Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 октября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
М.С. Ратникова Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Лесоруб" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального казённого учреждения "Управление благоустройства Ленинского района" города Ростова-на-Дону" при проведении электронного аукциона N 0358300062214000004 "Электронный аукцион на выполнение работ по обрезке деревьев в связи с чрезвычайными и аварийными ситуациями на территории Ленинского района г. Ростова-на-Дону в 2014 году" по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика, Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно отказано в заключении контракта с ним.
Заявитель указывает, что данный отказ обусловлен решением контролирующего органа - Администрации гор. Ростова-на-Дону.
Заявитель не согласен с решением контролирующего органа, Заказчика.
Заказчик пояснил, что аукцион признан несостоявшимся. В силу норм Закона Заказчиком направлены материалы для согласования заключения контракта с единственным подрядчиком в контролирующий орган. Ввиду наличия нарушений законодательства, Заказчику отказано в заключении контракта с Заявителем.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
1) В части 1 ст. 105 Закона предусмотрено право любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) следующих органов и лиц: заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Право на обжалование в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок, действий (бездействий) органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, Законом не предусмотрено.
Заявителем фактически обжалуются действия органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, - Администрации гор. Ростова-на-Дону.
Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с принятым уполномоченным органом решением об отказе в согласовании заключения контракта с единственным подрядчиком.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Административный порядок обжалования решений органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок, Законом не предусмотрен.
В силу положений действующего законодательства, Ростовское УФАС России не наделено полномочиями по отмене либо пересмотру решений органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
2) В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указывается: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.
Согласно извещению Заказчиком к участникам закупки установлены:
1) "единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона). Дополнительная информация к требованию отсутствует;
2) требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Закона). Дополнительная информация к требованию отсутствует.
В нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона извещение не содержит:
1) полного перечня требований, предъявляемых к участнику закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона;
2) перечень документов, которые следует представить участнику закупки в подтверждение соответствия требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона. Из извещения следует, что к участника аукциона данное требование установлено. Однако, при выполнении работ по предмету контракта наличие каких-либо разрешительных документов не требуется, в том числе, копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624.
Заказчиком нарушен п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона.
3) В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона документация, об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В качестве указанной информации Заказчиком в п. 20 информационной карты указано следующая информация:
"участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес официального сайта запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона
В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки Муниципальному заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса Муниципальный заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Муниципальному заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснение положений документации об аукционе не изменяет ее сути".
Указания дат начала и окончания срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации данным образом, является недостаточным. У участника закупки не имеется возможности определить дату, с которой можно подать запрос на разъяснения положений документации.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
4) Согласно п. 15 информационной карты "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги".
Согласно п. 3. 2 документации "первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование, патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование, патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя;
2) при заключении контракта на выполнение работ, оказание услуг:
согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении аукциона на выполнение работ или оказание услуг;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п.п. 2 п. 3.2.3. ч.3.2. ст.3 настоящего Раздела, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование, патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное п.п. 2 п. 3.2.3. ч.3.2. ст.3 настоящего Раздела., указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование, патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование, патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование, патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное п.п. 2 п. 3.2.3. ч.3.2. ст.3 настоящего Раздела, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
Согласно Техническому заданию "в заявке указывается тип работы_.". Данная формулировка исключает дачу участников аукциона исключительно согласия на выполнение работ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению.
В нарушение указанной нормы права Заказчиком однозначные требования к составу первой части заявки на участие в аукционе не сформированы.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Требования к составу первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком не соблюдены.
Заказчиком нарушены ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66 Закона.
5) Часть 7 статьи 34 Закона предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановления Правительства).
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по установленной законодателем формуле.
Согласно п. 6. 5 проекта контракта "Подрядчик при нарушении обязательств по настоящему Контракту уплачивает в городской бюджет за нарушение календарных сроков выполнения работ по Графику производства работ - пеню за каждый день просрочки исполнения указанных обязательств, которая устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически выполненных Подрядчиком, и определяется согласно расчета пени (Приложение N 4), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока выполнения обязательства".
Согласно указанному приложению:
"П = (Ц - В) x С,
где:
П- пени за нарушение Подрядчиком п. 3.1. муниципального контракта;
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании расчетных документов об оказания услуг;
С - размер ставки.
Размер ставки С определяется по формуле:
где:
СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
_______________________________________________________
* При определении коэффициента К применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Заказчиком нарушена ч. 7 ст. 34 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лесоруб-9" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 34, ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66, ч. 5 ст. 63 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об аннулировании указанной закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.С. Ратникова
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 октября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2014