Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 ноября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Смелова А.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ЦРБ Пермского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку детских молочных смесей (извещение N 0356300028814000097),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300028814000097 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку детских молочных смесей.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Требования к товару, являющемуся предметом электронного аукциона, установлены в Главе 5 "Техническое задание (Спецификация) на поставку товара.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Как указано выше, предметом закупки является адаптированная сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев, в том числе, со следующими характеристиками: белки на 100 мл готовой смеси, гр. не более 1,3, количество смеси в упаковке, гр. не менее 400.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 и Федеральным законом от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Закон N 88).
В соответствии с ч.2 ст.35 Закона N 88-ФЗ продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должны выпускаться только расфасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем:
1) 1 килограмм - сухие продукты (адаптированные молочные смеси, последующие смеси, продукты прикорма, продукты моментального приготовления, каши на молочной основе);
2) 0,2 литра - жидкие адаптированные, частично адаптированные смеси, последующие смеси;
3) 0,25 литра - молоко питьевое, сливки питьевые, кисломолочные продукты;
4) 0,1 килограмма - пастообразные продукты детского питания на молочной основе, в том числе творог и продукты на его основе.
Таким образом, для упаковки молочных смесей законодательно установлена только верхняя граница - 1 кг.
Согласно ч.5 ст. ст.14 Закона N 88, под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии.
В соответствии с Приложением 13 к Закону N 88-ФЗ, допустимый нормируемый уровень белка в адаптированных молочных смесях составляет 1,2-1,7 гр.
Как указано выше, данный показатель установлен Заказчиком следующим образом - не более 1,3 гр.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках обязывает Заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки выходят за рамки стандартных показателей, то Заказчик должен указать причины завышения/занижения параметров в Техническом задании.
В материалы жалобы представлено комиссионное решение по детским молочным смесям от 13.10.2014 г., принятое Заказчиком, из которого следует, что белок молочных смесей ниже 1,3 гр. позволит, в том числе, уменьшить негативные последствия избыточного количества белка при искусственном вскармливании детей до года и т.д.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что исполнением требований Закона о закупках, в данном конкретном случае, должно являться наличие обоснования использования показателей, отличных от установленных в Законе N 88, тогда как обоснование, представленное Комиссии, в состав аукционной документации не входит, на официальном сайте не размещено, и, как следствие, потенциальные участники закупки не были информированы о потребности Заказчика в смеси с содержанием белка не более 1, 3 гр.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что довод Заявителя о том, что установленные показатели в совокупности, ведут к ограничению количества участников закупки, подтверждения не нашел.
Более того, самим же Заявителем указывается на то, что характеристикам, обозначенным Заказчиком, соответствуют следующие товары: "Малютка 1", Нутрилон 1 Премиум" (производитель "Нутриция"), "Нан 1" (производитель "Нестле").
Доводы ИП Смелова А.Г. о том, что данные товары не могут быть предложены к поставке, поскольку имеют иную ценовую категорию, не могут быть приняты во внимание, поскольку ИП Смелов А.Г., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, либо наличие товара с соответствующими характеристиками, но иной ценовой категории, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Довод Заказчика о том, что помимо указанной выше продукции, характеристикам, обозначенным в аукционной документации, соответствует смесь "Инфанта" (производитель "Хайнц"), отклоняется Комиссией, поскольку согласно представленному в материалы жалобы письму, производство поименованной смеси прекращено в декабре 2013 года.
В 2.4 проекта контракта установлено требование об оплате по контракту в течение 90 календарных дней.
Довод Заявителя, со ссылкой на положение п.3 ч.7 ст.9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" о том, что продовольственные товары, на которые установлен срок годности свыше тридцати дней, подлежат оплате в срок не позднее сорока пяти календарных дней, отклоняется Комиссией, поскольку согласно п.2 ч.4 ст.1 названного закона, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением деятельности по проведению организованных торгов.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Смелова А.Г.на действия ГБУЗ ПК "ЦРБ Пермского муниципального района" при проведении электронного аукциона на поставку детских молочных смесей (извещение N 0356300028814000097) обоснованной в части использования Заказчиком нестандартных показателей без обоснования, в части требований к размеру упаковки товара.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "ЦРБ Пермского муниципального района" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений, допущенных ГБУЗ ПК "ЦРБ Пермского муниципального района", выдать предписание ГБУЗ ПК "ЦРБ Пермского муниципального района", Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГБУЗ ПК "ЦРБ Пермского муниципального района" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 ноября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2014