Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 октября 2014 г. N 592/14
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Шило И.В. - и.о. руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Строкина В.С. - ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации;
Чи Р. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Артюхиной А.Ю., Кириенко Д.В., Терещенко И.К. - представителей НП СРО "Сахалинстрой";
Михаленкова В.А. - представителя администрации МО городской округ "Долинский" Сахалинской области;
Гулецкого А.В. - представителя ООО "СитиСтройДизайн",
рассмотрев дело N 592/14 о нарушении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Быков Долинского района Сахалинской области" (далее - Заказчик) положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт и благоустройство прилегающих территорий МБОУ "СОШ" в с. Быков" (извещение N 0161300006314000178),
УСТАНОВИЛА:
09 октября 2014 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба НП СРО "Сахалинстрой" (далее - заявитель, Партнерство) о признании Заказчика нарушившим законодательство о контрактной системе в сфере закупок при проведении вышеуказанного аукциона.
Представители Заявителя Артюхина А.Ю., Кириенко Д.В., Терещенко И.К., присутствовавшие на заседании Комиссии, доводы жалобы поддержали.
Представитель уполномоченного органа Михаленков В.А, представитель ООО "СитиСтройДизайн" Гулецкий А.В. (разработчик проектной документации в составе документации об аукционе), возражали против удовлетворения жалобы, указывая на то, что нарушений законодательства о контрактной системе Заказчиком не допущено.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе закупки:
1) заказчиком данного аукциона является МБОУ СОШ с. Быков;
2) закупка осуществлялась уполномоченным органом - администрацией МО городской округ "Долинский" Сахалинской области;
3) извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Российской федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 24.09.2014;
4) документация об электронном аукционе утверждена Заказчиком;
5) начальная (максимальная) цена контракта составляет 114 800 700 рублей;
6) по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки; электронный аукцион признан несостоявшимся.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией должна содержать, в том числе, описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, Закон о контрактной системе возлагает на заказчика обязанность по исчерпывающему определению в документации об аукционе условий о качестве работ, их результатах, а также иных показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
При этом, согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав проектно-сметной документации определен ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Согласно указанным нормам проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации следует, что проектная документация также делится на текстовую часть, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Из приведенных положений ГК РФ, ГрК РФ, Положения о составе разделов проектной документации следует, что требования к качеству работ, к результату работ, к иным показателям, связанным с определением выполняемых работ потребностям заказчика, характеристикам строительно-монтажных работ, устанавливаются в проектно-сметной документации.
Согласно п. 2.16 Технического задания документации об аукционе выполнение работ по организации капитального ремонта должно соответствовать видам и объемам работ, предусмотренных проектной документацией.
Техническая часть документации об аукционе включает в себя проектную документацию на Капитальный ремонт и благоустройство прилегающих территорий МБОУ "СОШ" в с. Быков.
Разместив в составе документации об аукционе проектную документацию, содержащую описание объекта закупки, Заказчик определил свою потребность к результату работ.
Вместе с тем, в п. 2.7 Технического задания предусмотрено выполнение работ, в том числе, по устройству фасада. На заседании Комиссии установлено, что Техническая часть документации об аукционе в части выполнения работ по устройству фасада не содержит в необходимом объеме описания технических решений, расчетов, чертежей и графиков для выполнения указанных работ. Таким образом, Заказчик не определил в документации об аукционе свою потребность в результате работ в части устройства фасадной системы.
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба в этой части признается обоснованной.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ N 123) положения ФЗ N 123 обязательны для исполнения, в том числе, при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности.
В соответствии с пп. "а" п. 4 ч. 1 ст. 32 ФЗ N 123 здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на класс Ф 4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
В соответствии с п. 1.2 Приказа МЧС России от 21.11.2012 N 693 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (далее - Приказ МЧС России) установленный свод правил применяется на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции, при иных работах, связанных с полной или частичной заменой строительных конструкций, заменой заполнений проемов в строительных конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости, а также в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объектов защиты.
В соответствии с п. 5.2.2. Приказа МЧС России для конструкций стен наружных ненесущих светопрозрачных допускается без испытаний устанавливать классы их пожарной опасности, в том числе, К0 - для конструкций, выполненных только из негорючих материалов (НГ).
В соответствии с п. 5.2.3. Приказа МЧС России для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 должны применятся фасадные системы класса К0 с применением негорючих материалов облицовки, отделки и теплоизоляции.
В соответствии с п. 5.4. "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" строительные материалы подразделяются на негорючие (НГ) и горючие (Г). Горючие строительные материалы подразделяются на четыре группы:
Г1 (слабогорючие);
Г2 (умеренногорючие);
Г3 (нормальногорючие);
Г4 (сильногорючие).
В соответствии с п. 2.9 Технического задания документации об аукционе применяемые материалы должны соответствовать требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
В соответствии с п. 5.1.1. Проекта контракта документации об аукционе подрядчик обязан обеспечить, в том числе, соблюдение правил пожарной безопасности, а также качество выполнения всех видов работ в соответствии с действующими нормами, техническими условиями, регламентами и СНиП.
В то же время, в соответствии с п. 5 Сметного расчета N 01-02-10 документации об аукционе при устройстве фасадной системы будут применяться фасадные панели "КраспанКомпозит-St".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте компании "Краспан" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" класс горючести панели КраспанКомпозит-ST - Г1. Указанный класс горючести подтверждается представителем ООО "СитиСтройДизайн". Доказательств того, что использование фасадной панели класса горючести НГ невозможно, на заседание Комиссии не предоставлено.
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Принимая указанное решение в этой части, Комиссия учитывает социальную значимость объекта закупки, а именно капитальный ремонт средней общеобразовательной школы. Доводы представителя ООО "СитиСтройДизайн" о том, что применение фасадных панелей с классом горючести Г1 на объекте класса Ф 4.1 допустимо, Комиссия признает несостоятельными по вышеуказанным обстоятельствам.
Жалоба в этой части признается обоснованной.
В соответствии с п. 27.1 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" раздел 10.1 проектной документации "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" (далее - Раздел 10.1 ПД) в текстовой части должен содержать требования к материалам и принятым техническим решениям, содержащихся в иных разделах проектной документации; в графической части Раздел 10.1 ПД содержит схемы расположения в зданиях, строениях и сооружениях приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
В соответствии с пп. "в" п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1221) требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п. 4 Постановления N 1221 если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Заявитель обжалует отсутствие в составе документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, Раздела 10.1 ПД. Согласно пояснениям представителя уполномоченного органа, проектная документация, в том числе отсутствующие на официальном сайте разделы, будет передана победителю аукциона в полном объеме при заключении контракта.
В ходе системного толкования норм права Комиссия приходит к выводу, что требования об обеспечении энергетической эффективности устанавливаются на основе показателей используемых при выполнении работ материалов. Комиссией установлено, что выполнение работ будет осуществляться, в том числе, в соответствии с проектной документацией. Таким образом, отсутствие Раздела 10.1 ПД не позволяет участникам закупки подготовить первую часть заявки на участие в аукционе надлежащим образом, поскольку невозможно определить соответствие показателей материалов, предлагаемых участником, требованиям документации об аукционе.
При таких обстоятельствах, Заказчик признается нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба в этой части признается обоснованной.
Комиссия принимает во внимание решение Заказчика и уполномоченного органа о повторном проведении электронного аукциона, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе, а именно по окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу НП СРО "Сахалинстрой" признать обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лица Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Шило
Члены Комиссии В.С. Строкина
Р. Чи
Чи Р. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 октября 2014 г. N 592/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2014