Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 октября 2014 г. N 1652-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "Комплект Сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая 3) на действия (бездействие) заказчика Муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа Верхняя Пышма" (г. Верхняя Пышма, ул. Красноармейская 13) при проведении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0362300178414000012) на выполнение работ по проектированию и строительству дошкольного образовательного учреждения на 270 мест в квартале ул. Петрова - Красных Партизан - Клары Цеткин в г. Верхняя Пышма Свердловской области на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым оборудованием и мебелью, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту -Закон о контрактной системе) при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа Верхняя Пышма" - А.А. Балеевских (доверенность б/н от 14.10.2014 года);
- в отсутствие представителей заявителя ООО "Комплект Сервис", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект Сервис" на действия (бездействие) заказчика Муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа Верхняя Пышма" при проведении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0362300178414000013) на выполнение работ по проектированию и строительству дошкольного образовательного учреждения на 270 мест в квартале ул. Петрова - Красных Партизан - Клары Цеткин в г. Верхняя Пышма Свердловской области на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым оборудованием и мебелью.
Заявитель ООО "Комплект сервис" в своей жалобе указал, что в документации об аукционе содержатся требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, что нарушает п.2 ч.1 ст. 64 закона о контрактной системе. Предметом аукциона является выполнение работ по строительству объекта.
Согласно Документации, в рамках аукциона необходимо выполнить строительно-монтажные работы, которые относятся к совершенно особенной и имеющей свою специфику сфере деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.
Между тем, согласно Документации, в рамках аукциона, помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при производстве строительных работ, также необходимо поставить следующие товары: - Оборудование для пищеблока, использующееся для приготовления, хранения и подачи пищи: электрокотел; шкаф холодильный; плита электрическая; шкаф жарочный; пароконвектомат; оващерезательная машина; картофелечистка; мясорубка и т.д.
Поставка вышеперечисленного оборудования (приложенным выше перечнем не ограничивается требуемое к поставке оборудование) технологически и функционально не связана с предметом Аукциона (при выполнении строительных работ нет необходимости использовать оборудование для приготовления пищи). Включение указанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках Аукциона.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, и просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы сторон и ознакомившись с материалами дела, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч.1 п.1,2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара:
- согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Заказчик в своей документации установил требования к первой части заявки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В приложении N 4 к техническому заданию заказчик установил перечень основных товаров, и перечень основного оборудования, которые подлежат поставке.
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ поставки немонтируемого оборудования Комиссией установлено следующее.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с п. 15 Информационной карты аукциона участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным аукционной документацией, в том числе:
Наличие свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8.; частью 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 раздела II. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)" (стоимость работ по одному договору не менее 5 миллионов рублей).
2) Наличие свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., пункта 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство" (стоимость объекта по одному договору не менее 500 миллионов рублей).
В соответствии с п. 17 Информационной карты аукциона вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: копию свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8.; частью 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 раздела II. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)" (стоимость работ по одному договору не менее 5 миллионов рублей).
4) копию свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., пункта 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
Кроме того, необходимо отметить в соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям (ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ).
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий (ст. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий).
В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:
результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий) (п. 2 ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, заказчик, действуя в соответствии с требованиями законодательства обязан включить в состав документов, предоставляемых участниками размещения заказа копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, соответственно данное требование не могло повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В п. 12.1 части 1 документации об аукционе заказчиком установлены обязательные требования к участникам закупки в соответствии ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В п. 12.1.1. части 1 документации об аукционе установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При этом в п. 5.3 проекта муниципального контракта указано, что генеральный подрядчик гарантирует, что на момент заключения настоящего Контракта:
- в отношении него не проводится процедура ликвидации, отсутствует решение арбитражного суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также, что размер задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год не превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (Генеральных подрядчиков, исполнителей) информации о нем (п. 5.3.1),
- не обременён обязательствами имущественного характера, способными помешать исполнению обязательств по настоящему Контракту (п. 5.3.2),
- за последние два года не нарушал договорных обязательств и не причинял ущерба (либо погасил причиненный ущерб) по аналогичным контрактам (п. 5.3.3).
Установление вышеуказанных требований к участникам закупки не предусмотрено Законом о контрактной системе, в связи с чем их установление нарушает ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
За установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Комплект Сервис" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа Верхняя Пышма" признать нарушение ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа Верхняя Пышма", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 октября 2014 г. N 1652-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2014