Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 октября 2014 г. N 03-10.1/560-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения Омской области "Управление противопожарной службы Омской области" и его единой комиссии (далее - заказчик, единая комиссия) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту здания (извещение N 0352200010514000076) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
заявителя - <_>,
заказчика - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 11668э от 24.10.2014) на действия единой комиссии заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) единая комиссия заказчика неправомерно отказала ему в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию признать действия единой комиссии заказчика незаконными и допустить Общество к участию в электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-10447 от 28.10.2014) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя (вх. N 11919 от 29.10.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 01.10.2014 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0352200010514000076 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 4600000 руб.
08:30 час. 17.10.2014 установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2014 поступило тридцать шесть заявок, тридцати четырем участникам (в том числе заявителю) отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
23.10.2014 Комиссией рассматривались жалобы ООО "Центр пожарной безопасности "Защита", ООО "Рэдианс", ООО "Лидер-Прогресс" на положения документации об электронном аукционе.
По результатам рассмотрения жалоб в действиях заказчика были выявлены нарушения норм Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем, выдано предписание следующего содержания: "заказчику в срок до 20.11.2014 устранить нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в проекте договора, передаваемом участнику электронного аукциона (извещение N 0352200010514000076), а именно привести проект договора в соответствие требованиям части 2 статьи 34, части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе".
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 24.10.2014 в электронном аукционе участвовали оба допущенных участника закупки, которые предложили одинаковую цену контракта, первым сделал предложение участник закупки N 1 (снижение 0,5%).
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 24.10.2014, заявки обоих участников признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Победителем признан участник с заявкой N 1 (ООО ПКФ "Сибстройподряд").
В соответствии с требованием Омского УФАС России заключение договора приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В своих возражениях на жалобу заявителя заказчик указывает на то, что не согласен с доводами жалобы в полном объеме, поскольку считает, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе единая комиссия действовала строго в соответствии с нормами Федерального закона о контрактной системе.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "РегионСтройСервисАвтоматика", представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В пункте 2.4.1 раздела 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-5 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе были установлены аналогичные требования к содержанию первой части заявки:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 1 (таблица N 1) к документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара".
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1)непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В таблице N 1 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" приложения N 1 "Техническое задание" к документации об аукционе (далее - Техническое задание) заказчиком во исполнение требований статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе были указаны сведения о товарах (без указания на их товарные знаки), которые должны использоваться при выполнение работ по ремонту здания, их функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров установленным заказчиком требованиями к их характеристикам.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 21.10.2014, заявителю (порядковый номер заявки 4) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона за непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона и подпунктом "б" пункта 2.4.1 документации об электронном аукционе:
- по позиции "Лампы энергосберегающие люминесцентные" в заявке участника указана следующая информация с характеристиками: "Диапазон цветовой температуры 4000-4200К", где диапазон "4000-4200К" не позволяет заказчику определить конкретные показатели предлагаемого материала.
- по позиции "Писсуар Фарфоровый" в заявке участника указана следующая информация с характеристиками: "Водопоглощение не более 5 %", где слово "не более" не позволяет заказчику определить конкретные показатели предлагаемого материала".
В своей жалобе заявитель не соглашается с обоснованием отказа в допуске к участию в электронном аукционе и указывает на то, что все необходимые сведения об используемых при выполнении работ товарах указаны Обществом в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе и требованиями документации об электронном аукционе.
Комиссия установила, что по позициям, послужившим основанием для отказа заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, заказчик, в частности установил следующие требования к характеристикам товаров:
Наименование товара |
Описание товара |
Лампы энергосберегающие люминесцентные |
Мощность не менее 20 Вт; Диапазон цветовой температуры 4000-4200К; Цоколь Е27 |
Писсуар |
Фарфоровый; Водопоглощение не более 5%; Не должен иметь сквозных видимых и невидимых трещин, холодного треска и цека; Деформация (коробление) поверхности в плоскости, прилегающей к стене, не более 4 мм; В состав комплекта писсуаров входит писсуар, писсуарный кран по техническим условиям; Товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 15167-93 |
Изучив первую часть заявки заявителя, Комиссия установила, что по вышеуказанным позициям товаров Общество указало следующие характеристики:
Наименование товара |
Описание товара |
Лампы энергосберегающие люминесцентные |
Мощность 20 Вт; Диапазон цветовой температуры 4000-4200К; Цоколь Е27 |
Писсуар |
Фарфоровый; Водопоглощение не более 5%; Не имеет сквозных видимых и невидимых трещин, холодного треска и цека; Деформация (коробление) поверхности в плоскости, прилегающей к стене, 4 мм; В состав комплекта писсуаров входит писсуар, писсуарный кран по техническим условиям; Товар соответствует требованиям, установленным ГОСТ 15167-93 |
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что заявка заявителя была не допущена к участию в электронном аукционе, поскольку Общество по позиции товара "лампы энергосберегающие люминесцентные" указало диапазон цветовой температуры, в то время как в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе и пункта 2.4.1 раздела 2 документации об электронном аукционе необходимо было указать конкретное значение цветовой температуры лампы, учитывая, что данный показатель является изменяемым.
