Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 29 октября 2014 г. N 06-10/14-376
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председатель Комиссии Мурманского УФАС -руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Чеченина С.А.
Члены Комиссии Мурманского УФАС:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Алешин С.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии:
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области - Воеводиной И.Ф. (по доверенности N17/14 от 27.05.2014),
представителей Министерства образования и науки Мурманской области - Костичевой Е.В. (по доверенности N17-08/7840-НК от 29.10.2014), Пыхтиной Е.В. (по доверенности N17-08/7839-НК от 29.10.2014),
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "СкайДНС", должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "ПЕРВЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР", должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СкайДНС" (далее по тексту решения - Заявитель, ООО "СкайДНС", Общество) и жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕРВЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР" (далее по тексту решения - Заявитель, ООО "ПЕРВЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР", Общество) на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению в 2015 году доступа к сети Интернет образовательным организациям Мурманской области, реестровый номер закупки 0149200002314003333 (далее по тексту решения - Открытый конкурс), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 22 октября 2014 года поступили жалоба ООО "СкайДНС" и 28 октября 2014 года жалоба ООО "ПЕРВЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР" на положения документации Открытого конкурса.
Из существа поступившей жалобы от ООО "СкайДНС" следует, что Заказчик в конкурсной документации устанавливает заведомо невыполнимые требования к закупаемым услугам, которым в настоящее время не может удовлетворять ни один поставщик услуг, как по техническим, так и организационным причинам. В конкурсной документации для участников закупки установлено требование: у провайдера или уполномоченной провайдером организации системы контентной фильтрации (далее по тексту решения - СКФ, система) должна быть зарегистрирована оператором реестра несовместимых с образованием ресурсов (далее по тексту решения - Реестр НСОР), в настоящее время Реестр НСОР и оператор этого реестра не существуют.
Из существа поступившей жалобы от ООО "ПЕРВЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР" следует, что Заказчик в конкурсной документации в части описания объекта закупки установил требования, которые ведут к ограничению количества участников закупки
По мнению Заявителей, требования, установленные в конкурсной документации, противоречат требованиям норм Закона о контрактной системе.
Представители Комитета государственных закупок Мурманской области (далее по тексту решения - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Мурманской области (далее по тексту решения - Заказчик) с доводами жалоб не согласны и считают, что документация Открытого конкурса соответствует требованиям норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 14 часов 30 минут 29 октября 2014 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи. Рассмотрение вышеуказанных жалоб объединено в одно заседание.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителей, ознакомившись с возражениями Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 10.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Открытого конкурса.
Организация, осуществляющая закупку: Комитет государственных закупок Мурманской области.
Заказчик: Министерство образования и науки Мурманской области.
Наименование объекта закупки: оказание услуг по обеспечению в 2015 году доступа к сети Интернет образовательным организациям Мурманской области.
|
Процедура осуществления закупок путём проведения открытого конкурса регламентирована параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе регламентирован статьёй 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия Мурманского УФАС изучив конкурсную документацию, установила, что в нее 16 октября 2014 года внесены изменения в части обжалуемых ООО "СкайДНС" положений конкурсной документации. С учетом внесенных изменений установлены следующие требования:
- провайдер или уполномоченная провайдером организация СКФ должна обеспечить работу с реестром несовместимых с образованием ресурсов (далее - Реестр НСОР), составленным в соответствии с методическими материалами для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2014 N ДЛ-115/03);
- технические требования к СКФ представлены в приложении N3 Рекомендаций по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, утвержденных Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2014 N ДЛ-115/03).
Услуга контентной фильтрации включает возможность:
- блокирования доступа к ресурсам сети Интернет:
- содержащим запрещенную для распространения среди детей информацию согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ;
- содержащим информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ;
- содержащим информацию, не соответствующую задачам образования;
- выявление ресурсов в сети Интернет, содержащим запрещенную для распространения среди детей информацию согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ, содержащим информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ, содержащим информацию, не соответствующей задачам образования.
Перечень видов информации, запрещенной к распространению среди детей, согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 486-ФЗ:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызнать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную продукцию и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 486 -ФЗ;
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;
- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Перечень видов информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 486-ФЗ:
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представление в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Перечень видов информации, не соответствующим задачам образования*(1):
- компьютерные игры, за исключением соответствующих задачам образования;
- ресурсы, базирующиеся либо ориентированные на обеспечение анонимности распространителей и потребителей информации;
- банки рефератов, эссе, дипломных работ, за исключение соответствующих задачам образования;
- онлайн-казино и тотализаторы;
- мошеннические сайты;
- магия, колдовство, чародейство, ясновидящие, приворот по фото, теургия, волшебство, некромантия, тоталитарные секты.
Описание видов информации представлено в прилагаемом письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2014 N ДЛ-115/03.
Как было отмечено ранее, Заказчиком 16 октября 2014 года до рассмотрения жалобы внесены изменения в конкурсную документацию. Заказчик исключил из конкурсной документации требование о том, что система контентной фильтрации должна быть зарегистрирована оператором реестра несовместимых с образованием ресурсов. Требования по фильтрации контента от запрещенной для распространения и не соответствующей задачам образования информации законно и обосновано потребностями Заказчика. В связи с чем, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что жалоба ООО "СкайДНС" необоснованна.
