Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 октября 2014 г. N 03-10.1/551-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Лидер-Прогресс" (далее - заявитель, Общество) на действия заказчика - бюджетное учреждение Омской области "Управление противопожарной службы Омской области" (далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту здания (извещение N 0352200010514000076) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 11380э от 17.10.2014) на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), поскольку:
во-первых, заказчиком применена система размещения файлов в формате PDF, где каждая страница размещена в виде отдельного файла, при этом все файлы имеют идентичное название, что вводит участников в заблуждение и на каждый файл установлена парольная защита, запрещающая печать и изменение документа.
во-вторых, установлены необоснованные требования к применяемым товарам "пакля пропитанная", "шуруп строительный с потайной головкой".
С учетом изложенного, заказчик просит Комиссию выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-10096 от 20.10.2014) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя (вх. N 11557 от 22.10.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 01.10.2014 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0352200010514000076 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 4600000 руб.
17.10.2014 в 08:30 час. установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2014 поступило тридцать шесть заявок, тридцати четырем участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Процедура проведения электронного аукциона назначена на 24.10.2014.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "Лидер-Прогресс", представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
3.1. В силу части 4 статьи 4 Федерального закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно части 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
При этом пунктом 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и других ограничений.
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Комиссия отмечает, что в настоящее имеется письмо ФАС России от 30.06.2014 N АЦ/26237/14, согласно которому, в частности информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Из жалобы заявителя следует, что заказчиком применена система размещения файлов в формате PDF, где каждая страница размещена в виде отдельного файла, при этом все файлы имеют идентичное название, что вводит участников в заблуждение и на каждый файл установлена парольная защита, запрещающая печать и изменение документа.
Комиссия установила, что размещенная заказчиком на официальном сайте документация об электронном аукционе размещена в формате "pdf", который является общедоступным, позволяет свободно знакомиться с содержанием файлов, осуществлять поиск необходимой информации в тексте и ее копирование, а также сохранение данных файлов на любом носителе.
Комиссия также установила, что действительно на каждый файл установлена парольная защита, что не позволяет распечатать и изменить документ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что ни Федеральным законом о контрактной системе, ни Положением не установлено требование к возможности печати файлов, к количеству файлов, их названию и т.п., в связи с чем, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушение норм Федерального закона о контрактной системе и Положения.
Учитывая изложенное, Комиссия признает данный довод заявителя необоснованным.
3.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования установлены заказчиком в Приложении N 1 "Техническое задание" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание), в котором в табличной форме указаны показатели определения соответствия товаров, которые будут использоваться при выполнении работ потребностям заказчика и показатели, значения которых не могут изменяться.
В жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком установлены необоснованные требования к применяемым товарам:
"Позиция "Пакля пропитанная" - установлено требование о соответствии ГОСТ 12285-77 "Угары льняные. Технические условия". ГОСТ не соответствует требованиям, выставленным в техническом задании - а именно, в указанном ГСТ отсутствует пакля, пропитанная смолой деревьев хвойных пород";
"Позиция "Шуруп строительный с потайной головкой" - установлено требование о соответствии ГОСТ 1145-80, при этом в указанном ГОСТ отсутствуют параметры, установленные Заказчиком - например соотношение буравчика шурупа и витка резьбы - что существенно ограничивает конкуренцию производителей такого товара (материала)".
В своих возражениях на жалобу заявителя заказчик, в частности по позиции "пакля пропитанная" указывает следующее: "На основании требований частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в документации об аукционе (таблица N 1 Технического задания) установил технические требования к объекту закупки - Пакля пропитанная: льняная, в соответствии с требованиями ГОСТ 12285-77. Данный ГОСТ устанавливает в отношении пакли требования к ее составу. Требования к пропитке пакли установлены дополнительно: пропитанная смолой деревьев хвойных пород или составом Е1 на основе битумных смол. При этом при описании требований к пропитке пакли отсутствуют ссылки на ГОСТ 12285-77.
Кроме того, в настоящее время имеется функционирующий рынок товара "пакля", которая может быть пропитана смолой деревьев хвойных пород или составом Е1 на основе битумных смол: коммерческие предложения компаний ПеноТан, Альянс Строительных Материалов и т.д.".
Проанализировав положения документации об электронном аукционе, а именно Техническое задание Комиссия установила, что по позиции "пакля пропитанная" заказчик установил следующие характеристики товара: "Льняная, в соответствии с требованиями ГОСТ 12285-77, пропитанная смолой деревьев хвойных пород или составом Е1 на основе битумных смол".
Таким образом, Комиссия соглашается с позицией заказчика и считает, что по позиции "пакля пропитанная" установлены правомерные требования к характеристике товара, в связи с чем, признает довод заявителя необоснованным.