В подтверждение обоснованности своей позиции представители заказчика представили на обозрение Комиссии распечатки с сети "Интернет", а также непосредственно упаковки с товара "лампы энергосберегающие люминесцентные", где показатель цветовой температуры указан в конкретном числовом выражение: 4000К, 4200К и т.п.
Что касается позиции товара "писсуар", заказчик пояснил, что в данном случае заявитель также не указал конкретное значение показателя "водопоглащение", употребив слово "не более", из чего заказчик не может сделать вывод о том, какое водопоглащение будет иметь предлагаемый заявителем писсуар.
Как пояснили представители заказчика показатель "водопоглощение" также выражается в конкретном числовом значении: 0,2; 0,5; 1 и т.п.
Проанализировав положения документации об электронном аукционе, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия признала обоснованным довод заявителя о неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по позиции товара "лампы энергосберегающие люминесцентные", исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как было указано ранее требования к товарам, которые должны использоваться при выполнение работ по ремонту здания, их функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров, установленным заказчиком требованиям к их характеристикам, указаны в Техническом задании, которое представлено в виде таблицы, содержащей графы "Наименование товара" и "Описание товара".
По позиции товара "лампы энергосберегающие люминесцентные" в графе "Описание товара" заказчик, указал следующие требования к характеристикам товара: "Мощность 20 Вт; Диапазон цветовой температуры 4000-4200К; Цоколь Е27".
В соответствии с толкованием слово "диапазон" означает: 1. Интервал между самым низким и самым высоким. 2. Область, в пределах которой осуществляются какие-нибудь измерения. 3. Объем, размер знаний, интересов (С.И. Ожегов и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: "А ТЕМП", 2004, с.165).
Исходя из буквального толкования содержания требования заказчика к такому показателю товара "лампы энергосберегающие люминесцентные", как "диапазон цветовой температуры", можно сделать вывод о том, что цветовая температура указывается в диапазоне, т.е. в интервале "от и до", что собственно и сделал в своей заявке заявитель.
При этом Комиссия отмечает, что из содержания Технического задания документации об электронном аукционе нельзя определить, что данный показатель является изменяемым и участник закупки должен указать конкретное значение.
Более того, проанализировав первые части заявок на участие в электронном аукционе всех остальных участников электронного аукциона, Комиссия установила, что значительная часть участников закупки по позиции товара "лампы энергосберегающие люминесцентные" указала именно диапазон цветовой температуры 4000-4200К, как установил заказчик в документации об электронном аукционе.
Что касается позиции товара "писсуар" также послужившей основанием отказа заявителю в допуске к участию в электронном аукционе Комиссия признает данный довод Общества необоснованным и считает правомерным отказ Обществу по данному основанию, исходя из следующего.
В соответствии с толкованием слово "конкретный" означает реально существующий, вполне точный и вещественно определенный, в отличие от абстрактного, отвлеченного.
Как следует из требований, предъявляемых заказчиком к характеристикам товара "писсуар" данный товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТом 15167-93, при этом водопоглощение должно быть не более 5%, т.е. по смыслу указанного участник должен указать конкретное значение данного показателя, которое будет соответствовать требованиям ГОСТа 15167-9393 "Изделия санитарные керамические. Технические условия" и требованиям подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заявитель не исполнил требования подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе и пункта 2.4.1 раздела 2 документации об электронном аукционе, поскольку не указал конкретное значение водопоглощения, употребив при этом слово "не более".
При этом Комиссия отмечает, что по иным позициям товаров "умывальник фарфоровый", "умывальник полуфарфоровый", "писсуар полуфарфоровый" заявитель указал конкретное значение водопоглощения без употребления слов "не более".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что заявителю должна было быть отказано в допуске к участию в электронном аукционе по позиции товара "писсуар", поскольку первая часть заявки Общества не содержала конкретного показателя "водопоглощение".
