Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 12 ноября 2014 г. N 422/2014-З/3
Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2014 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 133 от 01.10.2014 г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, рассмотрев жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (далее - Заявитель) от 29.10.2014 г. N 982 (вх. от 05.11.2014 г. N 5438э) на действия Заказчика - администрацию муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области при проведении открытого конкурса на разработку схемы водоснабжения и схемы водоотведения муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области на период до 2029 года (извещение N 0159300008114000061),
у с т а н о в и л а:
Администрацией муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области (далее - Заказчик) была организована процедура размещения заказа путем проведения открытого конкурса аукциона на разработку схемы водоснабжения и схемы водоотведения муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области на период до 2029 года (далее - открытый конкурс).
22 октября 2014 года извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 31 октября 2014 года было опубликовано изменение извещения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 541 000,00 руб.
По мнению Заявителя, Заказчик, в нарушение требований части 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в пункте 6.1. Информационной карты конкурсной документации неверно установил критерии оценки заявок и их величины значимости, а именно:
1) Цена контракта, значимость 20%,
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость 80 %.
В соответствии с пунктом 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 (которым утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 20%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 80%, могут быть установлены только для "исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ".
По мнению Заявителя, работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий. В соответствии с Правилами для таких работ должны быть установлены следующие предельные величины значимости:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60%,
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.
В своем отзыве на жалобу, письмом от 06 ноября 2014 года N 3613 (вх. от 07.11.2014 г. N 5502) Заказчик сообщает, что при установлении критериев оценки заявок, указанных в конкурсной документации, он руководствовался следующим.
Порядок разработки схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований регламентируется "Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения", а их содержание - "Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения", утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".
При этом, согласно положениям раздела 6 "Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения" схемы должны содержать описания "результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения, описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений; _ (и т.п.)". Выполнение указанных работ требует наличия у исполнителя соответствующего аналитического оборудования и квалифицированного персонала, способного осуществить научно-техническое обследование указанных объектов, обработку и анализ полученной информации, исследование причин возникновения выявленных проблем и выработку эффективных путей их решения.
Выполнение требований раздела 7 "Направления развития централизованных систем водоснабжения", раздела 8 "Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды", раздела 9 "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения" влечет за собой работы по проведению теоретического анализа информации о состоянии системы водоснабжения и водоотведения, составлению текущих и разработке перспективных территориальных и структурных балансов водоснабжения и водоотведения исходя из полученных статистических и расчетных данных и сведений, определению объемов потерь в системах производства, транспортировки и распределения воды и т.д. Выполнение данных видов работ также требует наличия у исполнителя квалифицированного персонала и опыта выполнения аналогичных проектов.
Заказчик подчеркивает, что разработка схемы водоснабжения муниципального образования не может считаться универсальной услугой для всех заказчиков и требует индивидуального подхода. В ходе разработке схемы на основе обследования и научного анализа существующих систем должны быть предложены к внедрению новые для Заказчика технологические процессы забора, очистки, транспортировки и утилизации воды.
В дополнении к возражению на жалобу от 06.11.2014 г. N 3613 Заказчик указывает, что данный вид работы представляет собой работу на границе научно-исследовательской и опытно-конструкторской.
По определению ГОСТ 15.101-98 "Порядок выполнения научно-исследовательских работ" научно-исследовательская работа (НИР) это "Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции". Опытно-конструкторская работа (ОКР) определяется как - технические, инженерные и лабораторные разработки, доводящие результаты предваряющих их НИР до практических возможностей воплощения в производство.
По мнению Заказчика, научно-техническое исследование существующей системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования является, по сути, научно-исследовательской работой, а разработка на базе проведенных исследований новой схемы водоснабжения и водоотведения - опытно-конструкторской работой.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, Заказчик считает жалобу необоснованной, а установку величин значимости критериев оценки заявок правомерным.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика поддержали позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, основываясь на следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предельные величины значимости критериев оценки заявок в случае выполнения работ, услуг за исключением отдельных видов работ, услуг составляют: стоимостные - 60%, нестоимостные - 40%; в случае исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ составляют: стоимостные - 20%, нестоимостные - 80%.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1.3. "Исходная информация для разработки схем водоснабжения и водоотведения и порядок ее предоставления" Технического задания конкурсной документации, схемы должны быть разработаны исполнителем с учетом и на основании предоставляемой ему информации, которая определена действующими нормативными актами. Как например, Заказчиком предоставляется генеральный план поселения, информация по источникам водоснабжения и водоотведения, полученная Заказчиком от организаций, осуществляющих на территории поселения деятельность по водоснабжению и водоотведению, на основании запроса Заказчика таким организациям. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 38 416-ФЗ от 07.12.2011 г. "О водоснабжении и водоотведении" исполнителю предоставляется отчет о техническом обследовании централизованных систем водоснабжения и водоотведения поселения, при условии, что такое техническое обследование выполнено на момент разработки схемы водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 2.1. "Содержание работы" Технического задания конкурсной документации: работа состоит из двух частей - двух независимых документов - "Схема водоснабжения" и "Схема водоотведения". Согласно пункту 2.2. Технического задания "Схема водоснабжения" должна включать в себя информацию, определенную в соответствии с требованиями настоящего технического задания, и содержит разделы и подразделы, такие как - описание системы и структуры водоснабжения городского округа, описание технологических зон водоснабжения и т.п. Согласно пункту 2.3. Технического задания "Схема водоотведения" должна включать в себя информацию, также определенную в соответствии с требованиями настоящего технического задания и содержит следующие разделы и подразделы: описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории городского округа, описание результатов технического обследования централизованной системы водоотведения и т.п.
Проведение научно-исследовательских работ регламентируется ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ" и ГОСТ 7.32-2001 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" и регулируются гражданским кодексом Российской Федерации. Основным результатом научно-исследовательских работ является отчет о выполнении научных исследований.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 2.6. Технического задания конкурсной документации установлены требования к представлению результатов работ, а именно: "Результатом работы по разработке Схем водоснабжения и водоотведения является текстовый и графический материал проектов схем водоснабжения и водоотведения, содержащий все необходимые разделы и составные части согласно Техническому заданию. Все документы, составляющие результат работ, представляются Исполнителем Заказчику следующим образом:
- в электронном виде в формате pdf и Microsoft Word.
- в печатном виде в 2 экземплярах."
Таким образом, Комиссия установила, что результатом данных работ является именно разработка схемы водоснабжения и схемы водоотведения на основе предложенного материала, а не отчет о выполнении научно-исследовательской работе. Таким образом, данные работы не относятся к научно-исследовательским либо опытно-конструкторским.
Следовательно, установление иной значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе является неправомерным, так как Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В пункте 6.1. части 6 "Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе" Информационной карты конкурса, Заказчиком были установлены следующие критерии оценки заявок: "Стоимостные критерии оценки 1. Цена контракта, значимость 20%. Нестоимостные критерии оценки 2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость 80%.", в то время как в соответствии с пунктом 2 "Работы, услуги, за исключением отдельных видов работ, услуг" Приложения к Правилам должны быть установлены следующие предельные величины значимости "минимальная значимость стоимостных критериев оценки 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, установив критерии оценки заявок и их величин значимости не в соответствии с Правилами.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" обоснованной.
2. Признать администрацию муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области нарушившим часть 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать администрации муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
< . . . >
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 12 ноября 2014 г. N 422/2014-З/3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2014