Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 октября 2014 г. N 2018/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
|
Председатель Комиссии К.А. Коренченко, |
|
Члены Комиссии А.Д. Кравцов, Ю.В. Моргунова, |
рассмотрев дело N2018\03 о нарушении норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0358300233714000005 "Обустройство универсальной спортивной площадки с установкой тартанового покрытия и разметкой для игр по мини-футболу, баскетболу, волейболу на территории СОШ N1 по адресу: 344019, г.Ростов-на-Дону, 9-я линия, 5", в присутствии: от Заявителя - А.А. Мосиной, от Спецорганизации - Р.В. Керезь, С.Н. Буян, от Привлеченного лица - М.А. Новиковой,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N20113 от 08.10.2014 г.), в которой обжаловалось установление в документации об аукционе требований к одному из товаров, подлежавших использованию при выполнении работ.
В "возражении по доводам жалобы" (без номера и даты) Спецорганизация отрицала нарушение Закона при формировании требований к используемым товарам.
Непосредственно при рассмотрении настоящего дела 15.10.2014 г. Заявитель подал дополнение к жалобе, озаглавленное "14.10.2014 г. Жалоба на действия комиссии заказчика", в котором:
- обжаловал отказ в допуске к участию в аукционе;
- представил дополнительные доводы относительно положений документации об аукционе, противоречащих, по мнению Заявителя, нормам Закона.
Представитель Привлеченного лица не изложил правовую позицию по делу.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данным жалобам проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении электронного аукциона для закупки" от 23.09.2014 г. N0358300233714000005:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 09.10.2014 г. в 09-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 4 334 017,6 руб.
В силу ч.4 ст.105 Закона:
- жалоба в соответствии с главой 6 Закона на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
- по истечении указанного срока обжалование положений документации об аукционе осуществляется только в судебном порядке.
Заявитель не был лишен возможности подать жалобу на положения документации об аукционе до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (до 09 часов 00 минут 09.10.2014 г.) и фактически подал такую жалобу, однако в ней не изложил доводы относительно положений документации об аукционе, содержавшиеся в датированном 14.10.2014 г. дополнении к жалобе.
По истечении указанного срока обжалование положений документации об аукционе осуществляется только в судебном порядке.
Ввиду пропуска Заявителем данного срока доводы датированного 14.10.2014 г. дополнения к жалобе Заявителя на положения документации об аукционе не могут быть рассмотрены комиссией Ростовского УФАС России.
2. Документация об аукционе утверждена Директором Заказчика 23.09.2014 г.
В силу п.3 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар:
А) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (далее - Согласие), в т.ч. согласие на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо Согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
Б) Согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги.
Согласно "Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе" (п.3.4 раздела 3 документации об аукционе; далее - Инструкция):
- предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона характеристики объекта закупки, в т.ч. товаров, используемых при выполнении названных работ; указанные в ч.2 ст.33 Закона показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям содержались в приложении N1 "Описание объекта закупки. Техническая часть" документации об аукционе;
- участнику закупки в первой части своей заявки на участие в электронном аукционе на каждую единицу товара (материалов), являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к техническим характеристикам необходимо сделать их описание, а именно: конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования) о товарах (материалах), предлагаемых к использованию при выполнении работ, конкретные показатели этого товара по всем параметрам, указанным Заказчиком, в единицах измерения, указанных Заказчиком в описании объекта закупки (приложение N1 к документации об электронной аукционе);
- характеристики материала, являющиеся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой запятой "," - участником данные характеристики должны быть конкретизированы, т.е. должен быть указан конкретный вариант исполнения материала, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения данного товара;
- в иных случаях перечисление характеристик через "," означает, что Заказчику необходим товар в ассортименте, с присутствием всех характеристик, в данном случае необходимо отдельными позициями предложить столько товаров данного вида, сколько значений по данному показателю установлено в описании объекта закупки, добавив при этом соответствующие товарные позиции;
- при указании в требованиях к материалам показателей соответствия с использованием соединительного союза "и", участник предлагает товар, сочетающий в себе оба показателя одновременно;
- при указании в требованиях к материалам показателей соответствия с использованием союза "или", участник предлагает товар, сочетающий в себе только одну характеристику из разделенных данным союзом.
- в случае использования знака "\", "/" - данный знак означает "или", по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки.
- эквивалентность предлагаемого товара будет устанавливаться по комплектности, всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в описании объекта закупки (приложение N1 к документации об электронной аукционе).
3. В приложении N1 к документации об аукционе Заказчик указал:
- наименования товаров, подлежавших использованию при выполнении работ (без указания по большинству товаров товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований мест происхождения товаров, наименований производителей товаров);
- предусмотренные ч.2 ст.33 Закона показатели, значения показателей.
В частности, к использованию при выполнении работ требовались "Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка 2, тип Г".
Как указано выше, в Инструкции Заказчиком приведены в т.ч. положения о порядке представления в заявке конкретных показателей, значения которых разделены в приложении N1 знаком запятой; соединены союзом "и"; разделены союзом "или".
В этой связи Заявитель указал в жалобе, что:
- асфальтобетонные смеси не могут быть одновременно дорожными и аэродромными, горячими и теплыми, мелко и крупнозернистыми;
- соответственно, устанавливая данные требования, Заказчик нарушил "нормы Закона", чем повлек невозможность для потенциального участника размещения заказа "сделать конкретное предложение по настоящей позиции".
