Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 октября 2014 г. N 2143/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова,
рассмотрев дело N 2143/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100002314000173 "Закупка легкового автомобиля" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Зинченко С.Н., Грибакиной Е.В.), в отсутствии представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, просил Комиссию признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100002314000173 от 15.10.2014 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2 990 000,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 23.10.2014 года в 09 часов 00 минут.
Согласно доводам жалобы, Заказчик при составлении документации об аукционе допустил нарушение ч.1 ст.12 Закона, что выразилось в проведении закупки, которая не влияет на осуществление Заказчиком своих функций и полномочий, а также нарушение ст.33 Закона и п. 2 ч.1 ст.17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ), что выразилось в проведении закупки автомобиля с характеристиками, которым соответствует только автомобиль Toyota Land Cruiser Prado.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Указанные в документации об аукционе характеристики автомобиля приведены Заказчиком во исполнение указанной нормы Закона.
В техническом задании заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, исходя из своих потребностей.
В данном случае в аукционной документации не содержалось указание на конкретного производителя необходимого автомобиля или товарный знак такого автомобиля, а приведены только максимальные и минимальные значения основных технических показателей.
Требование к автомобилю, в части указания на условие - комплектация автомобиля в соответствии с техническим заданием Заказчика, не может являться нарушением ч.1 ст. 12 и ст.33 Закона, а также п.2 ч.1 ст.17 Закона N135-ФЗ.
Законодатель предоставил право Заказчику самостоятельно устанавливать технические и функциональные характеристики необходимого ему товара в соответствии с потребностями.
Положения Закона регулируют спорные отношения с целью установления единого порядка проведения закупок, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при выполнении Заказчиком действий, направленных на обеспечение государственных нужд, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц при проведении закупок и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в контрактной системе, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Вместе с тем, размещение закупки предполагает удовлетворение, в том числе нужд государственных учреждений, то есть обеспечиваемых федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Таким образом, в конкретной ситуации предмет аукциона должен был формироваться в соответствии с потребностями бюджетного учреждения.
Соответствие предъявляемым заказчиком характеристикам только автомобилей производства Toyota не лишало участников закупки возможности участвовать в аукционе, то есть не ограничивало число потенциальных участников аукциона, поскольку предметом аукциона являлась поставка, а не изготовление автомобиля.
Правовая позиция по данному вопросу высказана в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 года по делу N А53-27684/2011.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя следует признать необоснованными.
В соответствии с п.7 ч.5 ст.63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. N656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что подтверждением соответствия автомобилей легковых с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3 прочие, новые (п.19 Перечня Отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, код 34.10.21.330 ОК 034-2007), требованиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 1 настоящего постановления, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлен запрет на допуск автомобилей, происходящих из иностранных государств, если автомобили не соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием к перечню, являющемуся приложением к Постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 N656 и не произведены: - хозяйствующими субъектами, включенными в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 году производство моторных транспортных средств с применением понятия "промышленная сборка" в соответствии с критериями, указанными в пункте 7.1.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. N 169 "О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств"; - в режиме, предусмотренном абзацем шестым пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. Подтверждением соответствия автомобилей указанным требованиям, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Исходя из содержания извещения и документации об аукционе, размещенных на официальном сайте, Заказчик проводит закупку транспортного средства, которое, исходя из его технических характеристик, относится к автомобилям легковым с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3 прочим, новым, то есть является товаром, указанным в п.19 Перечня Отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, код 34.10.22.310 ОК 034-2007.
Довод Заказчика о том, что на данную закупку не распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. N656, поскольку код закупки согласно извещению - 34.10.22.319, то есть "Автомобили легковые с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 3000 см3 прочие, новые", является не состоятельным, поскольку согласно положениям раздела "Введение" "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (Том 1, классы 01 - 23; Том 2, классы 24 - 28; Том 3, классы 29 - 45; Том 4, классы 50 - 99) (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) код "34.10.22.319" входит в состав группировки "34.10.22.310", на которую распространяется действие указанного Постановления Правительства РФ.
Таким образом, Заказчик, не установив в извещении о проведении электронного аукциона ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства, нарушил ч.5 ст.63 Закона.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона, или копии этих документов.
Подтверждением соответствия закупаемого автомобиля указанным требованиям, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 N656, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Заказчик, осуществляя закупку товара, происходящего их из иностранного государства, на который установлен запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не установил требование о содержании в составе второй части заявки участников указанного акта экспертизы, тем самым, нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчик в разных разделах документации об аукционе установил различные требования к товару, который является объектом закупки.
