Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 октября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "УралЭнергоРемонт" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на выполнение работ "Подготовка картографического материала "Опорный план" в целях подготовки проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Пермского края (извещение N 0156200009914000479),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком, Уполномоченным органом было размещено извещение N 0156200009914000479 о проведении открытого конкурса на выполнение работ "Подготовка картографического материала "Опорный план" в целях подготовки проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Пермского края.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
В ч. 4 ст. 32 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с абз.2 п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В п. 28 указанных Правил указано, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Главе 3 документации о закупке.
Как указано в п.2 Главы 3 квалификация участников закупки оценивается по опыту участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого* характера и объема с предметом конкурса (НЦБi:
Предмет оценки - количество исполненных контрактов (договоров) по выполнению работ сопоставимого* характера и объема с предметом конкурса (далее - контракты).
*Работами сопоставимого характера и объема в рамках данного конкурса считаются: выполненные работы (оказанные услуги) на выполнение исследований и работ по разработке программ и (или) методических рекомендаций, и (или) документации по планировке территории в сфере градостроительного проектирования**, выполненные (оказанные) в период с 01.01.2011 по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе, с ценой контракта (договора) не менее 1,5 млн. руб. каждый.
** данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта (договора).
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 15 контрактов (договоров) по выполненным работам (оказанным услугам), сопоставимого* характера и объема (Кпред).
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта выполнения работ сопоставимого* характера и объема.
Документами, подтверждающими опыт выполнения работ сопоставимого* характера и объема являются в совокупности:
1. Копии заключенных и исполненных контрактов (договоров) по выполнению работ сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящего конкурса, со всеми приложениями и изменениями;
2. Копии актов сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающих стоимость и факт приемки выполненных работ заказчиком, по исполненным контрактам.
Расчет баллов производится следующим образом:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
С3i = КЗ*100*(Кi/Кmax);
б) в случае если Кmax Кпред, - по формуле:
С3i = КЗ*100*(Кi/Кпред),
при этом, если участником конкурса предложено значение равное или превышающее, установленное максимальное значение по данному показателю, количество баллов, присуждаемые данной заявке, определяются следующим образом:
Сmax = КЗ*100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 1,0);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком (15 контрактов (договоров);
Сmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком;
С3i - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю)
Опыт выполнения работ считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копий заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого* характера и объема;
и (или)
- отсутствия приложений по заключенным и исполненным контрактам (договорам) на выполнение работ сопоставимого* характера и объема;
и (или)
- отсутствия копий актов сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающих стоимость выполненных работ и факты приемки работ заказчиком, по исполненным контрактам (договорам) на выполнение работ сопоставимого* характера и объема;
и (или)
- несоответствия тематики (предмета) контрактов (договоров) предмету настоящего конкурса (выполнение работ сопоставимого* характера и объема)
и (или)
- несоответствие стоимости работ сопоставимого* характера и объема, указанной в контракте (договоре) и актах сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающих стоимость выполненных работ и факты приемки работ заказчиком;
и (или)
- срок заключения и исполнения контрактов (договоров) не приходится на период с 01.01.2011 г. по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе;
и (или)
- цена каждого заключенного и исполненного контракта (договора) составляет менее 1,5 млн. (один миллион пятьсот тысяч) рублей.
При отсутствии опыта выполнения работ сопоставимого* характера и объема и (или) документального подтверждения заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия отмечает, что согласно требованиям, установленным в п. 6 Главы 5 "Техническое задание" аукционной документации, в рамках заключенного по результатам закупки контракта подрядчик должен будет выполнить следующие мероприятия:
I. Сбор исходных данных согласно Перечню исходной информации, анализ полученной исходной информации, корректировка Перечня исходной информации.
II. Подготовка картографического материала "Опорный план" для подготовки проекта внесения изменений в СТП ПК.
III. Согласование картографического материала "Опорный план" для подготовки проекта внесения изменений в СТП ПК с исполнительными органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления Пермского края, предприятиями и организациями, определенными Заказчиком. Доработка материалов, устранение замечаний.
Процесс выполнения работ должен быть организован интерактивно при одновременном выполнении нескольких видов работ.
Результатом выполненных работ является цифровая версия картографического материала "Опорный план" и отчетная документация, содержащая, в том числе, обоснование отображения объектов на картах масштаба не менее 1:100000 (п. 9 Технического задания).
