Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 октября 2014 г. N 1694-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
<******************************************************************* ******>
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Горноуральского городского округа" - Сапко О.С. (доверенность N 45 от 22.10.2014 г.), Каневой Т.А. (доверенность N44 от 22.10.2014 г.),
- заявителя в лице ООО "Вега" - Гиревой Е.Н. (доверенность N17 от 22.10.2014 г.), Трофимовой Е.А. (доверенность N19 от 22.10.2014 г.),
- в отсутствии уполномоченного органа в лице Администрации Горноуральского городского округа, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Вега" (620026,г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 86, лит. А, пом. 93) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Горноуральского городского округа" (622036 Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 42), уполномоченным органом в лице Администрации Горноуральского городского округа (622000, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Красноармейская, 46) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство жилых малоэтажных домов в населенных пунктах Горноуральского городского округа (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) для переселения граждан в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Горноуральского городского округа на 2014-2017 годы в соответствии с описанием объекта закупки - Техническим заданием (Приложение N1 к документации об электронном аукционе) (извещение N 0162300003614000394) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Вега" (вх. N 01-21492 от 17.10.2014 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Горноуральского городского округа, уполномоченным органом в лице Администрации Горноуральского городского округа при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство жилых малоэтажных домов в населенных пунктах Горноуральского городского округа (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) для переселения граждан в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Горноуральского городского округа на 2014-2017 годы в соответствии с описанием объекта закупки - Техническим заданием (Приложение N1 к документации об электронном аукционе) (извещение N 0162300003614000394) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации в части описания объекта закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
10 октября 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300003614000394 и документация об аукционе. Начальная максимальная цена контракта составила 33861685,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5.1. документации об аукционе установлено наименование объекта закупки: строительство жилого малоэтажного дома в п. Новоасбест ул. Бажова. Пункт 5.2. документации об аукционе содержит описание объекта закупки, а именно: строительство жилого малоэтажного дома в п. Новоасбест ул. Бажова (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) для переселения граждан в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Горноуральского городского округа на 2014-2017 годы" в соответствии с описанием объекта закупки - Техническим заданием (Приложение N1 к документации об электронном аукционе).
Согласно части 3 технического задания документации об аукционе объектом закупки наряду с выполнением строительно-монтажных работ является также подготовка проектно-сметной документации.
Приложением N1 к техническому заданию документации об аукционе установлено задание на проектирование, в том числе:
N п/п |
Перечень основных данных и требований |
Основные данные и требования |
1 |
2 |
3 |
2. Технические характеристики
|
Основные требования к конструктивным, технологическим решениям, материалам несущих и ограждающих конструкций и отделке здания |
Наружная отделка - декоративная штукатурка с окраской или сайдинг с утеплением. Кровля - должна быть выполнена из металлочерепицы с устройством водосточной системы. В квартирах устанавливаются сантехнические приборы (ванна - стальная или чугунная, унитаз, раковина, мойка, смесители) и кухонные плиты. |
Кроме того, приложением N3 к техническому заданию документации об аукционе установлены технические требования заказчика к функциональным характеристикам и качественным свойствам используемых материалов при выполнении строительно-монтажных работ, в том числе:
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Значение показателя (минимальное и (или) максимальное) или значение, которое не может быть изменено) |
16 |
Ванны купальные |
Чугунные эмалированные ванны Ванны должны устанавливаться в ванных комнатах санитарно-бытовых помещениях общественных зданий. Длина более 1650 менее 1750 мм Ширина более 720 менее 800 мм Высота не более 800 мм Глубина более 100 мм |
74 |
Кровельный материал |
Должен быть битумный кровельный и гидроизоляционный материал. Срок службы не более 7 лет. Должен предназначаться для устройства нижнего слоя кровельного ковра зданий и сооружений, а также предусмотреть использование для гидроизоляции строительных конструкций. Кровельный материал получают путем двустороннего или одностороннего нанесения на стекловолокнистую основу битумного вяжущего, состоящего из битума или наполнителя или из битума с наполнителем, с последующим нанесением на одну или обе стороны полотна защитных слоев. Гибкость на брусе R=25 мм не выше 00С. Теплостойкость в течение менее трёх часов не ниже +800С. Разрывная сила при растяжении в продольном/ поперечном направлении, Н/50 мм, более на полиэфире 300 на стеклоткани 653 на стеклохолсте 280 Масса 1 кв.м., кг, более двух Температура хрупкости вяжущего, °С, не выше -15 Водопоглащение в течение 24 ч, % по массе, не более 1 Водонепроницаемость в течение 72 ч при давлении не менее 0,001 МПа абсолютная Толщина 2-6 мм |
79 |
Многослойная полиэтиленовая пленка |
Многослойная полиэтиленовая пленка для, строительства временных сооружений, защитных укрытий, указать марку. Высшего или первого сорта Без антистатической добавки или с добавкой Длина рулона, м, не менее 30 Верхний, средний, нижний слои - полиэтилен Толщина, мм, более 0,1 Прочность при растяжении в поперечном направлении,(кгс/см2), менее: 14,7 (140) Паропроницаемость, Гр/(м Удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не более 1·10(16) Масса 1м3 должна быть менее 18,4 гр. Температура морозостойкости не выше -1000С Предел текучести при растяжении (диапазон), МПа, более 5 |
86 |
Гипсокартонный лист |
Назначение: для отделки стен, устройства перегородок, подвесных потолков, огнезащиты конструкций, изготовления декоративных и звукопоглощающих изделий Габаритные размеры (длина х ширина х толщина): менее 2600 х не менее 600 х более 9,5 мм Группа по внешнему виду: А или Б Разрушающая нагрузка для продольных/поперечных образцов не должна быть более, Н, 360 / 111 Группа горючести: выше Г2 Группа воспламеняемости: В3 Группа дымообразующей способности: Д1 Группа токсичности: не ниже Т1 Повреждение углов: не более 2 шт |
