Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 ноября 2014 г. N 06-10/14-393
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС - Чечениной С.А., руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС:
Клименко Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы,
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии:
представителя Муниципального бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г. Североморск" (далее по тексту решения - МБУ "МФЦ ЗАТО г.Североморск", Заказчик) - Ватлиной А.А. (по доверенности от 16.06.2014 года б/н),
генерального директора закрытого акционерного общества "М-строй" - Вавиловой Е.В.,
рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества "М-строй", (далее по тексту решения - ЗАО "М-строй", Общество, Заявитель) на действия единой комиссии МБУ "МФЦ ЗАТО г.Североморск" по размещению заказов (далее по тексту решения - Единая комиссия) при проведении электронного аукциона "выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция подвала и цокольной части жилого дома N 9 по ул. Колышкина под Многофункциональный Центр в ЗАТО г. Североморск", реестровый номер закупки: 0349300093214000003 (далее по тексту решения - Электронный аукцион) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 10 ноября 2014 года обратился участник размещения заказа ЗАО "М-строй" с жалобой на действия Единой комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из существа поступившей жалобы следует, что заявка Общества была отклонена по причине отсутствия в первой части заявки указания на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также отсутствия конкретных показателей.
По мнению Заявителя, первая часть заявки ЗАО "М-строй", поданная для участия в Электронном аукционе, соответствует требованиям аукционной документации и отклонена Единой комиссией без законных на то оснований.
Также Общество указало в жалобе, что опубликованная на официальном сайте аукционная документация составлена Заказчиком некорректно, а именно: в Приложении N3 к техническому заданию аукционной документации (далее по тексту решения - Приложение N3) указаны материалы, использование которых не предусмотрено работами, указанными в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации (проектная документация) (далее по тексту решения - Приложение N 1). Указанные действия, по мнению ЗАО "М-строй", противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель просит:
1) признать жалобу обоснованной;
2) отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе;
3) обязать Единую комиссию повторно провести процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы ЗАО "М-строй" не согласен и считает, что действия Единой комиссии соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 10 часов 00 минут 17 ноября 2014 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что Заказчиком 03 октября 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г.Североморск".
Наименование объекта закупки: выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция подвала и цокольной части жилого дома N 9 по ул. Колышкина под Многофункциональный Центр в ЗАТО г. Североморск"
Начальная (максимальная) цена контракта: 26659626.19 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован статьей 66 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аналогичные требования к составу первой части заявки определены в пункте 22 раздела Х аукционной документации.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Как следует из Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 06.11.2014 года (далее - Протокол) на участие в Электронном аукционе было подано 15 (пятнадцать) заявок.
Согласно Протоколу заявка ЗАО "М-строй" (защищенный номер заявки: 9434343) была отклонена. В обоснование своего решения Единая комиссия указала в Протоколе, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, заявка Заявителя на участие в Электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и аукционной документации, а именно: первая часть заявки не содержит указания на производителя товара. Используются слова мин., макс., больше, меньше. Не конкретизированы показатели.
Комиссией Мурманского УФАС изучена первая часть заявки Заявителя и установлено следующее.
Первая часть заявки Общества не содержит понятия "не более", "не менее", "мин.", "макс.".
В первой части заявки ЗАО "М-строй" в графе "Наименование места происхождения товара или наименование производителя товара" таблицы указано как наименование производителя товара, так и наименование места происхождения товара.
Закон о контрактной системе не раскрывает понятие "наименование места происхождения товара". Какие-либо подзаконные акты, устанавливающие, понятие наименования места происхождения товара, в целях применения Закона о контрактной системе, отсутствуют. Понятие места происхождения товара закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N Д28и-1194 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Письмо) в соответствии со статьей 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
В случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями статьи 1516 ГК РФ.
В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара.
В соответствии с вышеуказанной позицией Министерства экономического развития Российской Федерации Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что Заявитель в первой части заявки указал как наименование производителя товара, так и наименование места происхождения товара.
Однако Комиссия Мурманского УФАС признает действия Единой комиссии о признании первой части заявки ЗАО "М-строй" не соответствующей требованиям аукционной документации законными и обоснованными в силу следующего.
Требования к материалам (функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики) при выполнении работ указаны в Приложении N 3 к техническому заданию аукционной документации.
Согласно пункту 1 Приложения N3, Заказчиком установлено требование к плитам: "плиты керамогранитные квадратного исполнения размеры плиты не менее 300х300мм, толщина - не менее 9 мм".
При изучении первой части заявки ЗАО "М-строй" Комиссией Мурманского УФАС установлено, что Обществом предложены плиты: "Керамогранит квадратного исполнения, толщина - 8 мм и 10 мм."
Таким образом, первая часть заявки Заявителя не соответствует требованиям подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также требованиям документации об Электронном аукционе (пункт 22 раздела Х).
Как указывалось ранее, в силу пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
В данной части жалоба ЗАО "М-строй" необоснованна.
Требования к содержанию документации об Электронном аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложением N1 к техническому заданию аукционной документации (проектная документация) предусмотрены виды работ.
Требования к материалам (функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики) указаны в Приложении N 3 к техническому заданию аукционной документации.
При изучении аукционной документации Комиссией Мурманского УФАС установлено, что в Приложении N1 Заказчиком не предусмотрены виды работ, при выполнении которых подрядчику необходимо использовать материалы, указанные в Приложении N3.
Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что опубликованная на официальном сайте аукционная документация составлена Заказчиком некорректно и ввела в заблуждение участников Электронного аукциона. Ввиду этого, описание объекта закупки необъективно.
Заказчик признается нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 (пункт 1 части 1 статьи 64) Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба Заявителя обоснована.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мурманского УФАС проведена внеплановая проверка размещенной закупки, в ходе которой установлено нижеследующее.
Документация об Электронном аукционе утверждена директором МБУ "МФЦ ЗАТО г. Североморск" - Верещагиной Л.Н.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция подвала и цокольной части жилого дома N 9 по ул. Колышкина под Многофункциональный Центр в ЗАТО г. Североморск".
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 названной статьи виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Разделом 3 Перечня установлены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к таким работам.
В соответствии с пунктом 10 Раздела XI аукционной документации подрядчику необходимо выполнить общестроительные работы, внутренние и наружные инженерные сети и системы, благоустройство, в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N1,2,3 к техническому заданию в виде отдельного прикрепленного файла).
Приложением N1 к техническому заданию аукционной документации предусмотрены виды работ, которые включены в Перечень.
Таким образом, работы по предмету Электронного аукциона, указанные в техническом задании аукционной документации, относятся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а значит их производство возможно лишь при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Заказчиком требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, исполнено не было.
Таким образом, Заказчик, не установив в аукционной документации требования к участникам закупки, а именно: наличие у участников Электронного аукциона соответствующего свидетельства СРО, нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 (часть 3 статьи 64) Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "М-строй" на действия единой комиссии Муниципального бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г. Североморск" по размещению заказов при проведении электронного аукциона "выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция подвала и цокольной части жилого дома N 9 по ул. Колышкина под Многофункциональный Центр в ЗАТО г. Североморск" частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г. Североморск" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 (пункт 1 части 1 статьи 64), пункт 1 части 1 статьи 31 (часть 3 статьи 64) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Муниципальному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г. Североморск", Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС С.А. Чеченина
Члены комиссии
Мурманского УФАС Е.В. Клименко
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 ноября 2014 г. N 06-10/14-393
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2014