Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 14 ноября 2014 г. N РЗ-233/14
Резолютивная часть решения оглашена "11" ноября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "14" ноября 2014 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупоки антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
Управления культуры и архивного дела Тамбовской области,
Комитета государственного заказа Тамбовской области,
в отсутствие представителя Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобуОбщероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество"(далее - Заявитель) на действия Управления культуры и архивного дела Тамбовской области при проведении конкурса с ограниченным участием N 0164200003014005527 и проведя в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон озакупках) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области(ранее и далее - Уполномоченный орган) 01.10.2014 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ruизвещение N0164200003014005527о проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации памятника истории и культуры "Мариинский детский приют(флигель)"(г.Тамбов,ул.Советская,59) (далее - Конкурс). Начальная (максимальная) цена контракта - 7 545 846,00 рублей.
Заказчик - Управление культуры и архивного дела Тамбовской области.
Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" обратилась с жалобой в антимонопольный орган. В качестве доводов жалобы Заявитель указал, что Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, считая их необоснованными.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа и материалы конкурса, установила следующее.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о закупках заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N73 "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Таким образом, закупка работ, образующих предмет рассматриваемого конкурса, может осуществляться в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона о закупках путем проведения конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупкахПравительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием.
Доводы Заявителя жалобы о невозможности применения рассматриваемого способа ввиду отсутствия установленных Правительством РФ дополнительных требований при осуществлении закупки на сохранение объекта культурного наследия не основаны на Законе.
Право проведения конкурса с ограниченным участием на закупку работ по сохранению объектов культурного наследия прямо предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона о закупах и не ставится в зависимость от реализации Правительством РФ предоставленного законом права на установление дополнительных требований к участникам указанного вида закупок.
Следует отметить, что в рассматриваемом конкурсе не установлены дополнительные требования к участникам.
В соответствиис вышеуказанными нормами Закона о закупках отсутствие дополнительных требований к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия не является препятствием для осуществления такой закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Указанный вывод Комиссии Тамбовского УФАС России подтверждается ч. 7 ст. 56 Закона о закупках, в соответствии с которой при проведении конкурса с ограниченным участием Заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о закупках, т.е. соответствуют не только дополнительным требованиям в случае их установления, но и требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (наличии лицензии), и требованиям об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, если таковые установлены.
Заявитель жалобы не представил аргументов и доказательств, чем рассматриваемый конкурс ограничивает количество участников закупки, в т.ч. потенциальных, и (или) нарушает их права и законные интересы.
2. Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что довод Заявителя о нарушении п. 30 Правил оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, путем установления Заказчиком "неверного критерия" о квалификации участников закупки не соответствует действительности по следующим основаниям.
В соответствии с указанным пунктом Правил оценки заявок в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Согласно п. 48 Информационного паспорта конкурса дополнительные требования к участникам закупки не установлены, критерии, с ними связанные, также отсутствуют в документации.
Все содержащиеся в конкурсной документации критерии оценки заявок соответствуют требованиям Закона о закупках и вышеприведенных Правил оценки заявок.Оспариваемый критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрен указанными Правилами оценки заявок как возможный критерий оценки заявок.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о закупках любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из содержания жалобы неясно, какие права и законные интересы участников закупки нарушаются проведением рассматриваемого конкурса и каким образом выбор иного способа определения поставщика приведет к их восстановлению.
По мнению Комиссии Тамбовского УФАС России, нарушение прав участников закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием возможно только в том случае, когда к участникам закупки необоснованно устанавливаются дополнительные требования, что в данном случае не установлено.
4. В ходе проведения внеплановой проверки комиссия Тамбовского УФАС России установила нарушение Закона о закупках выразившееся в следующем.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0164200003014005527 закупка производится у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 8 ст. 30 Закона о закупках установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4.3 Проекта государственного контракта установлено следующее:"Сроки выполнения: Начало Работ: с момента заключения Контракта. Окончание Работ: в течение шести месяцев с момента начала Работ".
В п. 3.4 части 3 Проекта государственного контракта указанно: "Окончательный платеж за фактически выполненные работы производится после подписания акта выполненных работ (форма КС-2) и справки стоимости выполненных работ (форма КС-3 - унифицированная) в течение двадцати банковских дней с момента поступления целевых средств из областного бюджета Заказчику, но не позднее 31 декабря 2015 года".
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 8 ст. 30 Закона о закупках.
В действиях должностного лица заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуОбщероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество"необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 8 ст. 30 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы дела лицу уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях по 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
А.А. Абанкин
Исп.: А.А. Абанкин тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 14 ноября 2014 г. N РЗ-233/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2014