Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 20 октября 2014 г. N 249
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
- А.А. Романов
- А.А. Демин |
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России;
- главный специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- Н.А. Шурыгина |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей:
от государственного заказчика:
от заявителя: |
- А.М. Матвеева
- А.Д. Цыцарова
|
- представителя по доверенности от 16.09.2014; - представителя ООО "ПСК" по доверенности от 13.10.2014; |
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 09.01.2014 N 01) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "ПСК" от 13.10.2014 на действия аукционной комиссии, государственного заказчика - ФКУ "Смоленская ПБСТИН" Минздрава России при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли административного здания (извещение N 0363100008214001771)
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы ООО "ПСК" (далее также - заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок представителем заявителя следует, что Обществу (заявка с порядковым номером 8738512) отказано в допуске к участию в аукционе на основании п.1 и п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.Согласно протокола рассмотрения заявок "в первой части заявки по позициям 3-14,19,37,38,41,42,46,47 Приложения N2 отсутствует информация: конкретные показатели соответствующие значениям аукционной документации, в частности п.3 Труба желоба водостока d100х1000мм,п.7 Крюк крепления желоба d150мм х210мм, п.40 снегозадержатель трубчатый 3 метра, п.8 Хомут соединения желоба d150мм, п.12 Конек 2 метра, п.18 уголок строительный 90 градусов, п.19 Скобы 5х20х5мми т.д., а по позициям 19, 37 и 38 наименование места происхождения товара или наименование производителя, в частности п.37 Фаска J профиль 3 метра и т.д.".
Представитель заявителя считает отказ в допуске к участию в электронном аукционе неправомерным, поскольку первая часть заявки содержала все сведения, предоставление которых предусмотрено Законом о контрактной системе, при этом локальный сметный расчет является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и не содержит требований к характеристикам материалов, в связи с чем требование о предоставлении показателей товаров (материалов) из сметного расчета является неправомерным.
Кроме этого, по мнению представителя заявителя, описание объекта закупки нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе, положения инструкции по заполнению заявки вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют однозначно понимать предъявляемые заказчиком требования к указанию в заявке показателей материалов, требуемых к использованию при выполнении работ.
На основании изложенного, представитель заявителя просит признать отказ в допуске к участию в аукционе неправомерным и обязать аукционную комиссию, государственного заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и указал, что Обществу было правомерно отказано в допуске к участию в аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок, а именно в связи с непредставлением Обществом в первой части заявки конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным приложением N2 к техническому заданию аукционной документации (локальный сметный расчет).
Кроме этого, Обществом в первой части заявки не были предоставлены конкретные показатели, соответствующие значениям, указанным в приложении N1 к техническому заданию, в частности:
- п. 2"Гвозди", указанный показатель с "конической головкой" диаметром 1.6 мм не соответствует требованиям аукционной документации о соответствии гвоздей ГОСТу 4028-63;
- п. 11 "Огнебиозащитная пропитка", не указана конкретная группа огнебиозащиты, конкретный показатель влажности древесины (указано Iили IIгруппа, до 30 % соответственно);
- п. 13 "Металлочерепица", в отношении максимальной температуры эксплуатации не указано диапазонное значение, в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки (указан показатель 120C);
- п. 14 "Виниловый софит", не указан вид - "сплошной без перфорации".
На основании изложенного, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении жалобы Общества.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ПСК" Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены 23.09.2014 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 10.10.2014 на участие в аукционе подано 8 заявок, которым присвоены номера 3826500, 2850338, 5648251, 5103378, 5042468, 4520970, 5276056, 8738512.
Участники, подавшие заявки с номерами 5103378, 5276056 допущены к участию в аукционе, остальным участникам отказано в допуске к участию в нем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, участнику с порядковым номером заявки 8738512 (ООО "ПСК") отказано в допуске к участию в аукционе на основании п.1 и п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе "в связи с отсутствием в первой части заявки по позициям 3-14,19,37,38,41,42,46,47 Приложения N2 конкретных показателей соответствующих установленным значениям, в частности п.3 Труба желоба водостока d100х1000мм, п.7 Крюк крепления желоба d150мм х210мм, п.40 снегозадержатель трубчатый 3 метра, п.8 Хомут соединения желоба d150мм, п.12 Конек 2 метра, п.18 уголок строительный 90 градусов, п.19 Скобы 5х20х5мми т.д., а по позициям 19, 37 и 38 наименование места происхождения товара или наименование производителя, в частности п. 37 Фаска J профиль 3 метра и т.д.".