Рассматривая жалобу ООО "ПЕРВЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР" Комиссия Мурманского УФАС установила следующее.
ООО "ПЕРВЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР" непонятно условие: участник (возможный исполнитель услуг) самостоятельно обеспечивает своевременное оформление пропускных документов в закрытые территориальные образования (далее по тексту решения - ЗАТО), где находятся образовательные организации, указанные в списке. Заявитель не понимает, почему Заказчик не оказывает содействия в получении пропускных документов в ЗАТО.
Заказчиком является Министерство образования и науки Мурманской области и никакого отношения к выдаче пропусков не имеет.
Заявителю не понятно условие: в случае изменений адресов получателей услуг, точные данные будут доведены до сведения Исполнителя на этапе заключения государственного контракта.
Сроки уведомления участника регламентированы сроками направления проекта контракта или сроками внесения изменений в контракт.
Заявителю не понятно условие: обеспечить возможность увеличения в 2 раза скорости передачи данных по каналам связи, без замены оконечного оборудования.
Обоснованием данного условия является потребность Заказчика и подразумевает возможность увеличения скорости передачи данных при увеличении финансирования без замены оборудования. Требуется резерв возможностей оборудования.
Заявителю не понятно условие: должно быть обеспечено резервирование основных каналов доступа к сети Интернет для обеспечения отказоустойчивости.
Данное условие подразумевает возможность бесперебойного получения услуги для ведения непрерывного учебного процесса. Так как характеристики резервного канала не указаны они предоставляются на усмотрение участников. Но должно соблюдаться условие: услуги должны предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.
Заявителю не понятно условие: система должна обеспечивать выполнение функций фильтрации на каналах со скоростью до 10 Гбит/с.
Выставлено максимальное значение, так как все каналы с пропускной способностью до 10 Гбит/с, данное условие не устанавливает нижний предел. Заказчику будет поставляться данная услуга на скорости передачи данных 2 Мбит/с, и данное условие установлено для возможности апгрейда. При увеличении скорости передачи данных, должна увеличится скорость фильтрации.
Заявителю не понятно условие: услуга предоставляется на базе централизованного узла фильтрации и мониторинга интернет - ресурсов, которые обладают следующими характеристиками. Производительность решения фильтрации, суммарно не менее 100 Мбит, и до 45000 одновременных соединений.
Данное требование обосновано потребностью Заказчика, выставлен нужный диапазон предоставления услуги.
Заявителю не понятно условие: услуга по обеспечению доступа образовательных организаций должна предоставляться в соответствии со следующими требованиями: должен быть организован выделенный наземный канал связи до мест непосредственного размещения образовательных организаций, указанных в подпункте 8.2 пункта 8 раздела 1 настоящего тома конкурсной документации. Непонятен момент, чем обусловлено требование организации выделенного наземного канала.
Согласно подпункту 8.2 пункта 8 раздела 1 настоящего тома конкурсной документации должен быть организован выделенный наземный канал связи до 177 образовательных организаций по всей Мурманской области.
Так же в подпункте 1.2. части 1 Раздела 2 "Требования к описанию объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 закона" Тома 2 конкурсной документации установлены требования к лоту N 2:
1.2. Требования к лоту N 2
N п/п |
Наименование услуг |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Лот N 2 Обеспечение круглосуточного неограниченного доступа к информации сети Интернет, управляемого централизованной системой контент-фильтрации и цифровых каналов передачи данных сегмента виртуальной частной сети, образовательных организаций по наземным каналам на скорости от 1024 до 15000 Кбит/с |
образовательная организация |
177 |
Как было сказано выше в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Обеспечить круглосуточный неограниченный доступ к информации сети Интернет, управляемого централизованной системой контент-фильтрации и цифровых каналов передачи данных сегмента виртуальной частной сети, образовательных организаций по наземным каналам на скорости от 1024 до 15000 Кбит/с в соответствии с объектом закупки и до всех 177 образовательных организаций Мурманской области, может только компания ОАО "Ростелеком".
Установив требование в конкурсной документации, что услуга должна предоставляться только по наземным каналам Заказчик ограничил количество возможных участников Открытого конкурса, чем нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
РЕШИЛА:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "СкайДНС" на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению в 2015 году доступа к сети Интернет образовательным организациям Мурманской области, реестровый номер закупки 0149200002314003333, признать необоснованной.
2. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕРВЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР" на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению в 2015 году доступа к сети Интернет образовательным организациям Мурманской области, реестровый номер закупки 0149200002314003333, признать обоснованной по лоту N 2.
3. Выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу об устранении допущенных нарушений.
Решение по делу N 06-10/14-368, N 06-10/14-376 принято 29 октября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель
Комиссии Мурманского УФАС С.А. Чеченина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС К.Ф. Воронина
С.В. Алешин
-------------------------------------------
*(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 29 октября 2014 г. N 06-10/14-376
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2014