Относительно позиции "шурупы строительные с потайной головкой" заказчик в своих возражениях указал следующее: "При описании объекта закупки "Шурупы строительные с потайной головкой" заказчик устанавливает требование о соответствии товара требованиям ГОСТ 1145-80, который определяет конструкцию и размеры шурупа. Кроме того, в пункте 4 данного ГОСТа установлено, что технические требования устанавливаются по ГОСТ 1147. Таким образом, при описании данного товара заказчик руководствовался требованиями ГОСТ 1145-80, который содержит отсылочную норму к ГОСТ 1147-80, где установлены общие технические требования к шурупу, в том числе соотношение буравчика и витка резьбы".
Комиссия соглашается с позицией заказчика и считает, что по позиции "шурупы строительные с потайной головкой" установлены правомерные требования к характеристике товара, в связи с чем, признает довод заявителя необоснованным.
Помимо указанного, Комиссия также установила нарушения, допущенные заказчиком при установлении требований к характеристикам используемых товаров, которые не соответствуют действующим ГОСТам:
"шкурка шлифовальная тканевая водостойкая: Двухслойная. Зернистость - 25. На рабочей поверхности шлифовальной шкурки суммарная площадь морщин, складок, участков без абразивных зерен, залитая связкой, не более 1% площади рулона.
Коэффициент водостойкости (отношение режущей способности шлифовальной шкурки, выдержанной в воде, к режущей способности сухой шлифовальной шкурки) не менее 0,5.
Товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 13344-79".
В соответствии с пунктом 2.6 ГОСТ 13344-79 "Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая. Технические условия" на рабочей поверхности шлифовальной шкурки суммарная площадь морщин, складок, участков без абразивных зерен, залитая связкой, не должна превышать 0,5% площади рулона для зернистостей 25 и 20.
В соответствии с пунктом 2.12 ГОСТ 13344-79 "Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая. Технические условия" коэффициент водостойкости (отношение режущей способности шлифовальной шкурки, выдержанной в воде, к режущей способности сухой шлифовальной шкурки) не менее 0,75.
"Плиты пенополистирольные" время самостоятельного горения плит типа ПСБ-С, с, не более 12; Товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 15588-86".
В соответствии пунктом 2.5 ГОСТ 15588-86 (СТ СЭВ 5068-85). "Плиты пенополистирольные. Технические условия" время самостоятельного горения плит типа ПСБ-С должно быть не более 4 секунд.
"Писсуар", "умывальник", "пьедестал" фарфоровый, Водопоглощение не более 5%. Товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 15167-93".
В соответствии с пунктом 5.2.2 ГОСТ 15167-93 "Изделия санитарные керамические. Технические условия" водопоглощение изделий не должно быть более: фарфоровых - 1%, полуфарфоровых - 5%, фаянсовых - 12%.
Кроме того, по позиции "раствор готовый" заказчик указал об обязательном соответствии товара ГОСТ 28013-89, вместе с тем, взамен указанного стандарта введен в действие ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие условия".
Аналогичным образом заказчик неверно установил требование об обязательном соответствии товара "кабели силовые" ГОСТ Р 53769-2010 "Кабели силовые", который утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1414-с. (взамен введен в действие ГОСТ 31996-2012 (Справка прилагается)".
Учитывая установление требований к качественным и техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, не соответствующих нормам ГОСТ и иным показателям, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия считает, что указанные нарушения не повлияли на результаты допуска участников электронного аукциона, о чем свидетельствует протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2014.
При этом Комиссия также отмечает, что при выполнении работ данное нарушение не могло повлиять на права подрядчика, поскольку в силу части 7 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
4. В результате осуществления внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
4.1. В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В нарушение части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в проекте договора (Приложение N 3 к документации) отсутствует обязательное условие о том, что цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
4.2. В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Указанная норма закреплена заказчиком в разделе 19 документации об аукционе и в пункте 8.2 проекта договора, в силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Пунктом 10.1 проекта договора установлен срок действия договора: "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств".
Указанная формулировка окончания срока действия договора не позволяет определить срок окончания действия договора, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта (договора) в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия договора.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Лидер-Прогресс" на действия заказчика - бюджетное учреждение Омской области "Управление противопожарной службы Омской области" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту здания (извещение N 0352200010514000076).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения Омской области "Управление противопожарной службы Омской области" части 2 статьи 34, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению Омской области "Управление противопожарной службы Омской области", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
|
|
Члены Комиссии: |
А.П. Алексина |
|
А.В. Кузьменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 октября 2014 г. N 03-10.1/551-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2014