В соответствии с п. "б" пп. 3.3.2 п. 3 аукционной документации, первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должна содержать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, (в том числе технической частью (техническимзаданием), локальным сметным расчетом), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации (в том числе технической части (техническом задании), локальном сметном расчете) указания на товарныйзнак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аукционная комиссия, в соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 данного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 данного закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 данного закона, требованиям документации о таком аукционе.
Документация об электронном аукционе, согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе аукционной документации содержится техническая часть (техническое задание) с приложением N 1 "Требования к материалам на выполнение строительных работ" и приложением N2 "Локальный сметный расчет", при этом перечень наименований требуемых к применению при выполнении работ материалов с указанием максимальных и минимальных значений показателей указанных материалов, а также значений показателей, которые не могут изменяться определен приложении N1 к техническому заданию.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, законодателем отражена взаимосвязь между технической документацией и сметой, как отдельными самостоятельными документами.
Смета, в соответствии со статьей 709 Гражданского кодекса РФ является документом, определяющим стоимость работ по договору подряда, а не показатели товаров (материалов), в связи с чем в приложении N2 к техническому заданию "Локальный сметный расчет" не содержатся максимальные и минимальные значения показателей материалов, а также значения показателей, которые не могут изменяться в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, отказ в допуске к участию в аукционе ООО "ПСК" в связи с непредставлением в первой части заявки показателей используемого товара, а также иной информации, предусмотренной пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (п. "б" пп. 3.3.2 п. 3 аукционной документации)в соответствии с приложением N2 (локальным сметным расчетом) является необоснованным.
Вместе с тем, проанализировав иные, указанные представителем ответчика основания отклонения заявки ООО "ПСК", не указанные в протоколе рассмотрения заявок от 10.10.2014, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о правомерности отказа в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям.
В п. 2 приложения N 1 к техническому заданию "Требования к материалам на выполнение строительных работ" заказчиком установлены требования к гвоздям: гвозди ГОСТ 4028-63, должны быть с конической головкой, диаметр стержня мм 1.6-1.8, длина гвоздя 50 мм.
Обществом по данной позиции предложены гвозди ГОСТ 4028-63, с конической головкой, диаметр стержня 1.6 мм, длина 50 мм, что не соответствует требованиям вышеуказанного государственного стандарта, поскольку в соответствии с ГОСТом 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" диаметр стержня 1.6 мм предусмотрен для гвоздей с плоской головкой, в то время как для гвоздей с конической головкой указанным стандартом предусмотрены диаметры стержней от 1.8 мм.
Таким образом, Обществом в первой части заявки предоставлены недостоверные сведения о соответствии предлагаемых гвоздей ГОСТу 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", что в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе ООО "ПСК".
В п. 11 приложения N 1 к техническому заданию заказчиком установлены требования к огнебиозащитной пропитке:должна обеспечивать Iили IIгруппу огнебиозащиты в зависимости от расхода. Общество в первой части заявки в отношении предлагаемой огнебиозащитной пропитки аналогично указало, что она обеспечивает Iили IIгруппу огнебиозащиты в зависимости от расхода, 300 г/м для IIгруппы огнебиозащиты, 600г/м
для Iгруппы.
Комиссия Смоленского УФАС России полагает, что в данном случае в соответствии с требованием пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Обществом должен быть указан конкретный показатель в отношении группы огнебиозащиты пропитки, которая будет обеспечиваться Обществом при выполнении работ.
Таким образом, Обществом в первой части заявки не предоставлены конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, в связи с чем Обществу правомерно отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Остальные доводы представителя ответчика о несоответствии заявки Общества требованиям аукционной документации Комиссия Смоленского УФАС России считает необоснованными.
Доводы жалобы на положения аукционной документации в рамках рассмотрения жалобы Общества не подлежат рассмотрению, поскольку срок обжалования в соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе истек.
Учитывая, что Обществу правомерно отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, жалоба ООО "ПСК" признана Комиссией Смоленского УФАС России необоснованной.
По результатам проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией установлены следующие нарушения в действиях заказчика, аукционной комиссии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик, при описании объекта закупки должен использовать, если это возможно стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком в п. 2 приложения N1 к техническому заданию было установлено требование о соответствии требуемых к использованию гвоздей ГОСТу 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", их показатели, в частности диаметр стержня 1.6-1.8 мм, указанный в виде диапазонного значения для гвоздей с конической головкой. Данный диапазон установлен не в соответствии с требованиями вышеуказанного государственного стандарта, поскольку входящее в указанный диапазон значение диаметра 1.6 мм предусмотрено стандартом для гвоздей с плоской головкой.