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом достаточно конкретизированы мероприятия, которые необходимо выполнить в рамках заключенного по результатам закупки контракта, а также, что предусмотренные аукционной документацией мероприятия могут быть приравнены к работам сопоставимого характера в рамках данного конкурса, поскольку выполняются в сфере градостроительного проектирования, Заказчиком дано четкое определение работ сопоставимого характера, более того, ни Закон о закупках ни Правила оценки не определяют порядок отнесения работ к сопоставимым, в связи с чем, установленные критерии и показатели оценки соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Более того, Комиссия отмечает, что Заказчик, Уполномоченный орган, руководствуясь действующим законодательством, вправе самостоятельно определять как перечень определенных предусмотренных законодательством критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе, предмет и конкретные показатели оценки участников конкурса. В рассматриваемой ситуации предмет оценки и показатели не противоречат требованиям Закона о закупках, поскольку позволяют выявить в результате конкурса лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Таки образом, Комиссия не находит в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закон о закупках.
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о закупках, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 8 ст. 50 Закона о закупках, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
17.10.2014 г. в адрес Заказчика, Уполномоченного органа от ООО "УралЭнергоРемонт" поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации следующего содержания:
ГЛАВА III. Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, Порядок их оценки
Пункт 2. Квалификация участника конкурса:
Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого* характера и объема с предметом конкурса (НЦБi).
Столбец "Порядок оценки, окончательных предложений участников закупки".
*Работами сопоставимого характера и объема в рамках данного конкурса считаются: выполненные работы (оказанные услуги) на выполнение исследований и работ по разработке программ и (или) методических рекомендаций, и (или) документации по планировке территории в сфере градостроительного проектирования**_
1. Прошу конкретизировать виды, типы, тематику исследований, выполнение которых, по мнению заказчика, является работой, сопоставимой предмету закупки.
2. Прошу конкретизировать виды, типы и тематику программ, разработка которых, по мнению заказчика, является работой сопоставимой предмету закупки.
3. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "документация по планировке территории в сфере градостроительного проектирования". Сфера градостроительного проектирования является широкой и включает в себя территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территорий населенных пунктов и отдельных его элементов, в том числе в синтезе с ландшафтным дизайном и архитектурой. Документация по планировке территории, к которой в силу статьи 41 Градостроительного кодекса РФ относятся проект планировки, проект межевания территории и градостроительный план земельного участка, является лишь одним из видов градостроительной документации.
Учитывая изложенное:
а) прошу пояснить, на каком основании в качестве документации, сопоставимой по характеру документу территориального планирования РФ (схема территориального планирования Пермского края) принята документация по планировке территории и не приняты в качестве сопоставимых работы по разработке документов территориального планирования (схемы территориального планирования, генеральные планы), градостроительного зонирования, а так же проектирование и составление общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий.
б) Прошу привести конкретный перечень видов проектной и картографической документации, разработка которой, по мнению заказчика, является работой, сопоставимой предмету закупки.
В ответ на указанный запрос о разъяснении положений аукционной документации 21.10.2014 г. Заказчик опубликовал следующие разъяснения:
В соответствии с пунктом 2 ГЛАВЫ III. "критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, Порядок их оценки" опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого* характера и объема с предметом конкурса" подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) по выполнению работ сопоставимых по характеру и объему.
*Работами сопоставимого характера и объема в рамках данного конкурса считаются: выполненные работы (оказанные услуги) на выполнение исследований и работ по разработке программ и (или) методических рекомендаций, и (или) документации по планировке территории в сфере градостроительного проектирования**, выполненные (оказанные) в период с 01.01.2011 по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе, с ценой контракта (договора) не менее 1,5 млн. руб. каждый.
** данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта (договора).
Таким образом, участник закупки в подтверждении опыта, вправе представить контракты (договоры) в предмете которых поименованы работы (услуги) указанные выше.
Комиссия отмечает, что Заказчиком, Уполномоченным органом даны разъяснения, которые не изменяют суть требований, содержащихся в конкурсной документации, в связи с чем, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закон о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "УралЭнергоРемонт" на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса на выполнение работ "Подготовка картографического материала "Опорный план" в целях подготовки проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Пермского края (извещение N 0156200009914000479) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 октября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2014