Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 28 октября 2014 г. N 236ф/14
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А.Черкашина -заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
Члены Комиссии: А.В. Хохольских - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,А.Г. Ларшин - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области: Рясковой М.В. (доверенность N30 от 28.10.2014), Литавриной Т.В.(доверенность N31 от 28.10.2014);
- ООО "Меридиан": Корвякова Г.Н. (доверенность б/н от 28.10.2014);
- ООО "Многофункциональная специализированная организация": Дружинина Б.Ю. (доверенность б/н от 28.10.2014),
рассмотрев жалобуООО "Многофункциональная специализированная организация"на положения конкурсной документации и действия заказчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области при проведении открытого конкурса на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (реестровый номер закупки 0146100000214000007) (далее открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 21.10.2014поступила жалобаООО "Многофункциональная специализированная организация"на положения конкурсной документации и действия заказчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области при проведении открытого конкурса.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
В адрес заказчика и заявителя были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе ООО "Многофункциональная специализированная организация"указывает, что в опубликованной конкурсной документации используются показатели оценки квалификации участника открытого конкурса, ограничивающие права участников конкурса, создающие необоснованное преимущество одних участников перед другими, а именно:
1) В конкурсной документации в Таблице 1 п.п.2.2 заказчик устанавливает показатель оценки квалификации участника конкурса - количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение аналогичных работ, стоимость которых превышает 100 000 рублей, а согласно Правилам оценки заявок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки_" может быть опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Таким образом, стоимость ранее исполненных контрактов не является показателем критерия оценки заявки участника конкурса.
2) В конкурсной документации в Таблице 1 п.п.2.3 заказчик устанавливает показатель оценки квалификации участника конкурса - наличие в штате не менее 2 кадастровых инженеров, имеющих квалификационный аттестат и являющихся членами СРО кадастровых инженеров. Устанавливая данный показатель заказчик ограничивает права участников конкурса, создавая необоснованное преимущество одних участников перед другими, поскольку, нормативно-правового требования, обязывающего кадастрового инженера быть членом саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности, не существует, а нахождение кадастрового инженера в членстве СРО никаким образом не влияет на квалификацию участника конкурса.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили, что включение спорных показателей критерия "квалификации исполнителя" таких как: наличие опыта исполнения аналогичных контрактов, стоимость которых превышает 100 000 рублей, а также наличие в штате не менее двух кадастровых инженеров, имеющих квалификационный аттестат и являющихся членами СРО кадастровых инженеров, принципиально важно заказчику и служит гарантом готовности исполнения контракта участником конкурса, наличием у него достаточного опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема. Таким образом, заказчик считает, что включение данных показателей критерия оценки заявок участников конкурса не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не приводит к ограничению конкуренции среди участников закупки.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные заказчиком и заявителем, выслушав мнения сторон, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Распоряжением и.о. руководителяТерриториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области N 216 от 30.09.2014 принято решение об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приказом руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области N 12-о/д от 10.02.2014 с изменениями (Приказ N40-о/д от 25.04.2014) утвержден состав единой комиссии.
Как следует из материалов, представленных на рассмотрение жалобы, документация об открытом конкурсе на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности утверждена и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области 30.09.2014.
01.10.2014 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении указанного открытого конкурса.
Согласно извещению и конкурсной документации предметом государственного контракта является выполнение кадастровых работ в отношении 26 земельных участков, находящихся в федеральной собственности общей площадью 11 089 752 кв.м.
Также, заказчиком установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (статья 30 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2 Таблицы 1 Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника открытого конкурса". В отношении критерия "Квалификация участникаоткрытого конкурса" установлены в числе прочих следующие показатели:
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявок, установленному в конкурсной документации, умноженных на коэффициент значимости критерия.
|
Как видно из указанной таблицыв отношении критерия "Квалификация участника открытого конкурса"в п.п.2.2. установлен показатель "Количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение аналогичных работ, стоимость которых превышает 100 000 рублей", однако пунктом 27 Правил, такого показателя нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", не предусмотрено, при этом в Правилах предусмотрен такой показатель как "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Таким образом заказчик отнеся к работам сопоставимого объема работы, выполненные на сумму, превышающую 100 000 рублей, не указал показатель, определяющий критерии отнесения ранее выполненных работ к аналогичным предмету Конкурса, а стоимость ранее выполненных контрактов не указывает на сопоставимость объемы требуемых работ.
В отношении другого показателя рассматриваемого критерия оценки - "Наличие в штате не менее 2 (двух) кадастровых инженеров, имеющих квалификационный аттестат и являющихся членами СРО кадастровых инженеров" Комиссия пришла к выводу, что установленный показательне предусматривает объективного присвоения баллов и не обеспечивает выбор наиболее квалифицированного исполнителя требуемых работ, поскольку, учитывая положения ст.34 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" объединение или вхождение в саморегулируемые организации лиц, считающихся кадастровыми инженерами является их правом, а не обязанностью, и не обеспечивает их более профессиональную подготовку или говорит о большей квалификации таких специалистов.
Согласно ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника открытого конкурса" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, создает необоснованные препятствия для подачи конкурсных предложений неопределенному кругу потенциальных участников, в связи с необоснованными критериями отнесения ранее выполненных (оказанных) участниками закупки работ (услуг) к сопоставимым проводимому Конкурсу и наличию специалистов состоящих в добровольных организациях не влияющих на их профессиональную подготовку и квалификацию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а установление требования к квалификации участника закупки в виде принадлежности лиц, считающихся кадастровыми инженерами,к саморегулируемой организации, нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 15 ст.99, ч. 8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Многофункциональная специализированная организация"на положения конкурсной документации и действия заказчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области при проведении открытого конкурса на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (реестровый номер закупки 0146100000214000007) обоснованной.
2. В действиях заказчика выявлены нарушения п.9 ч.1 ст. 50 и ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание заказчику - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области об устранении выявленных нарушений.
4.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
(подпись)
Члены Комиссии:
____________ А.В. Хохольских
(подпись)
____________ А.Г. Ларшин
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 28 октября 2014 г. N 236ф/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2014