96 |
Плиты из каменной ваты
|
Назначение: для теплоизоляции с внешней стороны зданий в системах с тонким штукатурным слоем Длина: не более 1000 мм Ширина: от 550 до 650 мм Толщина: от 70 мм Плотность верхнего слоя: более 150 кг/м Плотность нижнего слоя: более 90 кг/м Теплопроводность Группа горючести: НГ Предел прочности на отрыв слоев: не менее 15 кПа Водопоглощение при полном погружении по объему : не более 1,5 % Модуль кислотности: не менее 2,0 |
100 |
Горячекатаная арматурная сталь по |
Класс арматурной стали, А-I или А-II или A-III Диаметр профиля, мм: не менее 10 Марка стали: Ст5сп или Ст3кп или Ст3пс или Ст3сп или 35ГС Площадь поперечного сечения, см2: более 0,503 менее 1,131 |
102 |
Бруски необрезные хвойных пород |
Шириной до 150 мм Сорт I или II Длина от 4 до 8 м Параметр шероховатости поверхности не менее 1250 мкм Толщиной менее 150 мм |
147 |
Огнебиозащитная пропитка |
Назначение: для обработки наружных и внутренних деревянных поверхностей Расход: для антисептирования (1 слой) - менее 111 г/м для огнезащиты и антисептирования (2-3 слоя) - менее 300 г/м Способ нанесения: кистью, окунанием и/или распылением |
Пунктом 17.3 аукционной документации предусмотрена инструкция по заполнению заявки участником закупки, согласно которой первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
1) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией;
2) информацию об используемом товаре с указанием на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя, предлагаемого для использования товара, предоставляются на основании данных указанных:
- в приложении N3 Сведения о конкретных показателях предлагаемого к использованию при выполнении работ товара к приложению N 1 к аукционной документации - "Техническое задание";
- при описании товара участник аукциона применяет общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не указано в приложении N 3 к техническому заданию - Сведения о конкретных показателях предлагаемого к использованию при выполнении работ товара;
3) при описании товара, используемого при выполнении работ, в заявке на участие в аукционе указывается вся информация, запрашиваемая заказчиком, в отношении всех товаров (материалов).
В отношение товаров, на которые установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", и т.п.) и которые могут изменяться в рамках установленных значений, а также заданы условия выбора показателей товаров (например, марка стали БСт2кп-БСт4кп), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара.
Показатели товаров, в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться (например, ширина 300 мм), а также фракция (например, 20-40) и диапазон температур (например, от -5 до +40°С), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением(ями), установленными документацией. В иных случаях, при указании конкретных показателей товаров использование слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", "или", знак тире и т.п. не допускается.
Относительной необъективности описания объекта закупки в части применения и использования при выполнении работ материалов, не соответствующих требованиям задания на проектирование, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского Кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работы.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом часть 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность внесения изменений в проектную документацию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
Таким образом, по позициям применяемых товаров для выполнения соответствующих работ, в том числе, по позициям технического задания п. 16 "ванны купальные", п. 74 "кровельный материал", п. 96 "плиты из каменной ваты", п.102 "бруски необрезные хвойных пород", п. 147. "огнебиозащитна пропитка" описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе, так как Закон о контрактной системе позволяет установить требования к товарам, используемым для выполнения строительных работ, а право выбора в применении данных материалов предусмотрено заданием на проектирование и не исключает возможность их применения и (или) не применения при возникновении потребности о внесении изменений в проектную документацию в процессе строительства объекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В месте с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что согласно ГОСТ 6266-97 "Листы гипсокартонные" разрушающая нагрузка для образцов, выраженная в H (кгс), для продольных не должна быть более 360 (36,0), для поперечных не должна быть более 116 (11,6).
Таким образом, описание товара по п. 86 "гипсокартонный лист" носит необъективный характер и нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как документацией об аукционе не предусмотрено использование стандартного показателя, соответствующего действующему ГОСТ, а инструкция по заполнению заявки не предусматривает правильность прочтения знака "/".
Кроме того, по п. 79 "многослойная полиэтиленовая пленка" предусмотрено требование к товару о предоставлении соответствующей марки, при этом в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация об аукционе не содержит показатели, позволяющие определить параметры ее соответствия согласно ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиленовая". Вместе с тем, ввиду не установления требований к марке пленки, требование о предоставлении конкретных показателей товара по указанной характеристике товара фактически неприменимо и не может оказать влияние на результат закупки.
Относительно п. 100 "Горячекатаная арматурная сталь по", Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что описание товара и показатели соответствуют действующему ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций", заявленному в техническом задании аукционной документации, а наименование товара с предлогом "по" может расцениваться не более, как опечатка текста, не оказывающая влияние на результат закупки.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Вега" признать обоснованной в части описания объекта закупки по п. 86 "гипсокартонный лист" технического задания как не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Горноуральского городского округа" признать нарушение пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации Горноуральского городского округа нарушений Закона о контрактной систем не выявлено.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Горноуральского городского округа" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 октября 2014 г. N 1694-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2014