больше, с числом жил - 3 и сечением 1,5 мм2. В соответствии с инструкцией Приложение 3, в случае,если в требованиях к конкретным показателям используемых материалов установлены требования к размерам с использованием слов: "более", "менее", "выше", "ниже" и т.д., то данные требования относятся ко всем размерам/значениям, которые установлены для конкретного показателя материала. В заявке участника п. 38 указано: с числом жил - 3 и сечением 1,5 мм2, что не соответствует требованиям аукционной документации: требуется кабель числом жил и сечением больше 3х1,5 мм2.
Не допущен в соответствии с п.п. 1 ч. 4 статьи 67 44-ФЗ, на основании не предоставления и несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 44-Федерального закона".
Заказчиком в аукционной документации с учетом разъяснений по позиции 9 установлено требование "Оконный блок будет состоять из ПВХ профиля, стеклопакета, уплотняющих прокладок, толщина стеклопакета, 24 мм, 32 мм, класс звукоизоляции А,В,Д".
Как подтверждается материалами дела, заявитель в первой части заявки по позиции 9 указал "класс звукоизоляции А,В,Д" и "оконные блоки обеспечивают снижение уровня воздушного шума на 36 дБА".
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что в случае, если требования к материалам перечислены через "," следует читать "и", что свидетельствует о перечислении свойств материала, каждое из которых необходимо заказчику. Следовательно, участнику закупки требуется указывать не только сведения, например, об оконных блоках ПВХ класса звукоизоляции А, но и класса звукоизоляции В и Д.
Вместе с тем, в Приложении N 4 "Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту помещений общежития" заказчик установил требование о соответствии используемых материалов и оборудования ГОСТам, в т.ч. содержится ссылка на ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия", согласно которому, по показателю звукоизоляции изделия подразделяют на классы со снижением воздушного шума потока городского транспорта: "А" - изделия со снижением воздушного шума свыше 36 дБА, "Б" - 34-36 дБА, "В" - 31-33 дБА, "Г" - 28-30 дБА, "Д" - 25-27 дБА.
Следовательно, исходя из требований инструкции и положений ГОСТ 23166-99, устанавливающих различные параметры для каждого класса звукоизоляции оконных блоков, участнику закупки в заявке необходимо указать конкретные показатели для каждого класса.
Поскольку в заявке участника с порядковым номером - 5 отсутствует указание к какому конкретно классу звукоизоляции относится предложенная характеристика - 36 дБА, в этой части заявка не соответствует требованиям документации об аукционе, и следовательно, по данной позиции единой комиссией заказчика заявка была отклонена обоснованно.
В требованиях к техническим характеристикам товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, документации об аукционе по позиции 38 установлено следующее: "Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением марки ВВГнг-LS, больше, с числом жил - 3 и сечением 1,5 мм2".
В заявке участника по данной позиции указано "Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением марки ВВГнг-LS, число жил - 3, сечение 1,5 мм2".
Как пояснил представитель заказчика и следует из Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, по данной позиции заявка участника была отклонена единой комиссией заказчика, поскольку предложенные участником закупки показатели не соответствуют требованиям аукционной документации.
Представитель заказчика при рассмотрении дела пояснил, что в инструкции по заполнению заявки указано, что в случае, если требования к конкретным показателям используемых материалов установлены с использованием слова "более", "менее", "выше", "ниже", ">(более)", "от", "<(менее)" и т.д. и при этом характеристика состоит из нескольких значений, то данные требования касаются каждого параметра из которого состоит характеристика материала. Поскольку заказчик установил требование к кабелю силовому с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой с использованием слова "больше" участнику закупки в заявке следовало указать по каждому параметру большие значения, чем те, которые предусмотрены в документации.
За разъяснениями положений документации об аукционе в этой части никто из участников закупки не обращался, в том числе и ООО "СтройЭксперт".
Вместе с тем, при изучении имеющихся материалов дела, Комиссия УФАС установила, что заказчиком некорректно сформулировано Техническое задание по данной позиции, указание показателя товара с использованием слова "больше" не отвечает требованиям самой инструкции по заполнению заявки, формулировка данной позиции по смыслу не позволяет однозначно определить требования заказчика.
Правила описания объекта закупки содержатся в статье 33 ФЗ "О контрактной системе...".
Пункт 1 части 1 указанной статьи ФЗ "О контрактной системе..." указывает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчиком были нарушены положения части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...".
Данное нарушение, согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе привело к тому, что по указанной позиции по аналогичной причине единой комиссией были отклонены еще 8 (восемь) участников с порядковым номерами - 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что подобное формулирование требования к товару в Техническом задании ввело в заблуждение участников закупки и не позволило участникам аукциона подготовить заявки по позиции 38 аукционной документации в соответствии с требованиями заказчика.
При таких обстоятельствах, отклонив по позиции 38 заявку участника аукциона с порядковым номером - 5, единая комиссия заказчика нарушила требования частей 3 и 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией при изучении заявок, поданных участниками закупки на участие в аукционе, также было установлено, что согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 1 от 10.10.2014 г., на участие в электронном аукционе поступило 14 (четырнадцать) заявок. Участникам закупки с порядковыми номерами заявок - 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, единой комиссией заказчика отказано в допуске в соответствии с пунктами 1 и 2 части 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе...".
