Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 октября 2014 г. N 1719-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алиева В.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" - Е. А. Просветовой (доверенность от 12.05.2014 года),
- заявителя в лице ООО "Промстройсервис" - Храмова А. Ю. (доверенность от 20.10.2014 года), Томиловских Е. С. (доверенность от 20.10.2014 года)
рассмотрев жалобу ООО "Промстройсервис" (вх. N01-21801 от 22.10.2014 года) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (624992, Свердловская обл, Серов г, Якова Свердлова, 26) при размещении заказа путем электронного аукциона на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Вальцовщиков, д. 22 А в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью (извещение N 0362300149814000170) в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе заявитель указал, что ООО "Промстройсервис" не имеет возможности подать заявку на участие в аукционе, по следующим причинам:
1. Файл Спецификация 1, Спецификация 1-2, Спецификация 1-3, Спецификация 2 имеют не редактируемый формат (рисунок в формате PDF), что противоречит Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений. Кроме того, пунктом 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме"). Разъяснения по данной теме даны в Письме Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2014 г. N АЦ/26237/14 "Разъяснение законодательства о контрактной системе"
2. В позиции 27 "Металлочерепица" имеется конкретный показатель: Вариант конструктивного исполнения ПВХ профилей одно- или двух или трех камерный. Материала "Металлочерепица" с такими показателями не существует, следовательно участник размещения заказа не может предложить поставку такого материала.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
10.10.2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300149814000170 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила - 130 077 440,00 рублей.
Относительно доводов заявителя о выборе заказчиком способа определения поставщика, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 года N 147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" (далее Положение) размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В состав документации об электронном аукционе - раздел 4 "Техническая часть" - включены спецификации N 1, 2 основных используемых материалов с качественными характеристиками, которые размещены заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в виде электронного документа в текстовом формате - PDF.
PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми для печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией AdobePortableDocumentFormat; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами. Таким образом, размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована; фоновый рисунок в формате PDF возможность участников размещения заказа ознакомления с документацией об аукционе не ограничивает.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В позиции 27 "Металлочерепица" заказчик установил требование: вариант конструктивного исполнения ПВХ профилей одно- или двух или трех камерный.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что показатель вариант конструктивного исполнения ПВХ профилей одно- или двух или трех камерный не относится к характеристике металлочерипицы. Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 33 заказчик установил требования к п. 27 "Металлочерепица" не позволяющие определить соответствие закупаемого товара.
Организация строительства объектов "под ключ" регламентируется Положением об организации строительства объектов "под ключ", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147.
Согласно пункту 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ" метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции включающий в себя в том числе комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию.
Согласно пункту 2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
В соответствии с п. 1.4 Положения об организации строительства объектов "под ключ" договор подряда на строительство объекта "под ключ", заключаемый между заказчиком и генподрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла - "проектирование - строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные СНиП 3.01.04-87, - сдача объекта в эксплуатацию".
Вместе тем, комиссией Свердловского УФАС России установлено, что выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Вальцовщиков, д. 22 А в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью, не является строительством "под ключ" в виду того, что заказчику не требуется выполнение полного цикла работ, который установлен п. 1.4 Положения об организации строительства объектов "под ключ", поскольку проектная документация на данный объект имеется в наличии и размещена на сайте. Таким образом, описание объекта, установленное заказчиком в нарушение п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не носит объективный характер.
В соответствии с п. 3 информационной карты документации об аукционе объект закупки включает в себя выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Вальцовщиков, д. 22 А в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью, в соответствии с требованиями "Технического задания", требованиями к используемым материалам, действующими нормами и правилами, иных необходимых согласований, включая подготовку кадастрового паспорта объекта, разработку рабочей документации; выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Объединение в один лот различных видов работ влечет за собой ограничение конкуренции при проведении закупки ввиду сокращения числа подрядчиков, исполнителей государственных контрактов, которые могли бы принять участие в закупке по отдельным видам работ.
За включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, предусмотрена административная ответственность по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Промстройсервис" признать обоснованной в части установления требований к товару не позволяющих определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии А.О. Опалев
В.А. Алиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 октября 2014 г. N 1719-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2014