В п. 4 приложения N1 к техническому заданию указан наименьший диаметр головки требуемых гвоздей - 7.0-7.5 мм, диаметр стержня 3.0-3.5 мм, длина гвоздя 70-90 мм, при этом указано, что гвозди должны быть с конической или плоской головкой. Вместе с тем в соответствии с ГОСТом 4028-63, указанные наименьшие диаметры (7.0-7.5 мм) определены для гвоздей только с конической головкой, им соответствует условный диаметр стержня гвоздей 3.5, 4.0 мм соответственно, длина гвоздя 90, 100 мм соответственно (указанному в документации диаметру стержня 3.0 мм соответствует наименьший диаметр головки 6 мм).
Указанные диаметры в п. 3приложения N1 к техническому заданию (6.0 -7.0 мм) определены ГОСТом 4028-63 также для гвоздей только с конической головкой (в п. 3 приложения N1 указано, что гвозди должны быть с конической или плоской головкой).
В п. 5приложения N1 к техническому заданию установлено значение показателя наименьшего диаметра головки гвоздя - 7.5 мм, при этом указан диаметр стержня 3.0-4.0 мм, длина гвоздя 90-120 мм, при этом, согласно ГОСТу 4028-63, для гвоздей с наименьшем диаметром головки 7.5 мм предусмотрен условный диаметр стержня 4.0 мм, длина гвоздя 100, 120 мм. Таким образом, в данных пунктахприложения N1 к техническому заданию значения показателей требуемых к использованию гвоздей указаны не в соответствии с государственным стандартом.
Также не в соответствии с ГОСТом 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент", указание на который содержится в п. 6 приложения N1 к техническому заданию, установлены значения показателей номинального диаметра, площади поперечного сечения материала скоб, требуемых к применению.
Такое описание объекта закупки носит необъективный характер, поскольку указание в таком случае в первой части заявки показателей, соответствующих значениям, установленным в аукционной документации, приводит к предоставлению недостоверных сведений в части соответствия государственному стандарту, что является основанием для отклонения заявок участников.
На основании изложенного, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком нарушены п. 1 ч. 1 ст. 64,п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в связи с тем, что описание объекта закупки не соответствует требованиям указанных правовых норм.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что участники, подавшие заявки с номерами 5103378, 5276056 неправомерно допущены к участию в аукционе, поскольку их заявки не соответствовали п. "б" пп. 3.3.2 п. 3 аукционной документации, пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В частности, в первых частях заявок указанных участников содержалась информация о стране происхождения предлагаемых товаров, но не содержалась обязательная к предоставлению информация о наименовании места происхождения товаров или наименовании производителей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ.
В соответствии с п. 1 ст. 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Положения данного пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом данного пункта.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (п. 2 ст. 1516 ст. 1516 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1518ГК РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
При этом, лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством, при условии, что производимый этими лицами товар отвечает требованиям п. 1 ст. 1516 данного Кодекса (ч. 2 ст. 1518ГК РФ).
Наименование страны происхождения товара в данном случае, указанное в заявке, исходя из смысла ст. 1516 ГК РФ не является наименованием места происхождения товара,
предлагаемого к использованию при выполнении работ, поскольку не отвечает критерию известности в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определены характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, или возможности идентификацииего как происходящего с территории определенного географического объекта, не зарегистрировано в установленном порядке.
Таким образом, участникам закупки с номерами 5103378, 5276056 должно быть отказано в допуске к участию в аукционе по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. В действиях аукционной комиссии, в связи с неправомерным допуском к участию в аукционе указанных участников содержится нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Участникам закупки с порядковыми номерами 3826500, 2850338, 5648251, 5042468, 4520970 правомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПСК" на действия аукционной комиссии, государственного заказчика - ФКУ "Смоленская ПБСТИН" Минздрава России при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли административного здания (извещение N 0363100008214001771) необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п.1, 2 ч. 1 ст. 33, в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии, государственному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона.
4. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Смоленского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
|
Заместитель председателя Комиссии:
|
______________________ |
А.А. Романов |
Члены Комиссии: |
_____________________ |
А.А. Демин |
|
_____________________ |
Н.А. Шурыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 20 октября 2014 г. N 249
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2014