Проанализировав первые части заявок остальных участников электронного аукциона, Комиссия установила, что в нарушение частей 3 и 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." единая комиссия заказчика неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки - 8 по основаниям, указанным в Протоколе: "1) Аукционной документацией Приложение 5 п. 9 установлено требование к окнам ПВХ, а техническим заданием соответствие ГОСТ (в т.ч. ГОСТ 23166-99). В соответствии с инструкцией (Приложение 3)" при подготовке заявки необходимо указывать конкретные характеристики для всех требуемых материалов/марок/типов и т.д. В соответствии с ГОСТ 23166-99 аукционной документацией установлены требования: оконных блок должен состоять из ПВХ профиля, стеклопакета, уплотняющих прокладок; долговечность элементов окна - лет 5-20. В заявке участника п. 9 установлено одно значение долговечности - 10 лет, и не указано для какого элемента окна указано данное значение. Также значение 10 лет для ПВХ профиля не соответствует ГОСТ 23166-99, где указано, что для ПВХ профиля долговечность - не менее 20 лет.
2) Аукционной документацией Приложение 5 п. 38 установлено требование к кабелю силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распростроняющий горение, с низким дыо- и газовыделением марки ВВГнг-LS, больше, с числом жил - 3 и сечением 1,5 мм2. В соответствии с инструкцией Приложение 3, в случае,если в требованиях к конкретным показателям используемых материалов установлены требования к размерам с использованием слов: "более", "менее", "выше", "ниже" и т.д., то данные требования относятся ко всем размерам/значениям, которые установлены для конкретного показателя материала. В заявке участника п. 38 указано: с числом жил - 3 и сечением 1,5 мм2, что не соответствует требованиям аукционной документации: требуется кабель числом жил и сечением больше 3х1,5 мм2
3) Аукционной документацией Приложение 5 п. 33 установлено требование к хомуту металлическому с шурупом для крепления трубопроводов диаметром 20-25 мм. В заявке участника п. 33 указано: Хомут металлический с шурупом для крепления трубопроводов диапазоном диаметром 20-25 мм, что не соответствует требованиям аукционной документации - необходимо указать конкретное значение без диапазона.
Не допущен в соответствии с п.п. 1 ч. 4 статьи 67 44-ФЗ, на основании не предоставления и несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 44-Федерального закона".
Согласно ГОСТ 23166-99 долговечность стеклопакетов должна быть не менее 10, уплотняющих прокладок - не менее 5, поливинилхлоридных профилей - не менее 20 условных лет эксплуатации.
Следовательно, ГОСТ устанавливает минимальное значение показателя долговечности, которое в данном случае ввиду использования слова "не менее" не является конкретной характеристикой, а условной величиной.
Как установлено материалами дела, по показателю долговечности заказчик в документации об аукционе установил: "долговечность элементов окна, лет 5-20".
Таким образом, показатель долговечности, установленный заказчиком в документации об аукционе не соответствует требованиям ГОСТ 23166-99. Кроме того, Комиссия отмечает, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту помещений общежития (извещение N 0344100002714000009), а не поставка комплектующих деталей изделия, и заказчик в Техническом задании должен устанавливать требования к поставляемым товарам как готовым изделиям, необходимым для выполнения работ, а не к отдельным элементам товара. Пункт 33 технического задания документации об аукционе содержит позицию "Хомут металлический с шурупом для крепления трубопроводов диаметром 20-25 мм". На заседании Комиссии установлено, что участник размещения закупки с порядковым номером заявки - 8 по данным позициям указал следующие показатели: "Хомут металлический с шурупом для крепления трубопроводов диапазоном диаметром 20-25 мм".
Представитель заказчика пояснил, что по данной позиции участникам закупки следовало указать не диапазонное, а конкретное значение.
Между тем, из совокупности имеющихся сведений и документов, следует, что показатель "диаметр 20-25 мм" относится к товару "трубопровод".
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение частей 3, 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе...", единой комиссией заказчика принято неправомерное решение об отказе в допуске данного участника к участию в электронном аукционе.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе по данной позиции по аналогичной причине единой комиссией был отклонен участник с порядковым номером 12.
Учитывая вышеизложенное, результаты проведения внеплановой проверки и материалы, имеющиеся в деле, руководствуясь статей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройЭксперт" частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение "Курский музыкальный колледж-интернат слепых" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нарушившим требования части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать единую комиссию заказчика - Федерального казенного профессионального образовательного учреждения "Курский музыкальный колледж-интернат слепых" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нарушившей требования частей 3, 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать единой комиссии заказчика - Федерального казенного профессионального образовательного учреждения "Курский музыкальный колледж-интернат слепых" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 23.10.2014 г. N 163/2014 соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - Делову О.В.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23 октября 2014 г. N 163/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2014