Спецорганизация в качестве возражения по данному доводу сообщила следующее:
- данная фраза была установлена для того, что в случае, если Заказчиком установлены требования к характеристикам материала, подразумевающие использование данного товара в ассортименте (двух различных марок), на которые распространяются требования одного ГОСТа или иного технического регламента, и при этом при подготовке первой части заявки участником закупки невозможно указать конкретные характеристики материала, соответствующие одновременно всему требуемому ассортименту товара, в данном случае, участник закупки выделяет отдельно каждый товар из ассортимента и указывает его конкретные характеристики".
Согласно приложению N1 к документации об аукционе, все материалы и оборудо-вание, используемые в ходе выполнения работ должны соответствовать стандартам РФ.
Согласно разделу 1 Межгосударственного стандарта "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" ГОСТ 9128-2009 (введен в действие с 01.01.2011 г. в качестве национального стандарта РФ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 22.04.2010 г. N62-ст) данный стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами".
В частности, п.4.5 и таблице 1 данного ГОСТ:
- указаны требуемые Заказчиком смеси "марки II, тип Г";
- данное сочетание обозначений указывает на горячие плотные "смеси и асфальтобетоны", на песках из отсевов дробления.
Следовательно, оснований для признания Заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33 Закона в связи с установлением требований к данному товару отсутствуют.
Рассмотренный довод жалобы признан необоснованным.
4. В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона или представления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона, требованиям документации об аукционе.
В силу ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона, не допускается.
Согласно "Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе" от 10.10.2014 г. N0358300233714000005/1:
- на участие в аукционе поданы 4 заявки NN245755, 245761, 246361, 246735;
- участникам закупки, подавшим заявки NN246361, 246735, отказано в допуске к участию в аукционе.
4.1. Согласно приложению N1 к документации об аукционе при выполнении работ следовало использовать "щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция (20-40) мм. ГОСТ 8267-93", к которому установлено требование: должен использоваться щебень из изверженных, осадочных или метаморфических пород.
В заявке N246361, поданной Заявителем, по данному товару указано: "будет использоваться щебень из метаморфических пород", что:
- в нарушение п/п."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона и вышеуказанных положений Инструкции в части порядка представления в заявке конкретных показателей, значения которых разделены запятой в приложении N1 документации об аукционе, не содержит предложения об использовании щебня из изверженных пород;
- в силу п.1 ч.4 ст.67 Закона является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
4.1.1. Согласно приложению N1 к документации об аукционе следовало использовать "асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка II, тип Г", с применением щебня из изверженных и метаморфических горных пород или осадочных горных пород.
В заявке N246361 указано на применение в асфальтобетонной смеси щебня из осадочных горных пород, что:
- в нарушение п/п."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона и вышеуказанных положений Инструкции в части порядка представления в заявке конкретных показателей, значения которых соединены союзом "и" в приложении N1 к документации об аукционе, не содержит предложения об использовании щебня из изверженных пород;
- в силу п.1 ч.4 ст.67 Закона является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
4.1.2. В приложении N1 к документации об аукционе содержится требование об использовании в составе асфальтобетонной смеси вязкого дорожного нефтяного битума по ГОСТ 22245-90 или жидкого битума по ГОСТ 11955-82.
При этом к вязким дорожным нефтяным битумам предъявлялись требования:
- индекс пенетрации от -1,0 до +1,0;
- "глубина проникания иглы, 0,1 мм, при 25 °С" 61-90 (для битума марки БНД 60/90);
- температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 47 (для битума марки БНД 60/90).
В заявке N246361 предложен вязкий нефтяной дорожный битум марки БНД 60/90, имеющий:
- индекс пенетрации = 0,5;
- глубину проникания иглы, 0,1 мм, при 25 °С = 80;
- температуру размягчения по кольцу и шару, °С = 50.
Однако согласно таблице 3 "Таблица определения индекса пенетрации битума" в приложении N2 Государственного стандарта Союза ССР "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" ГОСТ 22245-90 (утвержден и введен с 01.01.1991 г. в действие Постановлением Госстандарта СССР от 12.02.1990 г. N191) при указанных в заявке N246361 глубине проникания иглы и температуре размягчения индекс пенетрации должен составлять 0,0, а не 0,5, как указал заявитель в своей заявке.
Следовательно, Заявитель указал недостоверные сведения об индексе пенетрации битума, что в силу п.1 ч.4 ст.67 Закона является основанием отказа в допуске.
Таким образом, отказ Заявителю в допуске к участию в аукционе основан на п.1 ч.4 ст.67 Закона; не противоречит ч.5 ст.67 Закона.
Довод заявителя о том, что приложение N2 ГОСТ 22245-90 является рекомендуемым, опровергается буквальным содержанием данного приложения ГОСТ 22245-90, где указано: "Приложение 2. Обязательное".
Жалобу Заявителя надлежит признать необоснованной.
4.2. В заявке N246735 ни по одному из 16 товаров, требуемых к использованию при выполнении работ согласно приложению N1 к документации об аукционе, не указаны конкретные показатели, равно как и "наименование места происхождения товара или наименование производителя товара", предусмотренные п/п."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона;
Отказ участнику закупки, подавшему эту заявку, в допуске к участию в аукционе, основан на п.1 ч.4 ст.67 Закона; не противоречит ч.5 ст.67 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Оператору обеспечить Заказчику возможность осуществления в соответствии с нормами Закона дальнейших действий по названному аукциону.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии А.Д. Кравцов
Ю.В. Моргунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 октября 2014 г. N 2018/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2014