Кроме того, в результате внеплановой проверки действий единой комиссии заказчика при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе Комиссия установила следующее.
В соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе по позициям товаров "писсуар фарфоровый", "умывальник фарфоровый", "пьедестал фарфоровый" заказчик, в частности установил требование о том, что данные товары должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТом 15167-93 и водопоглощение должно быть не более 5%.
При рассмотрении жалоб ООО "Центр пожарной безопасности "Защита", ООО "Рэдианс", ООО "Лидер-Прогресс" Комиссией установлено, что заказчик в нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установил требования к водопоглощению не более 5%, не соответствующее нормам ГОСТа15167-9393 "Изделия санитарные керамические. Технические условия", поскольку в соответствии с пунктом 5.2.2. ГОСТа 15167-93 "Изделия санитарные керамические. Технические условия" водопоглощение изделий не должно быть более: фарфоровых - 1%, полуфарфоровых - 5%, фаянсовых - 12%".
Вместе с тем Комиссия установила, что единая комиссия заказчика неправомерно допустила к участию в электронном аукционе победителя электронного аукциона, а также участника закупки с порядковым номером заявки 2, заявки которых по позициям товаров "писсуар фарфоровый", "умывальник фарфоровый", "пьедестал фарфоровый" содержали сведения о водопоглощении равное "5%", что не соответствует пункту 5.2.2 ГОСТа 15167-93 Изделия санитарные керамические. Технические условия", которым установлено предельное значение водопоглощения изделий фарфоровых не более 1%.
Комиссия отмечает, что ряд участников закупки, в том числе заявитель по вышеуказанным позициям товаров также указали водопоглощение равное 5%.
Более того, Комиссия считает неправомерным отказ ряду участников закупки (заявки NN 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 26, 27, 28, 29, 35, 36) по позиции товара "кольца резиновые для чугунных напорных труб", исходя из следующего.
По позиции товара "кольца резиновые для чугунных напорных труб" в графе "Описание товара" заказчик, указал следующие требования к характеристикам товара: "Диаметр не менее 50 мм и не более 300 мм; Условная прочность при растяжении МПа, не менее 12,3; Относительное удлинение при разрыве , % не менее 250; Коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия при температуре минус 10° С, не менее 0,2; Поверхность колец должна быть гладкой, без трещин и пузырей; Товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 18829-73, ГОСТ 9833-73".
Комиссия установила, что ряд участников закупки в своих заявках на участие в электронном аукционе указали диаметр "150 мм", что формально соответствовало значениям, установленным заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, единая комиссия отказала вышеуказанным участникам в допуске к участию в электронном аукционе по данной позиции товара, ссылаясь на то, что такой диаметр не соответствует требованиям ГОСТа 18829-73 и ГОСТа 9833-73, поскольку он должен быть больше или меньше с любым диаметром сечения.
На заседании Комиссии представители заказчика не смогли пояснить обоснованность принятия решения комиссии по отказу ряду участников закупки в допуске к участию в электронном аукционе по позиции товара "кольца резиновые для чугунных напорных труб", а именно каким положениям ГОСТа 18829-73 "Кольца резиновые уплотнительные круглого сечения для гидравлических и пневматических устройств" и ГОСТа 9833-73 "Кольца резиновые уплотнительные круглого сечения для гидравлических и пневматических устройств" не соответствует диаметр, заявленный участниками закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия считает неправомерным отказ участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе по позиции товара "кольца резиновые для чугунных напорных труб" в тех случаях, когда участниками был указан диаметр, подпадающий под значения, установленные заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика в целом нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе и считает необходимым выдать заказчику и его единой комиссии предписание о повторном рассмотрении первых частей заявок на участие в электроном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" на действия заказчика - бюджетное учреждение Омской области "Управление противопожарной службы Омской области" и его единой комиссии при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту здания (извещение N 0352200010514000076), признав обоснованным довод жалобы о неправомерном отказе Обществу в допуске к участию в электронном аукционе по позиции "лампы энергосберегающие люминесцентные".
2. Признать в действиях единой комиссии бюджетного учреждения Омской области "Управление противопожарной службы Омской области" нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению Омской области "Управление противопожарной службы Омской области", и его единой комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
Ш.М. Кусанова |
|
|
Члены Комиссии: |
А.П. Алексина |
|
Н.М. Капарушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 октября 2014 г. N 03-10.1/560-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2014