Так, согласно Техническому заданию документации об аукционе к поставке требуется автомобиль, в том числе, со следующими характеристиками:
Кузов / габаритные размеры |
|
Длина (мм) |
Не менее 4760 |
Ширина (мм) |
Не менее 1885 |
Высота (мм) |
Не менее 184 |
Колесная база (мм) |
Не менее 2790 |
Колея передних колес (мм) |
Не менее 1585 |
Колея задних колес (мм) |
Не менее 1585 |
Передний свес (мм) |
Не менее 895 |
Задний свес (мм) |
Не менее 1075 |
Мин. дорожный просвет (мм) |
Не менее 220 |
Внутренние размеры и объемы |
|
Длина салона (мм) |
Не менее 1825 |
Ширина салона (мм) |
Не менее 1565 |
Высота салона (мм) |
Не менее 1240 |
вместимость багажного отделения м3 |
Не менее 1,934 |
Масса |
|
Снаряженная масса (кг) (с водителем) |
Не менее 2165-2475 |
Максимальная масса автомобиля (кг) |
Не менее 2990 |
- на переднюю ось |
Не менее 1335-1340 |
- на заднюю ось |
Не менее 1650-1655 |
Допустимая масса прицепа без тормозов (кг) |
Не менее 750 |
Допустимая масса прицепа с тормозами (кг) |
Не менее 3000 |
Двигатель |
|
Рабочий объем (см3) |
Не менее 3956 |
Тип топлива |
Бензин с октановым числом не менее 95 |
Диаметр цилиндра x ход поршня (мм) |
Не менее 94,0 x 95,0 |
Степень сжатия |
Не менее 10,4:1 |
Максимальная мощность (л.с. при об/мин) |
Не более 282 при 5600 |
Максимальная мощность (кВт при об/мин) |
Не более 207 при 5600 |
Максимальный крутящий момент (Нм при об/мин) |
Не более 387 при 4400 |
Трансмиссия |
|
Число передач |
Не менее 5 |
Тормозная система |
|
Передние (размеры, мм) |
дисковые, вентилируемые не более ( |
Задние (размеры, мм) |
дисковые, вентилируемые не более ( |
Колеса и шины |
|
Размер шин |
Не менее 265 /60 R18 |
Рулевое управление |
|
Тип |
рулевой механизм типа "шестерня-рейка", рулевой привод с гидроусилителем либо эквивалент |
Эксплуатационные характеристики |
|
Максимальная скорость (км/ч) |
Не менее 180 |
Paзгон 0-100 (км/ч, с) |
Не менее 9,2 |
Расход топлива (л/100 км) |
|
Смешанный цикл |
Не более 10,8 |
Содержание CO2 в отработавших газах* (г/км) |
|
Стандарт токсичности отработавших газов |
Не менее Евро IV |
Однако согласно спецификации (приложение N1 к проекту контракта) к поставке требуется автомобиль с иными характеристиками:
Кузов / габаритные размеры |
|
Длина (мм) |
4760 |
Ширина (мм) |
1885 |
Высота (мм) |
184 |
Колесная база (мм) |
2790 |
Колея передних колес (мм) |
1585 |
Колея задних колес (мм) |
1585 |
Передний свес (мм) |
895 |
Задний свес (мм) |
1075 |
Мин. дорожный просвет (мм) |
220 |
Внутренние размеры и объемы |
|
Длина салона (мм) |
1825 |
Ширина салона (мм) |
1565 |
Высота салона (мм) |
1240 |
вместимость багажного отделения м3 |
1,934 |
Масса |
|
Снаряженная масса (кг) (с водителем) |
2165-2475 |
Максимальная масса автомобиля (кг) |
2990 |
- на переднюю ось |
1335-1340 |
- на заднюю ось |
1650-1655 |
Допустимая масса прицепа без тормозов (кг) |
750 |
Допустимая масса прицепа с тормозами (кг) |
3000 |
Двигатель |
|
Рабочий объем (см3) |
3956 |
Тип топлива |
Бензин с октановым числом 95 |
Диаметр цилиндра x ход поршня (мм) |
94,0 x 95,0 |
Степень сжатия |
10,4:1 |
Максимальная мощность (л.с. при об/мин) |
282 при 5600 |
Максимальная мощность (кВт при об/мин) |
207 при 5600 |
Максимальный крутящий момент (Нм при об/мин) |
387 при 4400 |
Трансмиссия |
|
Число передач |
5 |
Тормозная система |
|
Передние (размеры, мм) |
дисковые, вентилируемые ( |
Задние (размеры, мм) |
дисковые, вентилируемые ( |
Колеса и шины |
|
Размер шин |
265 /60 R18 |
Рулевое управление |
|
Тип |
рулевой механизм типа "шестерня-рейка", рулевой привод с гидроусилителем |
Эксплуатационные характеристики |
|
Максимальная скорость (км/ч) |
180 |
Paзгон 0-100 (км/ч, с) |
9,2 |
Расход топлива (л/100 км) |
|
Смешанный цикл |
10,8 |
Содержание CO2 в отработавших газах* (г/км) |
|
Стандарт токсичности отработавших газов |
Евро IV |
Таким образом, в нарушение ч.1 ст.33 Закона описание объекта закупки является противоречивым и неоднозначным, не носит объективный характер, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии Заказчика исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 октября 2014 г. N 2143/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2014